Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста
статья
Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_vospitanii_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста
Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.
Этот возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.
Игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, средством всестороннего развития ребенка, важным методом воспитания. Ее назвали "спутником детства", хотя в жизни играют не только дети, но и взрослые. Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни ребенка, считаем нужным обратиться к вопросу изучения влияния игровой деятельности на развитие детей. ранний возраст дидактический игра
Игра - это не развлечение, это настоящая, яркая, самобытная жизнь ребенка, вместе с этим это и подготовка ребенка к взрослой ответственной жизни. Она всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей беспокойством и вниманием. Игрушки, которые использовались в качестве элемент игры, их тематика и формы всегда находились в тесной взаимосвязи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры, а также отображали эволюцию взглядов на воспитание.
В последние годы практика применения игровых задач определила методическое мнение, что сейчас пришло время обобщения практического опыта, объективной оценки целесообразности применения игровых заданий, определения их удельного веса и места в системе обучения. Игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую, которые действуют в органическом единстве.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей раннего возраста. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни ребенка, считаем нужным обратиться к вопросу изучения использования дидактических игр в процессе воспитания детей раннего возраста.
Игра всегда разворачивается по определенным правилам. Для ее возникновения не обязательна условность (переименовывание предметов), она появляется в процессе игровой деятельности. Важным компонентом психического акта переименовывания предметов во время игры является воображение ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов: в игре начинают развиваться произвольные внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются, больше запоминают, чем во время лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и вспомнить) выделяется ребенком легче всего в игре. Ее условия требуют от ребенка сосредоточенности на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании действий и сюжета. Ребенок, который не будет внимательным до того, что требует предыдущая игровая ситуация, не запомнит условий игры, будет отстранен однолетками. Потребность в общении, эмоциональном поощрении требует от ребенка целеустремленной сосредоточенности и запоминания.
Игровая ситуация и действия в ней постоянно влияют на развитие умственной деятельности ребенка. В игре он учится действовать с заменителем предмета - дает заменителю новое (игровое) название, действует с ним в соответствии с названием. Предметы-заменители становятся опорой для мышления. На основе действий с ними ребенок учится рассуждать о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится рассуждать о предметах, мнимо действовать с ними.
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре сначала он проявляет способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться разнообразным требованиям. Да и сама роль воплощает в себе определенные правила, является задачей, которую решает ребенок.
Игровая деятельность наделена наибольшими возможностями для формирования детской общности, в ней полнее всего активизируется общественная жизнь детей.
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка: формируется изобразительная деятельность, впервые появляются элементы труда и учебы. Использование игровых приемов, дидактичных игр обеспечивает соответствие природе ребенка раннего возраста.
Таким образом, детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания. В то же время игра является могучим воспитательным средством. Игра развивая психические, физические силы ребенка (внимание, мышление, воображение, память, организованность, ловкость и тому подобное), способствуя освоению им окружающего мира и человеческих взаимоотношений, пробуждает, задействует его творческий потенциал. На основании того, какими игрушками и в какие игры играет ребенок, можно сделать определенные выводы о его задатках, склонностях, очертить программу их развития в ближайшей и отдаленной перспективе.
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию
Обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета, учит...
Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»
Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста.
laquo;Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста...
"Дидактическе игры для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию"
Игры для детей раннего дошкольного возраста для развития сенсорики....
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста Игра «Разные кружки для зайца и белки»
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста....
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...