«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
статья на тему

Юзефяк Юлия Рашитовна

В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .

Основной  задачей  по  данной  проблеме  является  обеспечение  успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

          В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .

Основной  задачей  по  данной  проблеме  является  обеспечение  успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

Каждый  воспитанник  дошкольного  учреждения  по-своему  готов  к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например,от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

В  условиях  дошкольного  учреждения  коррекционно-развивающая  работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  с  учетом  их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

Для  полноценной  картины  рассмотрим  понятие  «дети  с  ограниченными возможностями здоровья»–это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению  образовательных  программ  вне  специальных  условий  обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или  постоянные  отклонения  в  физическом  или  психическом  развитии  и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания

В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:

− дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

− дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

− дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

− дети с тяжёлыми нарушениями речи;

− дети с задержкой психического развития;

−дети с умственной отсталостью;

−дети с расстройством аутистического.

           Исходя  из  выше  рассмотренной  системы,  психолого-педагогического сопровождения  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной  целью  должно  быть  определение  индивидуального  маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

При  реализации  коррекционно-педагогической  работы  специалистами дошкольного  учреждения  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей,  методов  и  конкретного  содержания  на  различных  этапах  обучения  и воспитания;

– принцип  этио- патогенетического  подхода,  с  помощью  которого определяется  этиология,  механизмы  и  структура  дефекта  при  томили  ином варианте  ЗПР,  что  является  основой  для  выбора  оптимальной  коррекционно-развивающей программы;

–принцип  комплексного  подхода.  Диагностическая  часть программы включает  медицинское,  психологическое,  педагогическое,  логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

– принцип качественного анализа результатов обследования;

–принцип  учета  закономерностей  онтогенетического  развития  при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие  психического  развития  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

–принцип  единства  коррекции  и  развития.  Это  значит,  что  решение  о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

–деятельностный  принцип  осуществления  коррекции. Этот  принцип определяет  выбор  средств,  путей  и  способов  достижения  поставленной  цели. Деятельностный  принцип  основан  на  признании  того,  что  именно  активная деятельность  ребенка  является  движущей  силой  развития,  что  ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

1.Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья  (разработка  рекомендаций  для  родителей  в  соответствии  с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).

2.Взаимодействие  группы  специалистов  в  процессе  реализации коррекционно-развивающих задач.

3.Проведение открытых занятий.

Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально  комфортных  условий  для  интеграции  ребенка  с  ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этомпроцессе ребенка и его семьи психолого-педагогической  поддержкой.  И  здесь актуальна  проблема  сочетаемости общеразвивающей  и  коррекционной  программы  ДОУ.  Анализ  последних  лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и  составляют  основную  группу  риска  по  неуспеваемости,  хотя  они  имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

Возникающие  проблемы,  затрудняющие  совместную  деятельность воспитателя и логопеда:

• совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;

• нет  единых  требований  к  организации  совместной  деятельности воспитателя  и  логопеда  в  нормативных  документах,  методической литературе;

• в  рамках  рабочего  времени  возникает  сложность  в  распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

• отсутствует  четкое  деление  функции  между  воспитателем  и логопедом.

Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

1.  Принцип  комплексного  подхода  к  организации  коррекционно-педагогического процесса.

2. Принцип  единства  диагностики  непосредственного  коррекционно-педагогического процесса.

3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

5. Принцип  дифференцированного  подхода  к  детям  в  процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.

Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

Формы  коррекционно-развивающей работы  между  специалистами  в ДОУ:

– беседы,

– консультации,

– семинары

- практикумы,

– открытые просмотры,

– мастер-классы.

   Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

1.  Совместное  планирование  занятий  воспитателя,  которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном  дошкольном  учреждении,  также  составление  плана  совместной работы.

3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

В функции логопеда входит:

– формирование  правильного  речевого  дыхания,  чувства  ритма  и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

– изучение  уровня  речевых,  познавательных  и  индивидуально-типологических  особенностей  детей,  определение  основных направлений  и содержания работы с каждым из них;

– совершенствование  фонематического  восприятия  и  навыков  звукового анализа и синтеза;

– работа над коррекцией звукопроизношения;

– работа над коррекцией слоговой структуры слова;

– формирование послогового чтения;

– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

– обучение  связной  речи:  развернутому  смысловому  высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

К функциям воспитателя относят:

– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;

– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

– системный  контроль  над  поставленными  звуками  и  грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

– закрепление навыков чтения и письма;

– формирование  связной  речи  (такими  методами,  как  заучивание стихотворений,  текстов,  потешек,  знакомство  с  художественной  литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

– развитие  понимания,  внимания,  памяти,  логического  мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Необходимые игры и упражнения:

• дидактические  игры,  игры  с  пением,  элементы  игр-драматизаций,подвижные игры с правилами;

• упражнения для развития артикуляционного аппарата;

• упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

• упражнения,  направленные  на  автоматизацию  и  дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

• работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

• лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых  игр  с  детьми,  дыхательных  упражнений  с  использованием компьютера;

• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые  воспитателем  и  логопедом,  а  также  для  закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

• применение  всевозможных  логопедических  игр  и  упражнений  на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические  занятия  с  применением  компьютерных  программ  и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

– проведение  гигиенической  гимнастики  для  глаз,  во  время  работы периодически  переводим  взгляд  ребенка  с  монитора каждые  1,5-2  минуты  на несколько секунд.

Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при  организации  игр,  занятий,оздоровительных  мероприятий  и  других  видов деятельности,  выработка  единых  педагогических  установок  по  отношению  к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях  дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

Список литературы

1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144 с.

        2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей  с  нарушениями  речевого  развития  в  условиях  ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...