Статья "Развитие творческих способностей у дошкольников"
статья по теме
Каждый ребенок с рождения наделен творческими способностями и фантазией. Взрослым необходимо создать условия их успешного развития. По мнениям В.П.Никитина это есть:
1. Раннее начало
2. Создание обстановки опережающей равитие
3. Максимальное напряжение сил
4. Большая свобода в выборе деятельности
5. Ненавязчивая умная помощь взрослых
Достичь положительных результатов также способствует развитие мышления и воображения, креативности, формирование качеств творческой личности, использование принципов гуманистической психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у дошкольников.
По данным психологов, творческие способности как следует развиты лишь у 2-3% современников. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше. Сначала мы умели учить только старшеклассников (они знают физику, а ТРИЗ пропитан физикой), потом поднялись до 6-7 классов, теперь знаем, какие задачи и как давать ребятам в 4-5 классах. Но развивать творческое мышление надо еще раньше!» (Г.С. Альтшуллер)
Мой практический опыт подтверждает правильность высказывания Генриха Сауловича, В своей работе с детьми я ориентировалась на следующие основные направления:
- развитие воображения
- развитие мышления
- формирование качеств творческой личности
Творческое продуктивное воображение характеризует умение направить свои представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Важно формировать у детей умение представить себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Определяя задачи по развитию мышления необходимо, в первую очередь, развивать креативность, которая характеризуется следующими качествами:
- быстротой – способностью высказывать максимальное количество идей;
- гибкостью – способностью высказывать многообразные идеи;
- оригинальностью – способностью порождать новые нестандартные идеи;
- точностью (законченностью) – способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
Для формирования качеств творческой личности необходимо:
- формировать независимость мышления;
- развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблем, стремление доводить начатое до конца;
- формировать умение принимать критику без обид, высказывать критику в адрес других с желанием помочь;
- развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают;
- поощрять в ребенке инициативность, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях;
- развивать умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Формирование качеств творческой личности невозможно без формирования навыков культуры общения, поведения, чувств. Поэтому я старалась развивать у своих воспитанников умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных личностных особенностей все указанные задачи решаются в комплексе в совместной деятельности, играх, индивидуальной работе, совместно с родителями, играх-тренингах.
Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это демократичный стиль общения с детьми и принципы гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
- создание атмосферы, благоприятной появлению новых идей и мнений;
- создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности;
- восхищение каждой идеей ребенка, позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей.
Всем известна истина «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может только в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п. Мои дети с удовольствием включались в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным. Когда взрослый задает детям вопросы, ставит перед ними проблемы, ответ на которые он знает сам, это слабо стимулирует речевую и мыслительную активность ребенка. Ребенок понимает, что взрослому известны решения, ответ на вопрос, и он отвечает односложно, поверхностно. Другое дело - объяснить «маленькому», да еще с уверенностью, что взрослый рядом поможет в случае затруднения. По существу, меняется форма организации деятельности детей, т.к. встреча с другом, отличающаяся личностным характером общения - это игра, приключение, совместный поиск путей выхода из необычных ситуаций. В этом случае снимаются комплексы, чувство неуверенности, зажатости, повышается значимость ребенка в собственных глазах, что дает большой простор для развития фантазии и творчества, которыми сполна наделен каждый ребенок с рождения.
А как быть, когда необходимо передать детям накопленный человечеством опыт общения, поведения, традиций, норм взаимоотношений. Здесь опять выручает посредник, например, Добрынюшка, умудренный опытом, добрый наставник. Он учит своего друга относится к людям так, как хотелось, чтобы они относились к ним. Сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомство с традициями народа, возрождение его самобытности не менее важны для воспитания творческой личности. В дни народных праздников Добрынюшка рассказывает и об обычаях, традициях разных народов.
Сильным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать, а также потребность общения со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Со временем потребность в общении со взрослым в ребенке претерпевают качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность. Кроме того появляется потребность в созидании. Ее роль особенно велика в развитии творческого потенциала ребенка.
Развитие творческих способностей детей важно проводить совместно с родителями. Эту работу я начала с трансляции положительного образа ребенка, что является основой доверительно-делового контакта с ними. Важно подчеркнуть положительные черты личности ребенка, рассказать о его достижениях, интересных идеях, выдвинутых во время коллективного обсуждения. На дидактическом пособии «Ромашка успеха» я размещаю все достижения детей. Родители с большим интересом следят за успехами детей и настраивают их на другие достижения. Одной из форм сотрудничества с родителями являются творческие проекты, которые способствуют созданию доверительной атмосферы в семье, в такие моменты ребенок, раскрепощаясь, открывается родителям с необычной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважение у членов семьи.
Литература.
- Г. Альтов «И тут появился изобретатель»
М, «Детская литература», 1989г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2006г.
- «Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей»
Минск, ПК ООО «ПолиБииг», 1997г.
- А.В. Яценко «Использование новых методов и инструментальных приемов для развития творческой личности»
Николаев, 1995г.
- «Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений»
(из опыта работы воспитателей детских садов)
С-Пб, 1994г.
6. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории»
С-Пб, «Детство-Пресс», 2001г.
7. М.А. Панфилова «Игротерапия общения»
М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития
( Методическое руководство для работников дошкольных образовательных
учреждений)
М, «Линка-Пресс», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Развитие творческих способностей старших дошкольников
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»
Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...
Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...