Речь и музыка
консультация по теме
Консультаци дл педагогов "Речь и музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние музыкальных занятий на развитие речи у детей | 472.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дунаева Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель детского сада №37 города Сергиев Посад Московской области.
Образование – среднее специальное .
Окончила - Музыкальное - педагогическое училище.
Специальность - музыкальный руководитель в детском саду, учитель музыки в общеобразовательной школе.
Стаж педагогической работы – 20 лет.
Квалификационная категория –без категории.
Основными задачами музыкального воспитания считаю:
1.Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать впечатления детей.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.
6. Развивать творческое отношение.
«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».
В.А.Сухомлинский.
"Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни"
П.И.Чайковский
« Влияние музыкальных занятий на развитие речи у детей »
В музыкальном воспитании как и в других занятиях одной из наиболее важных задач является развитие речи.
Музыка – это прежде всего язык чувств!
В музыкальной деятельности есть несколько разделов.
1 Слушание.
Знакомя ребёнка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.
В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте ребёнок сам рассказывает об услышанном, о содержании музыки, о её характере.
Более старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни связанные с тем или иным музыкальным произведением.
Тем самым у ребёнка обогащается словарный запас, связная речь, ( т. е. не просто отдельными словами, а предложениями ) развивается воображение.
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием признают, что ведущим видом деятельности является восприятие музыки.
Всё остальное производное от него. Эстетические переживания и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребёнок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает музыкальное произведение ,может быть оценено на основе одних эмоциях ,без осознания того , что в нём выражено . Но если ребёнок , пусть элементарно , высказывает свои впечатления от музыки , он способен глубже её прочувствовать и познать .
Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. В связи с этим важной задачей является развитие речи детей.
К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития.
При работе с детьми я сталкиваюсь со скудным лексиконом детей, определение ими характера музыкального произведения, при ответе на вопрос:
Что выражает музыка? ( различные чувства, настроение )
О чём рассказывает музыка?
Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы.
В беседе о музыке с детьми важно определить её характер, настроение, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.
Характеристики музыки: Весёлая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т.д. являются в переносном значении. Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это и есть слова - образы, слова – качества без которых не обойтись. В связи с этим, используются « СЛОВАРЬ эстетических эмоций, в который включены примерные группы терминов – синонимов. Например: музыка бодрая, чёткая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, храбрая, уверенная, сильная, военная. От слов образов к словам качествам.
Например: шутливо, насмешливо, комично, лукаво, иронично, забавно, ребячась.
Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо , странно.
Торжественно – радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, жизнерадостно.
Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использовании в высказываниях детей глаголов, причём в разных временах и с разными приставками.
Например описывая произведение П.И. Чайковского « Осенняя песнь » дети употребляют преимущественно слова
« желтеют, летят, падают,»
Но редко говорят
« Облетели, опали, пожелтели.»
Употребление слов – синонимов – значительно повышает развитие речи у дошкольников
Как Распевка влияет на речь ребёнка.
Цель распевания – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определённых интервалов.
В практике моей работы песни распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Валеологические песни - распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песне.
Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Распевки;
Для Средней группы: (например)
Дождик »Русская народная песня.
« Две тетери »
Для Старшей группы:
1 . « Скок – скок, поскок »
2 « Андрей воробей » Русская народная прибаутка.
3 «Часы »
4 « Сорока »
Для Подготовительной группы.
«Чики – чики чикалочки »
Бай,качи ,качи »
« Мы по ступенькам »
И на звуки, ля – ля -ля , тра –та –та , Динь – динь –динь и т.д.
Как пение влияет на речь ребёнка.
Велико значение пения в развитии речи ребёнка обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.
При разучивании песни у ребёнка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребёнок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов.
В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности .
Например:
Солнышко ( какое ? ) – лучистое.
Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляют.
Занятие пением помогают развивать социально – личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольника. Оно формирует лёгкие и голосовой аппарат.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.
МУЗЫКАЛЬНО ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В музыкально игровую деятельность обязательно вводится речевой материал.
Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений.
Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением
Например: топающим шагом идти по комнате и приговаривать слова:
Вот поезд наш едет колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям деток и имеют сюжетно образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.
Несомненно, обогащают речь детей и слова – подговорки к танцевальным движениям.
Дети в непринуждённой обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности.
Речь детей обогащается образными сравнениями.
Например, при разучивании танцевального шага «козлик »
Вышел козлик погулять. Скачет козлик по дорожке
Стал он прыгать и скакать, Бьёт он звонко каждой ножкой
Козлик ножками стучит Когда пляску я учу
По козлиному кричит. То копытцами стучу.
При разучивании шага « при падание»
Как танцуем мы красиво, Припадаем, припадаем
Улыбаемся счастливо Русский танец начинаем
Припадаем мы на ножку Как лебёдушки плывём,
И покружимся немножко Хоровод мы наш ведём.
Известно, что научить говорить ребёнка правильно невозможно без овладения звуковой культурой речи и её грамматическим строем.
Грамматическое оформление высказывания – это механизм речи, который ребёнок овладевает преимущественно интуитивно в процессе повседневного общения с близкими ему людьми.
Логомузыкальная пластика благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Развивает все виды памяти
(слуховую, двигательную, зрительную), воображение, обогащает словарный запас.
И ещё в музыкальной воспитании есть раздел - Театрализованная деятельность.
Где речь ребёнка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность.
Здесь речь ребёнка может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребёнка здесь играет огромную роль.
Поэтому при разучивании сценки надо уделять большое внимание не только на эмоции, но и на правильную речь. При разучивании сценки дети заучивают стихотворения, индивидуальные слова, поют песню и т. д.
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека.
Музыкальное искусство мощный стимул в развитии личности ребёнка!
ВЫСКАЗЫВАНИЕ:
У Старика спросили:
- Что музыка такое, Дед?
- ВОСПОМИНАНИЕ ОНА.
В НЕЙ ЮННОСТЬ ДАВНЯЯ СЛЫШНА.
Был задан девочке вопрос,
ОНА ОТВЕТИЛА ВСЕРЬЁЗ:
ПОХОЖА МУЗЫКА НА ЛУЧ,
ОКНО ПРОБИВШИЙ ИЗ ЗА ТУЧ.
А юноша ответил так:
- БЕЗ МУЗЫКИ НЕЛЬЗЯ НИ КАК.
ДУША БЕЗ МУЗЫКИ ГРУСТИТ,
В ПРОСТОР ВОЛШЕБНЫЙ НЕ ЛЕТИТ.
А девушка пожав плечом,
СКАЗАЛА: « МУЗЫКА - НАШ ДОМ,
В НЕЙ ВСЁ РОДНОЕ ВСЁ СВОЁ.
ВО ВСЁМ ДЫХАНИЕ ЕЁ.
Вы правы все, сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ
Одно хочу я повторить –
НАС УЧИТ МУЗЫКА ЛЮБИТЬ!
ГРАФИК РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК
С 9.30 – 16 .00
ВТОРНИК
С 8.30- 17.00
СРЕДА
С 8.30 – 12.00
ЧЕТВЕРГ
С 8.30 – 16.00
ПЯТНИЦА
8.30 – 12.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в рамках интеграции областей «Коррекция речи» и «Музыка» (логоритмика): «Путешествие по весеннему лесу»
Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе...
Развитие речи через музыку
Развитие речи детей дошкольного возраста через музыку....
Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».
Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....
Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие. «Путешествия по сказкам К.И.Чуковского».
Конспект интегрированного занятие развитие речи, мир музыки и физическое развитие.«Путешествия по сказкам К.И.Чуковского»....
Развитие речи средствами музыки
Консультация...
Конспект ООД по познанию, развитию речи, рисованию, музыке, физическому развитию во второй младшей группе: «Есть у нас огород»
Цели деятельности педагога:1.Продолжать учить детей отгадывать загадки про овощи. Узнавать овощи на картинках- слайдах по их отличительным признакам....
Интегрированное занятие по развитию речи и музыке "Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П.И. Чайковского"
Речь тонкая, правильная , выразительная - это красивая речь. Такая речь встречается , как правило , в произведениях поэтов и писателей. Во время интегрированного занятия планировалось: чте...