Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры
методическая разработка (младшая группа) на тему
Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление инновационного опыта работы
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду категории № 25 «Родничок» реализован проект «Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры».
Актуальность предлагаемого проекта определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума. Проект реализует задачу «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания» поставленную в «Основных направлениях развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2007 - 2010 годы»
Цель проекта: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи, которые помогут достичь цели проекта:
- Создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка;
- Приобщение дошкольников к русской национальной культуре;
- Воспитание у детей чувства любви к своей Родине;
- Формирование у детей чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Создание единого коллектива «дети – родители – сотрудники ДОУ».
Реализация данного проекта возможна в любом дошкольном учреждении и предусматривает работу с детьми в возрасте от 3-х до 7 лет. Проект рассчитан на 5 лет, разрабатывался и апробируется в нашем детском саду с 2005 года, и показал высокую практическую значимость в работе с детьми и родителями. Задачи проекта решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и быту – так как воспитывают не только духовно-нравственные, патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для тех, кому небезразлично будущее России, и в первую очередь для тех, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, и предназначен этот проект, потому как сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания и самоуважения народа.
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный (создание условий)
Русская горница» | Проведение занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой. |
Музей «Русская изба» | Знакомство детей с предметами быта, одеждой. |
Прогулочная веранда «Русская деревня» | Знакомство с народными праздниками и традициями. |
Музыкальный зал | |
Спортивный зал Прогулочная веранда «Ералашиха» Аквацентр | Знакомство с народными играми. |
Театрально-хореографический зал | Знакомство с народными танцами, Театрализация литературных произведений и произведений народного творчества. |
Изостудия Кабинет ручного труда | Знакомство с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства. |
Кабинет экологии «Живой уголок» Зона «нетронутой природы» Поляна лекарственных растений Огород | Знакомство с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. Наблюдение за трудом людей и различными сторонами общественной жизни человека. |
Уголок семейного творчества | Представление совместных творческих работ детей и родителей по народной культуре. |
- Приобретение познавательной литературы и книг для домашнего чтения с детьми всех возрастов по теме «Русская народная культура»;
- Приобретение видеоматериалов по истории Руси;
- Приобретение аудиопособий для ознакомления детей с русским фольклором;
- Пополнение дидактических и наглядных пособий.
Кадровое обеспечение
- Введение в штатное расписание ставки педагога дополнительного образования по этнографии;
- Курсы повышения квалификации по данной проблеме;
- Аттестация педагогов по приоритетному направлению.
Создание коллектива единомышленников
- Диагностика на выявление готовности коллектива к инновационной работе.
- Педсовет «Народная культура как средство развития ребенка дошкольного возраста».
- Тренинги: активные формы обучения.
- Семинары по реализации программы педагога дополнительного образования по этнографии «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Проведение ежемесячных обзорных консультаций по народным праздникам.
- Взаимопосещение открытых мероприятий по русской культуре в МДОУ, лицее № 2, Доме народного творчества «Наследие», Колледже русской культуры им. А.С. Знаменского.
Взаимодействие с родителями
- Дни открытых дверей
- Соцопрос
II этап: Организационно-практический
Организация воспитательно-образовательного процесса
Согласно Уставу учреждения при организации работы одним из приоритетных направлений развития детей является - приобщение детей к русской народной культуре.
Содержание воспитания и образования по приобщению детей к русской народной культуре реализуется «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и авторской программой педагога дополнительного образования по этнографии И.Л. Короткой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Занятия по этнографии проводятся один раз в неделю с детьми в возрасте
с 3-х до 7 лет. Форма организации занятий: по подгруппам, индивидуально.
Разработаны:
- учебный план;
- сетка занятий, на основании утвержденного базисного учебного плана;
- перспективно-тематическое планирование по всем направлениям детской деятельности с учетом приоритетного направления;
- план воспитательной работы (организация и проведение народных праздников);
- план работы с родителями по народной культуре;
- диагностика, используемая для определения знаний, умений, навыков детей.
Проводится:
- анкетирование среди родителей с целью оценивания деятельности МДОУ по русской народной культуре.
- рефлексия педагогами своей педагогической деятельности, выбор пути ее совершенствования.
- осуществление внешних связей с культурно-образовательными учреждениями: Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, музыкальная школа № 3, лицей № 2, центральная библиотека им А.С. Пушкина.
III этап: Аналитический
Проводится анализ воспитательно-образовательной работы в конце каждого учебного года.
IV этап: Стратегия развития
Создание программы развития МДОУ с приоритетным направлением по русской народной культуре.
Участники проекта:
- дети;
- педагоги;
- педагоги дополнительного образования (этнограф, театрал, хореограф, эколог, изо, ручной труд);
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- заведующий МДОУ;
- заместитель заведующего по УВР;
- старший воспитатель;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- родители.
Ожидаемые результаты
Данный проект ставит своей целью достичь следующих результатов:
- У детей сформируется устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера.
- У детей будет развито чувство любви к родному дому: семье, малой родине – городу, краю и большой Родине – России.
- Дети осознают нравственную ценность добра, долга, ответственности, важность положительного отношения к природе, к себе и к окружающим.
- Дети будут знать, что жизнь в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур.
- Дети обогатят словарный запас архаизмами, будут знать их смысл и уметь использовать их в речи.
- Дети будут уметь применять полученные знания в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности.
- Создание единого коллектива «дети – родители – сотрудники ДОУ» в освоении традиций русской культуры.
Полученные результаты
Задачи приоритетного направления решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и быту – так как воспитывают не только духовно-нравственные, патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В ДОУ стало традицией проведение сезонных музыкально-игровых праздников «Осенины», «Покров», «Рождественские колядки», «Масленица», «Троица», «Иван Купала», «Спас». Педагог этнограф продолжает работу по своей авторской программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», которая рассчитана на возраст детей с 3-х до 7 лет. По результатам диагностики сделан вывод: у детей сформирован устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера; развито чувство любви к родному дому: семье, городу, краю, России; дети осознают нравственную ценность добра, долга, ответственности, обогатили словарный запас архаизмами через устное народное творчество, знают их смысл и умеют использовать их в речи. Дети играют в русские народные игры, водят хороводы, знают виды народно-прикладного искусства. Все свои знания дети применяют в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"
В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....
Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...
Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре
ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры
Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...
Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре
laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»
Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...