Инновационный проект по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий по физическому оздоровлению дошкольников»
проект по физкультуре на тему

 Коробкова Татьяна Викторовна
вид работы: практико- ориентированный проект; по предметно-содержательной области проекта: междисциплинарный; по продолжительности выполнения: долгосрочный; по характеру доминирующей проектной деятельности: прикладной (практико- ориентированного характера).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект46.02 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Инновационный проект по теме:

«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих  технологий по физическому оздоровлению дошкольников»

Номинация:

«Лучшая методическая разработка по физическому оздоровлению детей»

                                                           

                                                  МБДОО№2 «Ромашка» ст. Гиагинской

                                                      Автор: Коробкова Татьяна Викторовна                

                                                      Должность: воспитатель

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих  технологий по физическому оздоровлению дошкольников»

Характеристика проекта:

*вид работы-  практико-ориентированный проект;

*по предметно-содержательной области проекта - междисциплинарный;

*по продолжительности выполнения- долгосрочный;

*по характеру доминирующей проектной деятельности - прикладной (практико-ориентированного характера).

Осуществлялись следующие виды профессиональной деятельности:        

- методическая;

- исследовательская;

- социально-педагогическая;

- воспитательная;

- культурно-просветительская;

- коррекционно-развивающая

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОО таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Сущность проекта. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, составляющих  триаду здоровья (физических упражнений, рационального режима, закаливания). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя девять взаимосвязанных блоков.

Актуальность. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Практическая значимость. Валеологические знания приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, физзанятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой, народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольника с разнообразием мира информационных технологий.

Инновационная направленность. Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи,

Цель проекта:

•Изучить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;

•Описать проект    по    физическому    воспитанию    и    оздоровлению    дошкольников  посредством классических здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

•Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОО.

•Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик на все возрастные группы, начиная с группы общеразвивающей направленности четвертого года жизни.

•Разработать методику применения классических здоровьесберегающих технологий (самомассаж,  аэробика, дыхательная гимнастика) в игровой форме в ДОУ.

•Создать медиа-коллекцию детских электронных презентаций по темам: «Виды спорта», «Я хочу здоровым быть», «Азбука здоровья» для дальнейшего использования в воспитательно-образовательном процессе.

Объект:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет:

Уровень физической подготовленности и показатели здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием народных игр, инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*Снижение уровня заболеваемости.

*Повышение уровня физического развития

*Повышении компетентности здоровьясбережения, которая включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

*Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Методы исследования:

анкетирование, беседы, математическая обработка результатов.

Механизм  функционирования  проекта:

Условия  функционирования проекта:    

*Кадровое обеспечение        

*Материально-технические условия

Обеспечение  функционирования проекта:

*Нормативно-правовая база

*Финансовая база

Реализация проекта:

*Организационный   этап

*Диагностический  этап

*Практический  этап

*Обобщающий этап

База реализации проекта:

МБДОУ «Тополёк» станицы Гиагинской

Участники проекта:

заведующая ДОУ, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, воспитатели, дети, родители.

Научная основа:

          В проекте использованы идеи Змановского Ю. Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка. Концепция проекта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В. Т. Кудрявцева - развивающей педагогике оздоровления.

В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОО лежит уровень развития детей, заданный основной общеобразовательной дошкольного образования программой «Детство», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. На основе диагностических данных была составлена комплексная система физического воспитания и оздоровления детей по всем возрастным группам.

Научная новизна: использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Практическая значимость: Валеологические знания приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика,  бег, физкультурные занятия, аэробика, дыхательные упражнения - к ежедневным занятиям физической культурой; народные подвижные игры способствуют развитию речи, физических качеств, формированию патриотических чувств; просмотр презентаций знакомит дошкольников с разнообразием мира информационных технологий.

I. Диагностика и анализ показателей 2015г. по сравнению с 2015г.:

1. Физическая подготовленность -     возрастание на 12%.

3. Количество часто болеющих детей – снижение на 3%

7. Посещаемость        -снижение числа пропусков детодней по болезни

8. Индекс здоровья -  возрастание на 3%.

II. Разработаны:        

1)    перспективное    планирование    по    физическому    воспитанию    с    применением оздоровительных методик на все возрастные группы;

2) система дыхательных упражнений в игровой форме по возрастам;

3) серия комплексов оздоровительной аэробики в игровой форме;

4) методика применения самомассажа   в ДОО в течение дня;

5) игровые комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки и стопы;

III. Определенность перспектив продолжения работы, обоснованность необходимых для этого условий:

*повышение качества образования методом совершенствования методики проведения занятий и использования ИКТ;

*расширение возможностей проекта за счет использования фитбола (укрепление мышц спины и профилактика нарушений осанки) и степов (укрепление дыхательной системы и всех групп мышц);

*разработка пакета диагностик оздоровления, физического и психического развития, физической подготовленности дошкольников.

Степень распространения представленного проекта:

*внедрение инновационных технологий проекта на едином здоровьесберегающем пространстве МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской.

*консультации по содержанию проекта на педсовете, на родительских собраниях, методических объединениях.

РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:

         1.Спортивный (совмешен с музыкальным) зал для физкультурных занятий, оборудование которого:

*обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

*способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;

*повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

*положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий.

Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса к занятиям физкультурой. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, дуги для подлезания; дорожка - «следы»; мягкие мячи.

Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, в каждой группе предусмотрен центр двигательной активности, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики  плоскостопия.  Мы разработали рекомендации по их содержанию в соответствии с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной двигательной деятельности. На детских игровых площадках оборудованы зоны для подвижных

.

РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. Уровень физической подготовленности дошкольников определяется в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) с помощью специально разработанного пакета диагностик (тестов).

В ДОО на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.

I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой

II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.

III группа - риска с ограниченной физической и психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).

Группы эти непостоянны, т. к. по результатам функциональных проб дети могут быть переведены или в более сильную или в более слабую группу. Например, в норме  пульс детей младшего дошкольного возраста в ответ на физическую нагрузку может учащаться на 25-20 %, а АД 5-15 мм рт. ст. Частота дыхания увеличивается на 4-6 раз в минуту. Неудовлетворительные результаты определяют более слабую группу, а дети, выполняющие тесты с легкостью, переводятся в более сильную.

Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.

3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, самомассажа, гимнастики для глаз).

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, оздоровительная аэробика).

Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.

Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание - 30 - 40 минут коррекционной работе.

Утренняя гимнастика - это заряд бодрости на весь день.

Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

*оздоровительный (дозированный) бег;

*дыхательная гимнастика и игры;

*упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры;

*гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

*оздоровительная аэробика;

*гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на НОД. Форма организации НОД гибка и разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе). НОД по физической культуре, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:

*оздоровительная аэробика, самомассаж,

*дыхательные упражнения,

*упражнения на коррекцию осанки и стопы,

*веселый тренинг и элементы психогимнастики.

Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы.

Причем в каждом возрастном периоде физкультурная НОД имеют разную направленность:

*малышам они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;

*в среднем возрасте развить физические качества (скорость, выносливость, силу);

*в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Чтобы физкультурная НОД была эффективна, при её проведении необходимо придерживаться         следующих условий:

  • построение НОД в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
  • использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
  • распределение нагрузки на организм на протяжении всей НОД;
  • использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.

Однако НОД по физической культуре становится эффективной только в том случае, если она не ущемляет индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей, интересов, а также учитывают индивидуальные различия детей. В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях:

- планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания,

- педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии с воспитателями групп. Часть НОД по физическому воспитанию, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала.

РАЗДЕЛ IV. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.

Лечебно - профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.

Эта работа имеет три этапа:

-    подготовительный,

-    интенсивной профилактики,

-   восстановительный.

На каждом из них используются свои общеукрепляющие процедуры.

Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне. Поэтому используется  самомассаж.

Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангины. Детям закладывают оксолииовую мазь в нос, используется витаминизация третьего блюда, масочный режим, дополнительное обеззараживание воздуха в приемных.

В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются. Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинским работником.

        

РАЗДЕЛ V. ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. 

При закаливании мы руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

            Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма.

Закаливающие мероприятия

I.   Закаливание воздухом

1. Воздушное закаливание по методике Ю. Ф. Змановского.

        Процедура проходит после дневного сна и имеет характер перебежек из  «холодной» комнаты (t 16-18°С) в «теплую» (t 22-24°С).  В это время дети играют в «Самолеты», «Перелетных птиц».

2. Проветривание помещений.

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания.

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурной и музыкальной НОД, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание.

3. Прогулки.

        Прогулки организуются в ДОО 2 раза в день (с учетом погодных условий). В теплое время года дополнительно прием детей осуществляется также на улице.

Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них.

4. Проведение занятий физкультурой на воздухе.  

II. Солнечные ванны.

Оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
III.     Водно-солевые дорожки (Рижский метод закаливания).

Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна шириной 0,5 м и длиной 1,5 м. Одна из них, под которой находится коврик с шипами,  смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной температуры. Другая -  в чистой воде такой же температуры. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение совмещается с хождением по «Дорожке Здоровья».  «Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

IV. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

*Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

*Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

*Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

*Намочить обе ладошки и умыть лицо.

*Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

V. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской).

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

       Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

VI. Босохождение.

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t  пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты.. Через каждые 5—7 дней прибавляется по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

                РАЗДЕЛ VI. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Воспитание   потребности   в   здоровом   образе  жизни  осуществляется   по   нескольким направлениям.


Одно из направлений по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни — формирование культурно-гигиенических навыков. Вся серия мероприятий данного направления носит название "Моё здоровье". На первом месте данного направления в ней стоят НОД по физической культуре, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние - это НОД по формированию привычки к ЗОЖ и ОБЖ.

РАЗДЕЛ VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями на основе родительского договора. У нас реализуются следующие формы работы: семейные клубы; семейные праздники; диспуты, почтовый ящик. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

*ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;

*формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;

*обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, и т. д.).

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытая НОД по физии ческой культуре и совместные праздники типа «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Дни Здоровья», «Знатоки правил дорожного движения» которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей, когда родители могут просмотреть и принять участие в НОД по физической культуре.

        

РАЗДЕЛ VIII.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

        Задача по сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает создание единого образовательного и оздоровительного пространства, т.е. социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Взаимодействие с органами здравоохранения (Поликлиника станицы Гиагинской, «Районная больница»).

Задачи, решаемые в совместной работе:

Контроль состояния здоровья детей на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Формы работы:

*Медицинские осмотры детей педиатром, узкими специалистами.

*Проведение профилактической работы в условиях детского сада.

РАЗДЕЛ IХ.  ИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

             С недавнего времени инновационные технологии достаточно прочно вошли в жизнь современного человека: без них уже невозможно представить наш мир. Не обошлось без нововведений и в физическом воспитании подрастающего поколения.

Во всех педагогических инновациях особая роль отводится творчеству. Что касается воспитания детей — то суть инновационной методики состоит в интегрированности умственного и физического воспитания дошкольников. В традиционном образовательном процессе также пытались совместить обучение и физическую нагрузку: учителя устраивали для детей динамические паузы, физкультминутки — такие паузы помогали поддерживать умственную активность в течение учебного дня.

С приходом в нашу жизнь высоких технологий дети практически перестали двигаться: стоит нажать кнопку — и все готово! Но для полноценного развития ребенка важно движение, причем регулярное. Но еще важно и не навредить ребенку чрезмерной нагрузкой, поэтому педагогу и родителям нужно учитывать особенности физического развития своего малыша и противопоказания врачей. Инновациооные технологии в области физического воспитания призваны не только улучшить здоровье, но и способствовать эмоциональному, речевому и психическому развитию.

Сейчас существует несколько известных оздоровительных методик для каждой возрастной группы детей.

Танцы и гимнастика

Дети очень любят танцевать и играть, поэтому многие авторские программы совмещают в себе игры и танцы.                                                                       Танцевальная гимнастика

Для детей предлагаются композиции, имеющие свой завершенный сюжет и преследующие определенную цель.

  • Игроритмика

Способствует развитию у детей чувства ритма, позволяет раскрепоститься и обрести свободу движений без зажатости. Для выполнения предлагаются специальные упражнения и задания на развития слуха и соотнесение движений с музыкой.

  • Игрогимнастика

Представляет собой набор упражнений как общеразвивающих, так и направленных на отдельные группы мышц. К тому же такая гимнастика учит детей правильно дышать, расслабляться и способствует укреплению осанки.

  • Игротанец

В игровой форме ребенок овладевает основами танцевальных движений. К тому же танцы несут еще и воспитательную функцию: формируется общая эстетическая культура ребенка. Дети на таких занятиях изучают историю танца, отрабатывают движения, участвуют в конкурсах.

Нетрадиционные виды упражнений

  • Игровой самомассаж.

Любой массаж закаливает и оздоравливает детский организм. Существуют также упражнения, которые представляют собой самомассаж. Конечно, они выстроены в игровой форме, чтоб ребенку было интересно. Таким образом, еще в раннем возрасте формируется ответственное отношение к своему здоровью.

  • Дыхательная гимнастика

Дети учатся правильно дышать не только во время физических упражнений, но и в повседневной жизни.

  • Пальчиковая гимнастика

Данный вид гимнастики развивает мелкую моторику рук, улучшает координацию движений. При этом увеличивается объем памяти и улучшается мышление ребенка.

  • Музыкально-подвижные игры.

Для детей предлагаются упражнения, содержащие различные ролевые ситуации, используются приемы имитации, проводятся мини-соревнования под музыку.

  • Креативная гимнастика

В данном виде гимнастики используются нестандартные виды упражнений, игры с творческой составляющей, задания на развитие фантазии и выдумки. Такая гимнастика формирует креативное мышление и способствует раскрепощенности.

  • Игропластика

Основывается на восточных методиках развития физической силы, гибкости и выносливости. В данном виде занятий используются элементы хатха-йоги и упражнений на растяжку — стретчинга. Выполнение происходит без музыки, в игоровой форме. Игропластика развивает внутреннюю свободу и улучшает мышление.

  • Игры-путешествия

Развивают воображение, эмоциональность и творческие способности. Кроме того, такие игры способствуют сплочению и обретению командного духа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОО, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатичсским факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные виды самомассажа (тела, лица, ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика после сна в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, горла, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.

Работу по воспитанию у ребенка отношения к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формирование знаний и практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности мы осуществляем в системе: «Семья - дошкольное учреждение – социокультурные центры станицы Гиагинской».

Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОО, но и родителями воспитанников. Таким образом, сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

В ДОО создан и эффективно функционирует семейный клуб «Здоровый ребенок», в рамках которого подготовлен цикл консультаций и памяток для родителей.

Традиционными в нашем ДОО являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры, конкурсно-игровая программа «Мама, Папа, Я-спортивная семья!», в ходе которых родители на практике проявляют свои спортивные и организаторские способности.

Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и иных социокультурных центров помогает на практике создать и реализовать в нашем ДОО свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий.


      Список использованной  литературы:

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

2.Программа развития «Человек», автор А.И.Иванова; Москва 2005г.

3.Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г.

4.Программа краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент);

5.Здоровый образ жизни  «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.

6.Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

7.«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.

8.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.

9.Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.

10.Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.

11.учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

12.Мониторинг в детском саду в соответствии с ФГТ, Санкт-Петербург  ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.

13.«Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.

14.«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.

15.Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;

16.Моргунова О.Н. «Плоскостопие у детей 6-7 лет», 2006, Сфера, 2005;

17.Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», Сфера,     2006;

18.Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников»

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в ...

"Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников"

Материал из опыта работы. Даются основные направления работы по оздоровлению детей, а чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты с родителями. Опред...

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ " Кинезиология, как инновационная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников"

Представляю презентацию для педагогов ДОУ " Кинезиология, как инновационная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников"...