Статья "Развитие творческих способностей у дошкольников"
статья по теме
Каждый ребенок с рождения наделен творческими способностями и фантазией. Взрослым необходимо создать условия их успешного развития. По мнениям В.П.Никитина это есть:
1. Раннее начало
2. Создание обстановки опережающей равитие
3. Максимальное напряжение сил
4. Большая свобода в выборе деятельности
5. Ненавязчивая умная помощь взрослых
Достичь положительных результатов также способствует развитие мышления и воображения, креативности, формирование качеств творческой личности, использование принципов гуманистической психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у дошкольников.
По данным психологов, творческие способности как следует развиты лишь у 2-3% современников. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше. Сначала мы умели учить только старшеклассников (они знают физику, а ТРИЗ пропитан физикой), потом поднялись до 6-7 классов, теперь знаем, какие задачи и как давать ребятам в 4-5 классах. Но развивать творческое мышление надо еще раньше!» (Г.С. Альтшуллер)
Мой практический опыт подтверждает правильность высказывания Генриха Сауловича, В своей работе с детьми я ориентировалась на следующие основные направления:
- развитие воображения
- развитие мышления
- формирование качеств творческой личности
Творческое продуктивное воображение характеризует умение направить свои представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Важно формировать у детей умение представить себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Определяя задачи по развитию мышления необходимо, в первую очередь, развивать креативность, которая характеризуется следующими качествами:
- быстротой – способностью высказывать максимальное количество идей;
- гибкостью – способностью высказывать многообразные идеи;
- оригинальностью – способностью порождать новые нестандартные идеи;
- точностью (законченностью) – способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
Для формирования качеств творческой личности необходимо:
- формировать независимость мышления;
- развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблем, стремление доводить начатое до конца;
- формировать умение принимать критику без обид, высказывать критику в адрес других с желанием помочь;
- развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают;
- поощрять в ребенке инициативность, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях;
- развивать умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Формирование качеств творческой личности невозможно без формирования навыков культуры общения, поведения, чувств. Поэтому я старалась развивать у своих воспитанников умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных личностных особенностей все указанные задачи решаются в комплексе в совместной деятельности, играх, индивидуальной работе, совместно с родителями, играх-тренингах.
Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это демократичный стиль общения с детьми и принципы гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:
- создание атмосферы, благоприятной появлению новых идей и мнений;
- создание климата взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности;
- восхищение каждой идеей ребенка, позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей.
Всем известна истина «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может только в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п. Мои дети с удовольствием включались в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным. Когда взрослый задает детям вопросы, ставит перед ними проблемы, ответ на которые он знает сам, это слабо стимулирует речевую и мыслительную активность ребенка. Ребенок понимает, что взрослому известны решения, ответ на вопрос, и он отвечает односложно, поверхностно. Другое дело - объяснить «маленькому», да еще с уверенностью, что взрослый рядом поможет в случае затруднения. По существу, меняется форма организации деятельности детей, т.к. встреча с другом, отличающаяся личностным характером общения - это игра, приключение, совместный поиск путей выхода из необычных ситуаций. В этом случае снимаются комплексы, чувство неуверенности, зажатости, повышается значимость ребенка в собственных глазах, что дает большой простор для развития фантазии и творчества, которыми сполна наделен каждый ребенок с рождения.
А как быть, когда необходимо передать детям накопленный человечеством опыт общения, поведения, традиций, норм взаимоотношений. Здесь опять выручает посредник, например, Добрынюшка, умудренный опытом, добрый наставник. Он учит своего друга относится к людям так, как хотелось, чтобы они относились к ним. Сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомство с традициями народа, возрождение его самобытности не менее важны для воспитания творческой личности. В дни народных праздников Добрынюшка рассказывает и об обычаях, традициях разных народов.
Сильным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, является мотив личной пользы, который нельзя не учитывать, а также потребность общения со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Со временем потребность в общении со взрослым в ребенке претерпевают качественные изменения: основным мотивом общения все чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить какое-либо явление или событие. Постепенно наиболее значимой для старших дошкольников становится познавательная потребность. Кроме того появляется потребность в созидании. Ее роль особенно велика в развитии творческого потенциала ребенка.
Развитие творческих способностей детей важно проводить совместно с родителями. Эту работу я начала с трансляции положительного образа ребенка, что является основой доверительно-делового контакта с ними. Важно подчеркнуть положительные черты личности ребенка, рассказать о его достижениях, интересных идеях, выдвинутых во время коллективного обсуждения. На дидактическом пособии «Ромашка успеха» я размещаю все достижения детей. Родители с большим интересом следят за успехами детей и настраивают их на другие достижения. Одной из форм сотрудничества с родителями являются творческие проекты, которые способствуют созданию доверительной атмосферы в семье, в такие моменты ребенок, раскрепощаясь, открывается родителям с необычной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважение у членов семьи.
Литература.
- Г. Альтов «И тут появился изобретатель»
М, «Детская литература», 1989г.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2006г.
- «Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей»
Минск, ПК ООО «ПолиБииг», 1997г.
- А.В. Яценко «Использование новых методов и инструментальных приемов для развития творческой личности»
Николаев, 1995г.
- «Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений»
(из опыта работы воспитателей детских садов)
С-Пб, 1994г.
6. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории»
С-Пб, «Детство-Пресс», 2001г.
7. М.А. Панфилова «Игротерапия общения»
М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития
( Методическое руководство для работников дошкольных образовательных
учреждений)
М, «Линка-Пресс», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-130355-1351620559.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148199-1353396256.png)
Развитие творческих способностей старших дошкольников
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»
Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-183989-1522475511.jpg)
Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205161-1361013922.jpg)
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/08/picture-958761-1654667861.jpg)
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...