Влияние формирования игровой деятельности на социальные отношения младших дошкольников
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

 

Как всем нам известно, группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние формирования игровой деятельности на социальные отношения младших дошкольников (прогулка).

ВВЕДЕНИЕ
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход  друг к другу по общению, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, в частности в игре, адекватно реагировать на происходящее, отмечаются сложности в умении сопереживать в неудачах и радоваться успеху другого человека.

Важное место в жизни дошкольника занимает их общение со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника. Переход ребёнка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняет социальную ситуацию его развития, которое до этого осуществлялось связями «ребёнок – взрослый». Теперь эти связи дополняются отношениями «ребёнок – сверстник». Вне этих связей невозможно рассматривать формирование личности дошкольника.

В детском саду дети всё больше рассматривают свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнёрами по играм и другим видам деятельности, но и партнёрами по личностно значимому для них общению друг с другом.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения- это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Мы столкнулись с этим в частности, когда открылись в марте 2012 года и приняли разновозрастных детей из разных социальных условий разом: многие из них домашние дети и никогда не посещали детский сад, кто-то пришёл из других детских садов… поэтому эта проблема и для нас сразу стала очень актуальна.

Чтобы спланировать нашу работу в этом направлении, по итогам диагностического обследования, мы в тесном тандеме с методистом и педагогом-психологом, выбрали для себя приемлемую методику, опираясь на научные труды Сенько Татьяны Владимировны, кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького. Зная что игра - это ведущая деятельность дошкольника, мы сочли этот метод приемлемым, потому что он корректирует межличностные отношении детей  с помощью игр и игровых упражнений на развитие навыков социализации.

И некоторые из них, которые по нашему мнению можно использовать на улице во время прогулки, мы продемонстрируем вам на примере 2 младшей группы, где я являюсь воспитателем.

(Видео)

Сейчас мы вместе с Вами посмотрели нашу прогулку.

Цели которые мы ставили здесь:

1.Формирование дружеских взаимоотношений и чувства доверия.

2.Развитие навыков общения друг с другом у детей младшего дошкольного возраста в игре.

3.Сплочение детского коллектива.

Стояли Задачи: 
Развивать фразовую речь.
Развивать общую моторику; различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый).

Учить понимать смысл загадки и находить отгадку.
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
Формирование понятия о детском саде, как о большой дружной семье.

Воспитывать у детей любовь к детскому саду, уважение друг к другу.

Приемы и методы работы

Словесный: рассказ воспитателя, пояснение, художественное слово, вопросы; 

Наглядный: использование ТСО, дидактических пособий (смайлики, картинки).

Игровой: упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс «Подари улыбку»,  игра «Как живёшь», упражнение - имитация «Грустный - весёлый»), игровое упражнение на развитие навыков социализации «Эстафета дружбы», подвижная игра «Заяц-волк» (интерпретация  игры «ОСТРОВА» Васильева Н.В.), социальная направленность игры помогает формированию у ребёнка гражданской позиции, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи;  совместная познавательно -трудовая деятельность «смастерим своё солнышко»; 

Считаю что с поставленными задачами соответствии с ФГТ мы справились.

В программе эти задачи обозначены как:

  1. Приобретение детьми в игре таких качеств, как любознательность, активность, отзывчивость.
  2. Организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы она была интересной.
  3. Выражение положительных эмоций (радость, интерес) ребёнком, активного и доброжелательного взаимодействия  с педагогом и сверстниками во время беседы и игры.

Как всем нам известно, группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, и социальных отношений уже в младшем дошкольном возрасте. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Ещё Антон Семёнович Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет его работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе»…

Под руководством нас, взрослых, а также самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, едем в зоопарк, идем в гости и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Мы учим наших детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре со взрослыми, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Когда мы видим, что ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, включаем его в игру постепенно: сначала играем с ребенком сами, а затем уже предлагаем играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр, а именно: игры по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка в транспорте и т. д.)

