Нравственно-эстетическое развитие ребенка через приобщение к истокам русской культуры
календарно-тематическое планирование по теме
Нравственно-эстетическое развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-эстетическое развитие ребенка
через приобщение к истокам русской культуры
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.
Из всего выше сказанного я определила для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1.Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственн связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2.Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4.Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5.Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
6. Использовать устное народное творчество для развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) фонематического слуха, правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества , познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Опираясь на программу “Наследие” М. Ю. Новицкой, работу по приобщению детей к русским традициям и народной культуре распределила по пяти основным циклам: “Круглый год”, “Встанем в круг”, “Семейный круг”, “Азбука народной мудрости”, “Волшебный завиток”. Каждый из этих блоков относительно самостоятелен и имеет определенный круг задач.
Цикл “Круглый год” построен на основе народного календаря. Он ознакомит детей с жизнью природы, способствует чувственно-эмоциональному развитию ребенка, формирует исторический кругозор через изобразительную и театральную деятельность. Познавательная деятельность, организованная в мирном ритме календаря – день за днем, позволяет ребенку как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое.
Цикл “Семейный круг” служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку идет в нескольких направлениях. Она опирается на вторую важнейшую объединяющую людей духовную ценность – гармонию семейных взаимоотношений, дружное взаимодействие разных поколений ради общего блага.
Цикл “Встанем в круг”, основанный на народных играх, он решает задачи специального, эмоционального, сенсорного, физического и психического развития детей.
Материал народной игровой культуры используется в самых разных целях: активизация памяти, внимания, мышления; подготовка детей к определенным видам деятельности, социальным ролям, решению психокоррекционных задач, повышению двигательной активности детей.
Цикл “Азбука народной мудрости”. Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям разных фольклорных жанров, к ценностям родной культуры через литературу, что выделено в отдельный цикл ввиду его особой принципиальной значимости, хотя можно рассматривать его также как одно из направлений цикла “Семейный круг”. Ведь издавна традиция семейного чтения была важнейшей составляющей национального воспитания. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании эталонных представлений ребенка о добре и зле, которые в последствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.
Цикл “Волшебный завиток” призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливают изделия, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах и воспитывать при этом чувство формы, ритма, симметрии. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех ранее названных циклов.
Предлагаем перспективный план для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры (средняя группа)
Название цикла | Тема занятия | Фольклорное содержание | Месяц |
Цикл “Круглый год” | Занятие-развлечение “Русские потешки” | Знакомство с потешками, пословицами, поговорками. | Сентябрь |
| Фольклорный праздник “В гостях у времен года”. | Пение песен об осени, отгадывание загадок о временах года, русские народные игры. | Октябрь |
Игровая программа “На бабушкином дворе”. | Знакомство с особенностями быта русских людей. | Август | |
Цикл “Азбука народной мудрости” | Конкурс загадок “В гости к хозяюшке”. | Знакомство с загадками. | Ноябрь |
Развлечение “В тереме расписном я живу,…” | Использование на занятии русских народных пословиц. | Январь | |
Досуг “Жихарка”. | Викторина по народным сказкам. | Июнь | |
Цикл “Семейный круг” | Игра-драматизация “Баю, баюшки, баю, Машеньку мою”. | Укачивание младенца – куклы Маши. Пение колыбельных. | Декабрь |
Занятие-развлечение “Матрёшки”. | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение игр “Кошки- мышки”, “Салки-догонялки”. | Апрель | |
Цикл “Встанем в круг” | Игра-эстафета “В гости к солнышку”. | Знакомство со считалками. Проведение командных игр с народной тематикой. | Май |
Спортивный праздник в честь дня Ивана-Купалы. | Использование народных игр с водой. | Июль |
Перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры (старшая группа)
Название цикла | Тема занятий | Фольклорное содержание | Дата |
Цикл “Азбука народной мудрости” | Занятие “Труд кормит, а лень портит”. | Использование пословиц и поговорок о труде. | Ноябрь |
Занятие-развлечение “Песня – душа народа”. | Знакомство с особенностями колыбельных песен. Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен, стихов, хороводов. | Январь | |
Фольклорный досуг “В гости к хозяюшке”. | Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение игры “Заря- заряница”. | Декабрь | |
Цикл “Семейный круг” | Декоративное рисование “Весёлая ярмарка” | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Лепка и роспись детьми игрушек по типу дымковской. | Октябрь |
Развлечение “Русская матрёшка” | Знакомство с историей возникновения матрёшки. Рисование матрёшек по образцу. | Декабрь | |
Праздник “Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна” | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение игры “Прялица”. | Март | |
“Этот волшебный завиток” | Знакомство с основными элементами хохломской росписи. Рисование узоров. | Июнь | |
Цикл “Круглый год” | Праздник “Осень в гости к нам пришла” | Рассказ воспитателя о празднике “Семёнов день”, о приметах и событиях, с ним связанных. | Сентябрь |
Развлечение “Честная масленица – широкая боярыня”. | Рассказ о масленице. Проведение игр “Бабка Ёжка”, “Башмачник”. | Февраль | |
Игровая программа “Ай да берёзка”. | Знакомство с обрядами “завивания” берёзки, “проводов русалок”. Игры “Венок”, “В кресты”. | Май | |
Цикл “Встанем в круг” | Занятие – развлечение “Мы поедем в Городец покупать себе ларец” | Использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. | Апрель |
Спортивный праздник “Солнышко, выгляни, высвети”. | Использование скороговорок, считалок, закличек с народной тематикой. | Июнь
| |
Спортивный досуг “Иван- царевич и жар-птица”. | Проведение подвижных игр “Петушиный бой”, “Водяной” и других на основе русских сказок. | Август |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры
Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...
Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...
Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...
Нравственно-эстетическое развитие ребенка к истокам русской культуры
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветн...