Дидактические игры в воспитании детей
методическая разработка (старшая группа) по теме

Статья посвящена описанию роли дидактических игр в воспитании детей. Приведены примеры игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_vospitanii_detey.docx237.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в воспитании детей

Статью подготовила воспитатель

Людмила Викторовна Зарубина

I:\DSCN2848.JPG

Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

C:\Users\1\Desktop\PTolHk7qkek.jpg

Для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

C:\Users\1\Desktop\M1XcQo6AMnQ.jpg

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

C:\Users\1\Desktop\Ct8XrIBz_O8.jpg

Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребёнка. Предлагаю  варианты игр, направленных на умственное развитие ребёнка при подготовке его к школе.

Игра, развивающая память

 «Рисуем по памяти узоры»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребёнка две минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

Игры, развивающие логическое мышление

«Зоологическое лото»

Кто живёт в воде, в земле, в пустыне, на севере, в лесу, в джунглях? Из набора предложенных картинок дети выбирают необходимые.

«Что кому нужно?»

Каждый ребёнок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и подбирает соответствующие орудия труда.

«Когда это бывает?»

Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

«Что лишнее?»

Ребёнку даётся ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

  1. Что лишнее?
  2. Почему? Назови отличительный признак.

Игры, развивающие речь

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.

Ведущий: рыба

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.

(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)

«Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Для игры необходимы фишки.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

  1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый.
  2. Вперёд – назад; высоко -  низко; узкий – широкий; вверх – вниз; вправо – влево.
  3. День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

Игра, развивающая внимание

«Съедобное - несъедобное»

Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребёнку, что вы будете показывать картинку по очереди, а они – хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.

Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.

Некоторые из этих игр не требуют траты времени и особых условий. В эти игры можно играть с ребёнком в свободные минутки или когда нужно угомонить чересчур расшалившихся чад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Консультация: " Дидактическая игра в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли дидактической игры в воспитании детей....

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Роль  дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста...

"Дидактическая игра в воспитании детей"

quot;Дидактическая игра в воспитании детей" Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственн...

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания....