Использование нетрадиционных технологий в аппликации с дошкольниками
материал по теме
Использование нетрадиционных технологий в аппликации с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал по теме | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование нетрадиционных технологий
в аппликации с детьми
младшего дошкольного возраста".
Подготовила воспитатель
дошкольной группы
Орлова С. В.
2014 г.
- 2 -
"В одно мгновенье видеть вечность
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка." Уильям Блейк.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидате- лем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определён- ной группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способ-ностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать вооб-ражение, желание включаться в творческую деятельность. Развитие творческих спо-собностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивно – художественный труд в детском саду, а именно аппликация. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладо-вая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поде- лок или сюжетов не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую мо- торику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетра- диционным апплицированием способствует развитию воображения, зрительной па-мяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:
● развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стиму-лируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;
●создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;
● многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволя-ет активизировать творческое экспериментирование;
● простота некоторых техник облегчает получение результата.
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обра- ботки, изменения состояния (В. М.Шепель). Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобрази- тельными средствами. Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различно-го материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различ-ных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обра-ботки материалов.Общепринятого определения термина «нетрадиционные изобра- зительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадицион-ные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:
★для создания образа используются не только обычно применяемые изобразитель-ные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;
★применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
★используются приёмы, инструменты создания изображения.
В разработках И. В. Новиковой, Лыковой, Базулиной, Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использовани-ем различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнооб-разию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает вообра- жение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использо- вать их в игре. В занятиях предлагают использовать такой материал как: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое. В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции мож- но создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изоб-ражения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Вы- полнение таких своеобразных аппликаций мы начинаем с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазываем клеем и сверху наклады- ваем пух, стружку, крупу и т. д. Глаза животных обозначаем накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создаем панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок, скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Допол-нительно наклеиваем умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует по- стоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многооб-разные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.
Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различ-ных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника «кол- лаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополня-ют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют компо-зиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произве-дения (возможные тематики: «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги»(тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Лис- топад»); техника "аппликация из опилок" (тематика"В осеннем лесу", "Цыпленок"); техника «аппликация из ниток»; «аппликация из скорлупы яиц»; «аппликация из ма- карон»; «аппликация из крупы». Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадицион- ных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях:
■доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми;
■использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игро-вые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами;
■коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий про- смотр и обсуждение;
■использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстри- рующего особенности каждой нетрадиционной техники;
■создание активно воздействующей предметно-пространственной среды;
■наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.
Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник по- зволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:
●накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);
●обогащение изобразительного, эстетического опыта;
● развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);
●экспериментированию с различными материалами;
●развитию воображения, творчества ребенка;
●развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).
Анализ исследований и методических разработок позволяют говорить о сочета-емости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволя-ет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадици-онных техник детьми младшего дошкольного возраста:
■Нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с мате-риалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к апплика- ции.
■Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию за-дач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного).
■Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.
■Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способ- ствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освое- нию средств выразительности.
■Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияютна развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т. к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей.
Работа с нетрадиционными техниками позволяет развивать трудовые умения и навыки, создавая выразительность образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. пи-сал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник твор- ческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необхо- димое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общест-венным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерст-ва в детской руке, тем умнее ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной деятельности по ознакомлению с художественной литературой «Щебетунья - ласточка» (с использованием нетрадиционных технологий аппликации, ИКТ) Старший возраст
Конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации....
конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе
Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.Интеграция образовательных областей: коммуникаци...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Никогда не прекращайте вашей самообразовательнойработы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,сколько бы ни знали, знанию и образованию нетни грани, ни пределов.Н.А. РубакинПроблемы вызваны осозна...
Инновационный проект по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий по физическому оздоровлению дошкольников»
вид работы: практико- ориентированный проект; по предметно-содержательной области проекта: междисциплинарный; по продолжительности выполнения: долгосрочный; по характеру доминирующей проектной дея...
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей старшего возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации» автор Емельянова О.Ю., воспитатель д/с 47 ОАО "РЖД", г.Александров
опыт работы Развитие творческого воображения...
Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".
Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....