обобщение опыта работы
статья по теме

Мармузова Марина Константиновна

обобщения опыта работы на тему: "Профилактика и коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний  у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_moy_gotov.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое  «трудные» дети?

Вечный вопрос и большой, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти!

Поздно заметили поздно учли

Нет! Не рождаются «трудные» дети!

Просто им вовремя не помогли.

1. Актуальность темы:

Многие замечают, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Часто взрослые жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и "невинные", как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку.  Ценности и нравственные ориентиры настолько размыты, что и взрослому человеку сложно определить «что хорошо, а что плохо», Детям же сделать это самостоятельно практически невозможно, отсюда и тревожность, агрессивность или излишняя застенчивость, замкнутость и  неуверенность в своих силах, в том, что от них что-то зависит, что они способны контролировать происходящее.

К сожалению, спектр неблагоприятных эмоциональных состояний, наблюдаемых у современных детей, достаточно широк, однако, как показывают многочисленные исследования (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) наиболее распространёнными явлениями являются  тревожность и страхи, которые в свою очередь порождают и ведут за собой многочисленные нарушения в поведении и, при отсутствии своевременной коррекционно - развивающей помощи, могут спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

2. Неблагоприятные эмоциональные состояния

2.1 Факторы, влияющие на возникновение неблагоприятных эмоциональных и психических состояний:

 

Страх — эмоциональное, психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения, как реакция на действительную или воображаемую опасность.

Известный физиолог И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями.

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации.  

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.


Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в
 нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом или школой.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего - завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. Тревожность может быть так же сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами

Данные исследований показывают, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты, наказания, сказочных персонажей, крови, животных.

Изучение литературы по данной проблеме позволило выделить  ряд факторов влияющих на формирование страхов у дошкольников:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери; 
  • тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями в семье;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

 Так же можно выделить основные причины возникновения страхов у детей:

  1. Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!»;
  2. Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь;
  3. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям;
  4. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной;
  5. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей;
  6. Наличие более серьезного расстройства - невроза. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

У детей старшего дошкольного возраста тревожность, и как следствие появление и проявление страхов, еще не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, и поскольку данные состояния негативно влияют на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка необходимо как можно раньше выяснить причины их появления и с помощью различных коррекционных мероприятий не допустить превращения этих ситуативных состояний в устойчивые черты характера.

Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности.

Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.).

- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.

- Чаще испытывают негативные эмоции.

- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников.Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью.  Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

  • низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального;
  • неразвитой произвольностью;
  • низким уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния.

Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Ребёнок чувствует себя клоуном на арене.

  Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли  в игре, или  выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается   целенаправленностью и самостоятельностью.

эти дети обладают следующими особенностями:

  • высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
  • хорошо развитой произвольностью;
  • хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру;
  • достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
  • высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: “Он первый начал”, “Он сам лезет, я не виноват” Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструмантальным.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия.

По результатам психологического обследования эти дети имеют:

  • средние показатели интеллекта;
  • произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
  • низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают;
  • уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер – все дерутся, мучают или убивают друг друга. Истязание других – детей или игрушек – приносит им своеобразное удовольствие

Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей: 

  • уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми инициативы;
  • не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
  • не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
  • в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
  • требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;
  • поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения

2.2 Влияние эмоций на психические процессы

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать.

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», — можно услышать от ребенка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т. В. Бендас, 1982).

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

К патологии эмоций относятся: депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Депрессия и эйфория в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипичны, стерты, рудиментарны.

Ребенка с пониженным настроением можно, охарактеризовать как несчастного, удрученного, мрачного, печального, депрессивного, огорченного, пессимистичного.

Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно определить как робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, покорного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущенного, нервозного, напряженного, испуганного.

Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, досадующего, обиженного, недовольного, презирающего, негодующего, испытывающего отвращение, сердитого, резкого, неуступчивого.

Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого, импульсивного, стремящегося к доминированию, хвастливого, оживленного, радостного, ликующего, восторженного, воодушевленного, увлеченного, азартного, окрыленного, нетерпеливого, радостного, переживающего чувство успеха, превосходства, гордости. Ребенок, находящийся в состоянии эйфории, не может сосредоточиться, у него нарушается поведение.

У детей может наблюдаться и эмоциональная неадекватность. Эмоциональная неадекватность характерна для детей, страдающих шизофренией.

Частое чередование положительных и отрицательных эмоций (лабильность) характерно для детей-невротиков, расположенных к истерическим реакциям, а снижение эмоциональной реакции (эмоциональная тупость) часто встречается у детей, больных шизофренией.

3. Основные этапы работы над проблемой профилактики и коррекции неблагоприятных эмоциональных реакций и состояний дошкольников старших и подготовительных к школе групп.

