"Особенность формирования "толерантности" в современном обществе"
статья по теме
- понятие "Толерантность"
- признаки толерантного мышления
- дифференцированное понимание толерантности в психологии: виды толерантности, особенности их формирования
- аспекты педагогической толерантности
- воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации
- толерантность во взаимоотношениях детей и родителей
- содержание деятельности и средства воспитания по формированию толерантного сознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennost_formirovaniya.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенность формирования «толерантности»
в современном обществе.
Стрельцова Светлана Юрьевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 34 Санкт-Петербурга
Главная задача государства и общества по отношению к детям –
обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей , возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.
Поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от войны к культуре мира» - так говориться в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. Когда терпимость и уважение были признаны альтернативой насилию и неприятию, а вместо непримиримого противостояния предлагался поиск путей конструктивного взаимодействия, требующий особое мышление, а может быть, и новую форму сознания.
Как известно, терпение не безгранично, и оно всегда несет в себе зародыш
будущего конфликта, поэтому надо развивать толерантное отношение к другим людям, которое основано на стремлении понять позицию других людей и стратегии сотрудничества. Исходя из такого понимания толерантности, можно выделить следующие признаки толерантного мышления:
-способность встать на чужую точку зрения;
-способность выделять в оцениваемом объекте существенные и второстепенные
признаки;
-способность к амбивалентному восприятию объекта, при котором человек
может видеть одновременно как положительные, так и отрицательные
характеристики,
-способность устанавливать сходство и различия между одними и теми же
объектами по разным основаниям, образуя разные способы их группировки;
-гибкость мышления, заключающаяся в готовности изменить свои представления
об объекте в связи с поступившей новой информацией
В психологии различают дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:
естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость,- свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТИПА «А»);
моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с сущностью или с личностью («внешним Я» человека) (ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТИПА «Б»);
нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (ТОЛЕРАНТНОСТЬ ТИПА «В»).
Остановимся на этих типах толерантности подробнее.
Толерантность типа «А» - имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.
Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он требует удовлетворения своих базовых потребностей плачем. Родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.
Толерантность типа «Б» характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Например: «мы терпим вас потому, что…»; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом , а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя».
Толерантность типа «Б» - это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.
Толерантность типа «В» построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Дети по своей природе являются толерантными за счет того, что опыт восприятия окружающего мира у них еще невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения
с ними;
- детская бестактность и т.д.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни:
если ребенок встречается с враждебностью – он начинает драться;
если ребенка постоянно стыдят – он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно – он учится находить любовь в этом мире.
Исправлять ошибки взрослых не так – то просто, целесообразнее их не делать.
На сегодняшний день можно говорить о том, что толерантность является личностно – профессиональным качеством педагога, которое определяется гуманитарным характером его профессиональной деятельности.
Выделяют следующие
аспекты педагогической толерантности:
1. Л.М.Митина вводит понятие «фрустрационная толерантность» (эмоциональная устойчивость), понимая под этим способность противостоять разного рода педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию. В ее основе, по мнению Л.М.Митиной, лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой.
2. Коммуникативная толерантность – способность к установлению бесконфликтных контактов с разными категориями участников воспитательно – образовательного процесса: учениками, их родителями и коллегами по работе – по мнению И.А.Стерни, основа повседневной толерантности.
3. «Осознание неоднородности восприятия мира» - один из ведущих принципов, на котором должен быть выстроен образовательный процесс в современной школе, был сформулирован американским ученым Р.Хенви в работе «Достижимая глобальная перспектива». В качестве цели предполагал воспитание широты видения мира ( «мировоззренческой перспективы» ), признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира». Психологической составляющей формирования педагогической толерантности является эмпатия (сочувствие, сопереживание).
4. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древнем философом Платоном: «Познай себя!», т.е. «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Позитивная толерантность проявляется в умении строить диалог со всеми участниками педагогического процесса, взаимодействия. Именно в диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, иного. В структуре диалога преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
5. Самовоспитание – осознание своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с уважением, способность уважать других – иных – людей, в том числе и детей.
Существенное значение в формировании толерантности педагога имеют рефлексия, самооценка и самоанализ профессиональной деятельности.
Таким образом,
условиями развития педагогической толерантности являются следующие составляющие:
- ценностно – ориентационная направленность образовательного процесса;
- диалогическое взаимодействие и диалогическая компетентность преподавателя;
- эргономическая составляющая условий;
- педагогические и методические возможности различных учебных дисциплин с
применением игрового моделирования и приемов социального взаимодействия.
Воспитание толерантности определяется как формирование и развитие человеческих качеств, способствующих его продуктивному взаимодействию с многообразием меняющегося мира. Возможности конкретного педагога по воспитанию толерантности достаточно ограниченны. Это связано с тем, что воспитание как целеноправленная деятельность по совершенствованию человека не толерантно по своей природе. Невозможно изменить себя или другого человека, если тебя устраивает нынешнее состояние. Кстати, в определенных обстоятельствах стрессы, болезни, повышенная агрессивность способствуют преобразованию и развитию человека, поэтому могут рассматриваться как средства воспитания. Кроме этого, несогласованность воспитательных усилий, когда каждый воспитатель тянет в своем направлении, вызывает естественное раздражение воспитанника и способствует развитию его агрессивности. Следует добавить, что низкий уровень социально – культурной среды, в которой осуществляется воспитание, ее чрезмерная агрессивность и требовательность, порождают ответную реакцию воспитанника, снижают уровень его толерантности.
Для повышения качества воспитания человека (в том числе и его толерантности) в рамках образовательного учреждения необходима интеграция воспитательных усилий педагогического коллектива, целостность и однородность социально – культурной среды образовательного учреждения.
Воспитательные системы индивидуально – личностной ориентации строятся на основе следующего комплекса приоритетных ценностей:
Свобода, достоинство, индивидуальность, терпимость, творчество.
В данных воспитательных системах воспитание рассматривается как процесс педагогической поддержки самоопределения и саморазвития подрастающего человека.
Неповторимость и уникальность каждого человека порождает проблему сосуществования в условиях невозможности понимания. Толерантность рассматривается как признание возможности равноправного существования «другого».
П.В.Степанов выделяет следующие компоненты толерантности:
- Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
- Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
- Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность представляет собой способность к сосуществованию в мире индивидуальности. Специфика сосуществования, творчество собственной жизни становится более продуктивным, если осуществляется в диалоге с окружающим миром. В данном случае речь идет о толерантности по отношению к проявлениям индивидуальности, к появлению индивидуального стиля в одежде, поведении, культуре речи. Интолерантное поведение связано с негативным отношением к человеческому своеобразию как данному от природы, так и проявляемому в самостоятельных действиях. Агрессивность проявляется по отношению к тем, кто выглядит или пытается вести себя не так как все.
Таким образом, в процессе воспитательной деятельности выделяются различные приоритеты воспитания толерантности:
- формирования толерантного сознания;
- воспитание культуры толерантности;
- адаптация к внешним условиям и требованиям, достижение субъектного благополучия;
- развитие способности к диалогу с «другим».
Нам, педагогам, психологам, важно помнить, что:
- Толерантность – одно из основополагающих свойств человека, которое проявляется в его отношении к многообразию и изменению мира. Чем выше уровень толерантности человека, тем быстрее и безболезненнее он реагирует на внешние изменения. Непринятие внешних перемен выражается в стрессах, болезнях, повышенной агрессивности.
- Всякое развитие личности способствует проявлению толерантности, поскольку черты зрелой личности включают в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, креативность, независимость суждений, уважительное отношение к чужой точке зрения, стремление способствовать развитию других людей.
Толерантность во взаимоотношениях детей и родителей.
Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение (взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок – по принципу «открытости» ). В результате такой «ошибки» развитие изначальной детской толерантности (если перефразировать Выготского) оказывается не столько в «зоне ближайшей инволюции» (см. Л.Выготский)
Именно толерантность типа «Б» составляет основу реальной практики семейного воспитания: «я знаю истину, но ты ведешь себя вовсе не в русле этих ценностей, я даю тебе это понять», этот же тип толерантности обычно транслируется в культуре (особенно в СМИ). Скорее всего так происходит потому, что в современном обществе и в современной массовой культуре доминируют нетерпимость и насилие. Поэтому можно утверждать, что хорошо известный в психологии семейного воспитания конфликт между представителями разных поколений – это, прежде всего, конфликт «ценностных систем», каждая из которых проявляется как толерантность типа «Б» - толерантность – терпимость. Например,, проблемы, возникающие у родителей в общении с ребенком - -подростком, зачастую связаны с неконтролируемыми вспышками нетерпимости, или, иначе говоря, с внешними проявлениями тех «гроздьев гнева», которые зреют за «фасадами» людей, обнаруживающих толерантность – терпимость или толерантность типа «Б»
Взаимная (подчас совершенно немотивированная) нетерпимость в детско – родительских отношениях не возникает на пустом месте, она есть следствие толерантности – терпимости взрослых (их терпения и снисхождения), практиковавшейся в семейном воспитании раннее, на более ранних возрастных этапах. Как свидетельствуют психологические исследования, ранняя психологическая травматизация в семье, постоянное подавление его индивидуальных проявлений неизбежно приводят к развитию авторитарной интолерантности личности (Т.Адорно. А.Миллер, Э.Фромм и др.).
Роль и возможности семьи.
В каждой семье свое представление о воспитании детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная воспитательная концепция отца и матери, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. К сожалению, многие молодые родители не всегда умеют договориться друг с другом, а иногда не хотят.
Это сказывается на психическом здоровье их ребенка. Необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании.
Известно, что родительское самочувствие сказывается на отношении к детям. Мы надеемся, что родители могут заниматься сами собой, улучшить свое самочувствие, расширив способы саморегуляции в системе отношений с другими людьми.
Сегодняшний ребенок испытывает большие трудности в своем личностном развитии, нежели его родители. Объясняется это, прежде всего, малым жизненным опытом, большим количеством неблагоприятных факторов социальной среды (в семье, в школе), травмирующих ребенка; непоследовательной иногда противоречивой, не учитывающей индивидуальных особенностей ребенка системой воспитательного воздействия. Современный ребенок подвергается небывалому количеству психотравмирующих ситуаций. Отсутствие информационных запретов на телевидении, чрезмерное изобилие черной информации через средства массовой информации (разделы убийств, насилия и т.п.), разгул пиратской, низкопробной видеопродукции, опять – таки с чрезмерным афишированием жесткого поведения суперсильных героев…
Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказывают сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями (отсутствие денег, безработица и т.п.).
Проблемы проживания ребенком кризисных периодов.
Кризис новорожденности (от рождения до 1 месяца) опасен для ребенка тем, что многие мамы из-за небрежного отношения к собственному здоровья, неподготовленности к родам (токсикоз беременности, родовая травма, сотрясение мозга и т.д.) подвергают ребенка возможности раннего ограниченного поражения головного мозга.
Кризис трех лет имеет свои особенности. Навыки самообслуживания, развитие речи, все это – признаки самостоятельности поведения ребенка. Важно учитывать в ребенке его личностные особенности (темперамент, характер, способности), что позволит развить эмоционально-волевую активность, потребность в совместной деятельности. Именно в этом возрасте уже принято говорить о появлении невротических отклонений, трудностях характера, которые зависят только от непосредственного взаимоотношения членов семьи.
Благоприятность прохождения этого периода сказывается на прохождении, на эффективности подготовки ребенка к обучению в школе.
Кризис семи лет – это готовность ребенка к обучению в школе, готовность сотрудничать с новым взрослым – педагогом, новыми друзьями, одноклассниками. Многие младшие школьники испытывают настоящий шок, потрясение от авторитарного отношения педагога к детям. Отмечается проблема адаптации детей к условиям школы как болезненная и длительная по времени. И не всегда родители могут, умеют помочь ребенку в условиях нового социального круга – школе.
Кризис подростка – этот период для самого ребенка совсем не прост, не говоря уже о родителях. Самоутверждение требует особого отношения взрослых, понимания, тактичности близких. Этот период особенно не прост для мальчика, подростка, юноши. Связан период с проблемой профессионального самоопределения, веры в собственные возможности. В этот период общество теряет молодых людей как пассивных самоубийц, через их наркозависимость, алкогольную привязанность, правонарушения.
Во все периоды кризиса судьба ребенка прежде всего в руках его родителей. Любя своих детей, родители развивают у своего ребенка умственный и социальный интеллект, понимание самого себя, понимание других людей, дает способ успешного взаимодействия и многое другое.
Есть притча о том, как представители разных стран вели дела. Первые укрепляли границы, вторые – обучали войска, а третьи – строили мосты и дороги, чтобы дружить с народами других стран. Но труды строителей были напрасны – «пути дружбы» разрушались, потому что никто никому не верил.
Но однажды появился добрый Великан и помог людям поверить друг другу. Вот тогда все прекратили воевать, стали восстанавливать дороги и мосты и стали учиться дружить.
Мы, педагоги нашего детского учреждения, не Великаны, но нам хотелось помочь детям подружиться, научить их сотрудничеству, показать, что можно выигрывать вместе, так, чтобы были только выигравшие. Научить понимать себя, свои чувства и желания, правильно их выражать, чтобы быть понятым и услышанным окружающими. Мы хотим научить девочек и мальчиков уважать себя, потому что с этого начинается уважение к другим. Поэтому мы сами уважаем детей и любим их такими, какие они есть.
Как мы учим детей?
Конечно, через их собственный опыт. Их собственные переживания важнее поучений и нотаций. Слова могут только обозначить то, что родилось в душе ребенка. На занятиях мы стараемся, чтобы каждый ребенок заметил в себе то лучшее, что уже есть в нем.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра
на основе искренних человеческих отношений.
Если у человека родилась доброта, то ему есть чем поделиться с другими.
Каждая встреча с детьми – это совместное творчество, совместное исследование жизни, сотрудничество. И это приносит радость.
Важно не «делать» ребят по своему «образу и подобию» и, таким образом, предотвратить грубое вмешательство в суверенитет каждого из них.
Задача педагога – принимать себя не как идеал, а как средство для достижения цели и совершенствовать себя в этом качестве.
Цель воспитания толерантности -
Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Современный мир жесток. Необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Что же может дать эту терпимость, толерантность? Знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, то, что нас объединяет. Этим общим является не только биологическое сходство, это обще человеческие ценности. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние.
Воспитывать –
Значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Содержание деятельности по формированию толерантности
включает в себя:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
- Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- Осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- Осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
- Осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
- Проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
- Определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
- Развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- Углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.
Средства воспитания толерантного поведения:
- Всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создания атмосферы добра и взаимопонимания;
- Гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок –взрослый, детский сад – семья, семья – ребенок – школа – социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей;
- Культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
- Концентрация внимания детей на общность культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
- Использования заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
- Взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;
- Примеры великого братства народов, подвигов во имя людей;
- Знакомство с сегодняшними войнами и их последствиями: беженцы, гуманитарная помощь и др. – открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;
- Организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности в современном обществе
Новое время, новые ритмыСемейные ценности это то, что важно, ценно (тавтология, но иначе никак!), уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблиз...
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлен опыт работы по формированию нравственных качеств личности у старших дошкольников.Предлагается одно занятию по формированию у дошкольников доброжелательности....
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлены материалы по формированию у детей нравственных ценностей . Игры-занятия по воспитанию у детей доброжелательности к окружающим людям проводятся в старших дошкольных группах...
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. ...
Творческий проект Гавриловой А.А. для детей среднего дошкольного возраста "Многоликий город Санкт - Петербург".(социализация дошколят в современном обществе)
Демонстрация игровых ситуаций с дошколятами . Цель проекта: развитие чувства толерантности....
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...