Дидактические игры в воспитании детей
методическая разработка (старшая группа) по теме
Статья посвящена описанию роли дидактических игр в воспитании детей. Приведены примеры игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_vospitanii_detey.docx | 237.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в воспитании детей
Статью подготовила воспитатель
Людмила Викторовна Зарубина
Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.
Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребёнка. Предлагаю варианты игр, направленных на умственное развитие ребёнка при подготовке его к школе.
Игра, развивающая память
«Рисуем по памяти узоры»
Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребёнка две минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.
Игры, развивающие логическое мышление
«Зоологическое лото»
Кто живёт в воде, в земле, в пустыне, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.
«Что кому нужно?»
Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.
«Когда это бывает?»
Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).
«Что лишнее?»
Ребёнку даётся ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:
- Что лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
Игры, развивающие речь
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.
Ведущий: рыба
Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.
(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)
«Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.
Для игры необходимы фишки.
Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
- Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый.
- Вперёд – назад; высоко - низко; узкий – широкий; вверх – вниз; вправо – влево.
- День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
Игра, развивающая внимание
«Съедобное - несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребёнку, что вы будете показывать картинку по очереди, а они – хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.
Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.
Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.
Некоторые из этих игр не требуют траты времени и особых условий. В эти игры можно играть с ребёнком в свободные минутки или когда нужно угомонить чересчур расшалившихся чад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Консультация: " Дидактическая игра в воспитании детей"
Консультация для родителей о роли дидактической игры в воспитании детей....
Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста
Роль дидактические игры в воспитании детей раннего возраста...
"Дидактическая игра в воспитании детей"
quot;Дидактическая игра в воспитании детей" Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственн...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста
Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания....