"Дидактическая игра в воспитании детей"
статья (младшая группа)

Пастухова Елена Васильевна

"Дидактическая игра в воспитании детей"

 

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводится специальные   поучающие (дидактические игры) и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводится специальные   поучающие (дидактические игры) и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Воспитателю надо хорошо знать состав детей своей группы, уровень их развития, индивидуальные особенности. Это позволит наиболее разумно отбирать материал  для игр и занятий и применять приемы, наиболее соответствующие особенностям данной возрастной группы. Необходимо также хорошо разобраться в местном окружении, с тем чтобы выбрать интересные и воспитательно  ценные объекты для наблюдения с детьми.

В первые годы жизни детей проходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и т.р) и правильно с эти действовать.

В раннем детстве овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно), как это утверждают некоторые буржуазные ученые. Нормальное созревание высшей нервной деятельности – необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

Чтобы маленькие  дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их надо этому учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки », заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить а его движениями, подражать им(хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произношении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки – стол – барьер, тележка – помогают ребенку   крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствовании ловкости рук таят себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие  другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение различать форму,, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных к ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. В условиях общественного воспитания наиболее целесообразно комплектование групп с одновозрастным составом детей. Это дает возможность разумно осуществлять гигиенический режим и уход за детьми, сообразуясь с особенностями каждого возраста. Задачи физического воспитания, крайне важные в раннем детстве, также диктуют необходимость комплектования одновозрастных групп. Но в этих условиях ребенок большую часть времени проводит в среде сверстников, и у него мало возможностей подражать более совершенным образцам речи, игры, навыков старших детей. Следовательно, для того чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.  

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывание, одевания и т.д) а так же на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направлены занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведенья, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор дидактических игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилась, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым  ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в том возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка многое из того, что окружает его: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых . Чтобы удовлетворить пробуждающий интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведенья, пояснения, воспитателю необходимо кое –что организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Такие занятия не укладываются уже в понятии дидактической игры, хотя на них могут использованы отдельные игровые приемы.

Дидактически игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, выслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на, то что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель рассказывает перед ними мир доступных для понимания явлений природы и труда старших(бытовой труд взрослых и старших детей ) знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача – научить детей слушать и понимать обращающую к ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаться собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить несложные кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала  ребенок приучается делать что - то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действию другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целеустремленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируется навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т.д); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей плачущей девочке и т.п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должно служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено н выполнение задач художественного воспитание: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить для наблюдения детей в такие места, где им может грозить какая либо опасность.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что - то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что -  то     сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в воспитании детей

Статья посвящена описанию роли дидактических игр в воспитании детей. Приведены примеры игр.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5730444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","hei...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Консультация: " Дидактическая игра в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли дидактической игры в воспитании детей....

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Роль  дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста...

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания....