статья: "Роль сказок в воспитании дошкольников"
статья на тему
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой. В сказке впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность человеческих усилий. Поступки героев естественно вытекают один из другого, усилия не напрасны, они имеют вполне завершенный конец. И эта веками выверенная закономерность – бесценное достоинство сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_1.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказок в воспитании дошкольников.
ГБДОУ № 19
Воспитатель Скоробогатова Л. И.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления и творчества. Естественная красота и простота сказочных героев и их поступков необходимо детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал, а вера эта подкреплен временем. Потому так сильна сказка, потому дети так верят в нее. В народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью.
Очень важно, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного – злость, уродство, и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой. В сказке впервые дети, сами того не осознавая, прослеживают логику, связь, причины и следствия, законченность человеческих усилий. Поступки героев естественно вытекают один из другого, усилия не напрасны, они имеют вполне завершенный конец. И эта веками выверенная закономерность – бесценное достоинство сказки.
У каждого народа свои сказки, и каждый народ по-своему выражает то представление мира, которое сложилось веками. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают прежде всего национальные традиции своего народа. Эти герои не похожи друг на друга, но каждая сказка воплощает мечту о справедливости. Сказки по сути своей оптимистичны. Сколько бы препятствий и трудностей ни приходилось преодолеть народному герою, сколько бы кощеев и разбойников ни становилось на его пути – всегда он побеждает, и сказка кончается «пиром на весь мир».
Но в сказке народ не только славит своих героев. Он от всего сердца смеется над злыми и жадными богатеями. Каждый народ хранит в сказках образцы своей культуры, уходящей корнями глубоко в историю. Каждая сказка дышит свежестью и силой народного творчества. Сказок неисчислимое множество, но одно их роднит: всепобеждающая вера в счастье и добро.
Сказка избирает местом действия любые пространства. То вслед за сказкой отправляется в лес, и лес этот оживает. Человеческим языком говорят звери, деревья, птицы и бабочки. На ветвях вырастают сиреневые листья, а из-под коряги вылезает кикимора. То вдруг оживают предметы в доме, и удивительная сказочная страна возникает здесь же в комнате.
До тех пор пока дети находятся в радостном состоянии доверчивого созерцания мира, до тех пор, пока сказочный способ мышления является, пожалуй, основным и самым главным для них, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.
Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....
Статья "Роль логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР"
Одним из острых вопросов современности является вопрос о взаимоотношениях человека и природы, бережное отношение к природным ресурсам Земли. Усиление экологических проблем в мире и в России делает обр...
Статья «Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников»
Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство р...
Статья "Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников"
Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения ребёнка к труду....
Статья "Роль народных сказок в жизни дошкольника"
Статья о влиянии нарордных сказок на развитие ребенка дошкольного возраста и их роли в жизни дошкольника....
Статья. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Статья. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников....
Статья."Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников".
quot;Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"....