Преемственность детского сада и школы как организационно-педагогическая проблема
статья по теме
В статье расскрываются проблемы преемственности детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_detskogo_sada_i_shkoly_kak_organizacionno-pedagogicheskaya_problema.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность детского сада и школы как организационно-педагогическая проблема»
Глухова Марина Алексеевна,
заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО г.Москвы.
В Большом энциклопедическом словаре преемственность определяется как «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые элементы»
В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся определение слова «преемство – передача переход чего-нибудь от предшественника».
Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще Я А Коменский в своих работах, обосновывая основные принципы обучения и воспитания, указывал на необходимость того, чтобы «…последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» К.Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольного образования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX - начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа».
Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.
Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа.
Л.С.Выготский, исследуя особенности психического развития детей, выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделяет переходу к школьному обучению, считая, что ребенок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром, «самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований» Значительную роль в формировании новообразований играет преемственность, и их развитие в стабильном возрасте представляет исходный момент для всех динамических изменений «Я».
А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой .
Преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем:
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Мы начнем свое исследование с выявления условий и определения требований к преемственности между детским садом и начальной школой.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности
Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа).
Так, В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках». Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности.
Вместе с тем, апробируя систему новых дидактических принципов (вместо принципа доступности - принцип развивающего обучения; вместо принципа наглядности - принцип предметности и т.д.). В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принцип взаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разные стадии обучения - разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям». Это означает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну и своеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.
По мнению Л.С. Выготского, если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе .
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) отмечается: «Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка».
Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
Введение Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. На эффективность прохождения процесса преемственности влияют интегративные качества дошкольника :
▪ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
▪ Любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
▪ Эмоционально отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
▪ Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
▪ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
▪ Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
▪ Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе - имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
▪ Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
▪ Овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы.
Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который, учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе заключается в условии успешного осуществления задачи подготовки детей к школе, создании условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности, сближении условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями, естественному вхождению детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.
Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.
Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.
Общими чертами занятия и урока должны быть:
1. программность содержания;
2. четко организованная временная регламентация;
3. руководящая роль педагога;
4. использование научно-обоснованных методов и приемов.
Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:
- школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллективизма.
- в школе происходит формирование высоких гражданских чувств (патриотизм, чувство долга).
- в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.
- в учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности
Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.
Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:
- Посещения д/с, школы
- Участие в педагогических советах
- Взаимное консультирование
- Совместное проведение родительского собрания
- Организация конференций
- Изучение программ воспитания и обучения и т.д.
Формами ознакомления детей со школой являются: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.
Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Ур...
Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят пе...
«Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути решения и перспективы работы»
Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и посте...
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ (по преемственности детского сада и школы) «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь!»
Материал посвящен совместному мероприятию детского сада и школы....