Общей целью всех видов игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками*. Мы уже можем наблюдать соц. поведение детей в  играх, осознания значимости разных профессий, дети в процессе  игры уже находят выходы из разных ситуаций без помощи воспитателя, уходят от конфликных ситуаций. Мы видим попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками, доброжелательно принять в игру товарища.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, умение считаться с другими, общаться спокойно без крика.

Наравне  с ежедневными наблюдениями,  нашем непосредственным участием в играх детей, совместно с педагогом-психологом  постарались изучить и проследить взаимоотношения детей в играх, выявить тех детей, которым тяжелее даётся общение.

Главными педагогическими задачами являются:


– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;


– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;


– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;


– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

«Детский сад, детский сад –

он так нужен для ребят»

Конспект познавательно-игровой деятельности во 2 младшей группе

Крупнова Елена Владиславовна-

воспитатель  2 младшей группы

МДОУ № 7 « Калинка

Ход занятия:

Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс «Подари улыбку» 

"Собрались мы вместе  в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель обращает внимание детей на здание детского сада. ( здание детского сада)

-Ребятки, посмотрите, что это? (дом)

-А  дом большой или маленький? (большой)

-Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Детский сад.

Послушайте стихотворение про наш детский сад.

В этом доме все для нас -

Сказки, песни и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час, -

В этом доме все для нас!

В нем растем мы с каждым днем,

Вот какой хороший дом!      

Воспитатель:

Мы каждый день приходим в детский сад.  А вот чем мы занимаемся  в детском саду, мы сейчас с  вами покажем.

Игра « Как живете»

(Дети имитируют движения)

Как живёшь?

Как идёшь?

Как бежишь?

Как спишь?

Как ешь?

Как пьёшь?

Как глядишь?

Как шалишь? 

Воспитатель:

Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду.

Ребятки, чтобы всем было хорошо и весело  нужно жить дружно, давайте проведём «Эстафету дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

говорим о дружбе, товариществе, о взаимной выручке и продолжаем игру. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, нерасторопностью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Психогимнастика 

 Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то становится весело,  и мы улыбаемся. (Пиктограммы Приложение 1 ).

- Это, какое личико? Как догадались?

- А это, какое? Почему так решили?

- Покажите, какое бывает выражение лица,  когда мы сердимся? (дети показывают)

- А  теперь покажите веселое выражение лица (дети показывают)

Игра на внимание «Сердитый, веселый»

Воспитатель

Сейчас я буду показывать вам смайлики.

(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица, и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико).

                                            «Солнечный лучик».
Ребята, а какое сейчас время года? А вы обратили внимание  на первые признаки весны? капель, кругом лужи, ярко светит солнце… а давайте мы с вами сейчас превратимся в солнечные лучики, протянем руки вперёд и соединим их в центре круга, молодцы! тихо так постоим, попытаемся почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

А может мы сейчас все вместе смастерим своё солнышко? Давайте каждый принесёт по одной  лопатке снега в центр нашего участка на этот лист картона…наше солнышко какого цвета сделаем? Оно у нас будет доброе, весёлое или сердитое?(доброе)  (глазки, улыбку), Вот какое приветливое солнышко у нас! Ребята, а что же ещё не хватает у него, посмотрите по внимательней, то без чего оно не сможет нас согревать? (лучики) Правильно, ну-ка, посмотрите по внимательнее что у нас здесь? (расправляем все вместе ленты) Давайте сделаем большой круг и полюбуемся: вот какое у нас получилось красивое, доброе, теплое солнышко!!!

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!

- Вот какие мы дружные,  добрые, внимательные, заботливые. Главное, чтобы в нашем детском саду  всегда были мир, дружба, улыбки. Молодцы.

         Ребята, вы так сегодня хорошо отвечали на вопросы, весело и дружно играли, что я захотела подарить вам эти маленькие улыбки. Вы можете забрать их домой.

Используемая литература

  1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.- Москва: Айрис-пресс, 2008.- С.81,С. 99.
  2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...

Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника

Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"

Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"Цель...