Экологические праздники и развлечения. Их роль в эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.
статья по теме
Из опыта работы музыкального руководителя БДОУ г.Омска "Детский сад №88 комбинированного вида" Фролкиной Светланы Борисовны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С. Б. Фролкина
БДОУ г. Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»
Экологические праздники и развлечения. Их роль в эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас Доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе даёт возможность наилучшим образом приобщить ребенка к Красоте, Гуманности, Здравому смыслу…
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас они узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метёт. Очень нравятся детям песенки про «Петушка- золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который « сидит на дубу, играет во трубу».
Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает эстетическое удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечика, от нежного запаха цветов, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы люди отражают в различных изделиях и произведениях искусства (создают игрушки в виде животных, используют растительные элементы в различных видах художественной росписи, в плетении кружев, создании рисунка на ткани). А дети через музыкальную деятельность учатся видеть и чувствовать красоту природы в песнях, танцах, в стихах. Общаясь с природой, человек также развивается духовно и нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и голосам животных. Из музыкально-дидактических игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, что все животные хорошие, добрые, что они живые и их нельзя обижать, к ним надо относится бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т.д.
А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками!
Одним словом а работаю над тем, чтобы через музыкальную деятельность, в игровой непринужденной форме, дети получали и закрепляли элементарные экологические знания, развивались эстетически, духовно и нравственно.
Важную роль в обретении экологической культуры и воспитании через неё духовно- нравственных и эстетических чувств, занимают экологические праздники, досуги, развлечения. Их цель – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, к семье, к истории, к культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На таких мероприятиях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Помимо музыкального развития, такого рода мероприятия усиливают эмоциональное восприятие ребенком природы, окружающего мира, помогают закреплять знания о сезонных изменениях в природе, расширяют представления об экологических цепочках в разных экосистемах, развивают творческие способности детей, способствуют формированию духовного и эмоционального мира ребенка.
Проведению праздников предшествует очень большая предварительная работа. Дети их ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками с помощью взрослых. Действующими лицами многих инсценировок-сказок являются различные зверушки, что всегда интересно и близко детям.
Сценарии праздников я стараюсь составлять так, чтобы они носили познавательно-развлекательный характер новой экологической направленности, с учетом не только тематики праздника, возрастных особенностей, а также и времени года. Планы мероприятий и сценарии обсуждаются совместно с воспитателями тех групп, которые принимают участие в празднике. Заранее определяется роль и обязанности каждого из педагогов как во время подготовки, так и во время проведения праздника. При необходимости работаю с каждым из воспитателей индивидуально, особенно с ведущим, который должен хорошо знать весь материал, чтобы уверенно чувствовать себя в любой ситуации, видеть всех детей и взрослых, принимать решение в нужный момент. От подготовленности взрослых, от их организованности и заинтересованности во многом зависит удачное проведение праздника и хорошее настроение детей.
Задолго до праздников, совместно с воспитателями, мы проводим интересные беседы на экологические темы, которые позволяют скорректировать имеющиеся у дошкольников первоначальные знания, например о лесе и его обитателях, о взаимосвязи между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. В ходе бесед мы формируем новые экологические знания, в том числе и нормах поведения в лесу, побуждаем детей к размышлениям, учим анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость, такие духовно-нравственные качества как трудолюбие, честь, совестливость, развиваем наблюдательность.
Широко использую художественное слово, фольклорный материал. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, к традициям и обычаям своего народа, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка.
Большое внимание уделяю подбору музыкального материала, ведь музыке на празднике отводится ведущая роль. Например для музыкальной игры «Бабочки и цветы» музыка должна быть легкая, игривая, порхающая, которая ассоциируется с полетом бабочек. Перед началом игры обращаю внимание детей на то, что поможет в игре именно музыка. Её надо внимательно слушать и она подскажет, когда мы будем «летать», а когда «сядем на цветы». Так музыка в игре станет руководителем – дети постепенно научатся слушать и слышать музыкальное произведение, чувствовать его настроение. Знакомлю детей с образцами классической музыки. С большим интересом дети слушают звуки природы: голоса весеннего леса, голоса птиц, шум моря и т.д.
Тщательным образом подбираю песенный репертуар. Дети с удовольствием исполняют песни о природе, о красоте родного края, о сезонных изменениях в природе («Прогулка» сл.Л.Поляк, муз. Девочкиной; «В золотой карете» сл. и муз. Олиферовой; «Доброта» сл.и муз. Е.А. Гомоновой; «Не обижайте муравья!» муз. Абелян; ), хороводы «Май- кудрявый мальчуган» муз. Юдиной; «Берёзка» муз. Т. Попатенко и д.р.
Эти песни, несложные и понятные по содержанию, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, формируют новые экологические знания, воспитывают эмоциональную отзывчивость. Дети получают эстетическое удовольствие от собственного исполнения, так как все они мелодичны и красивы.
В праздники и развлечения я включаю различного вида игры: дидактические, музыкальные, хороводные, пальчиковые, речевые, игры-эстафеты. В результате пополняется словарный запас детей, закрепляются названия цветов (муз. игра «Цветы и пчелки», дид. игра «Посади цветы»), названия съедобных и несъедобных грибов (муз. дид. игра «Найди грибок»), названия ягод, овощей, фруктов (муз. дид. игра «Что в корзиночке моей?», пальчиковая игра «Варим суп»), названия птиц (муз. дид. игра «Ни сорока, ни ворона…») и д.р. Дети умеют классифицировать предметы, животных и птиц, фрукты и овощи.
В танцах и инсценировках дети учатся имитировать движения животных, птиц, насекомых, знакомятся с их повадками. Помогает им в этом правильно подобранная музыка, характер которой дети передают в движениях.
Огромное значение имеет эстетичное, красочное оформление зала. Для этого я постоянно работаю над изготовлением и обновлением декораций (красочные ширмы по временам года, кусты, деревья, грибы). К каждому празднику я сама шью новые элементы костюмов, изготавливаю атрибуты к играм и танцам. Хочется чтобы дети выглядели красиво, чтобы эстетические задачи не уступали другим воспитательным задачам.
C темой экологии я связываю свою работу музыкального руководителя много лет. За этот период достигнуты определенные результаты. Мною разработаны, подготовлены и проведены ряд экологических утренников, праздников, развлечений. Эти мероприятия были неоднократно показаны для студентов Педколледжа №4, слушателей курсов ИПКРО, членов творческой группы МОУ ЦТР и ГО «Перспектива» «Реализация регионального компонента содержания образования «Краеведение» через воспитание у дошкольников любви к природе родного края».
Своим материалом, разработками, сценариями, опытом работы я с удовольствием делюсь с коллегами.
Наблюдая за детьми совместно с воспитателями, мы также видим результаты своей работы: дети замечают красоту и прелесть природы, бережно к ней относятся; знают характерные особенности времен года, замечают сезонные изменения в природе; умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельностью живых объектов.
Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают в ходе подготовки и проведения экологических мероприятий, слушая музыку, исполняя песни, танцуя, участвуя в сценках, служит хорошей почвой для нравственно-эстетических проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Выражаясь образно, можно сказать так: «Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло!». Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже проявление экологической культуры. А как это нужно и птицам, и животным, и всем людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
знакомить с различными игрушками, с их историей и с процессом изготовления собственными руками....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"Роль художественно- эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"...
«Народные промыслы в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать эстетический вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в ...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...