3.1. Диагностический

В начале 2012-2013 учебного года, в рамках работы над данной темой, мною была проведена диагностика детей II младших групп, старшей и подготовительных групп.Были использованы следующие методики:

  • наблюдение
  • Проективные рисуночные тесты: «Я в детском саду» «Моя семья», «Несуществующее животное»
  • Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)  - предназначена для работы с детьми старше 3-х лет, позволяет «увидеть» состояние эмоциональной сферы, отметить наличии агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
  • Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен ) – исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях.(обработка результатов производилась с помощью диагностического комплекса «Лонгитюд»)
  • Опросник для выявления детей имеющих неблагоприятные эмоциональные состояния (для педагогов ДОУ, для родителей)
  • методика диагностики страхов - «Страхи в домиках»
  • 8 цветовой тест Люшера (обработка результатов производилась с помощью диагностического комплекса «Лонгитюд»)

Результаты проведенной  диагностики показали следующее:

  • высокий уровень ситуативной тревожности в начальный период посещения детского сада (период адаптации): 57% - это дети имеющие высокий уровень тревожности, 24% - средний уровень тревожности.

  • В подготовительных группах  уровень тревожности так же достаточно высок: 23% - высокий уровень тревожности, 36% -средний уровень тревожности.

  • При проведении качественного анализа результатов диагностики эмоциональной сферы выявлена следующая иерархия эмоциональных реакций и состояний детей старших и подготовительных групп :

Как видно из представленой диаграммы имульсивность, тревога, агрессия, демонстративность – наиболее часто встречающиеся в данной возрастной группе эмоциональные и  психические реакции и состояния

  • Была выделена группа детей (группа «Риска»), имеющих устойчивые неблагоприятные эмоциональные состояния (высокий уровень тревожности, страхи, аутоагрессия, )
  •  Так же, в старших и подготовительных группах было выявлено значительное количество детей имеющих сниженную самооценку,  неуверенных, эмоционально неустойчивых, но в силу неярко выраженной проблемности в поведении не попадающих в поле особого внимания со стороны педагогов.

3.2 Профилактическая и коррекционная работа 

Исходя из вышеприведенных данных, мною были поставлены следующие задачи профилактической и коррекционной работы:

  1. Помощь в преодолении негативных переживаний
  2. Снижение эмоционального напряжения
  3. Помощь в снятии страхов
  4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков
  5. Воспитание уверенности в себе
  6. Развитие произвольности и самоконтроля
  7. Формирование адекватной самооценки и социально-приемлемых форм поведения
  8. коррекция детско-родительских отношений

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы:

  • Системность коррекционных, профилактических, развивающих задач
  • Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей
  • Комплексность методов психологического воздействия
  • Учет объема. Степени разнообразия и сложности материала

Методы и приемы используемые в работе:

  1. методы арт-терапии (рисование, сказкотерапия) - предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.  Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.  Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.  Посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.
  2. Метод избавления от страхов с помощью ролевых игр.
    Ролевые игры проводятся как индивидуально, так и в  группе детей и взрослых.
  3. Метод анатомирования и манипулирования страхами.
    Метод анатомирования страхов - один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. Эти проблемы в сознании ребенка и порождают страх. Метод анатомирования страха направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.
  4. Методы телесно-ориентированной терапии  -  в занятиях использовались различные упражнения на снятие мышечных зажимов,
  5. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения,развитие эмоционально-личностной сферы
  6. Игротерапия  - Игра  это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  7. Музыкотерапия - эффективна в коррекции нарушений общения, позволяет создать условия для эмоционального диалога. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, снимает страхи и напряженность. Проводятся релаксационные паузы, музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка («3вуки леса», «Морской прибой»; классические музыкальные произведения).
  8. Консультации и беседы с родителями и педагогами ДОУ

Основные направления работы

3.3 Итоговая диагностика

По результатам работы, в конце года мною была проведена повторная диагностика  эмоциональной сферы детейДОУ

 

Используемые методики:

  • наблюдение
  • Проективные рисуночные тесты: «Я в детском саду» «Моя семья», «Несуществующее животное»
  • Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)  
  • Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен )

Анализ результатов диагностики выявил положительную динамику в коррекции и развитии  эмоциональной сферы детей ДОУ:

  • Заметно снизился уровень тревожности  у детей во II младших группах (адаптация к условиям ДОУ прошла успешно)

  • Уровень тревожности в подготовительных группах снизился незначительно, однако во многом  это быть обусловлено особенностями данного возрастного периода (впереди новый, неизвестный ранее этап жизни: переход в школу, новые требования со стороны родителей и т.д. )

  • Анализ качественных характеристик эмоциональной сферы детей подготовительной группы показал заметную положительную динамику :

Заключение:

 Проанализировав собственный опыт работы с проблемами тревожности, детских страхов, опираясь на результаты диагностики эмоциональной сферы детей, приходим к выводу что  уровень и представленность широкого спектра неблагоприятных эмоциональных состояний и реакций у детей ДОУ достаточно высоки.  Во многом это обусловлено нарушением детско-родительских отношений и неблагоприятной социальной обстановкой. В связи с этим коррекционные мероприятия  в первую очередь включали в себя работу с родителями и педагогами ДОУ. Как показывает опыт, очень важное значение для преодоления детских страхов имеет возможность деконструкции существующих у членов семьи идей, которые поддерживают детские страхи. В коррекционной работе с детьми мне казалось важным  стремиться создавать условия для того, чтобы сделать видимыми их способности, навыки и умения, помогающие справляться с детскими страхами. Однако, наряду с положительными результатами работы над данной темой, хотелось бы отметить и трудности, с которыми пришлось столкнуться. В  первую очередь, это пассивность, незаинтересованность некоторых родителей и педагогов в изменении собственных «неработающих» моделей взаимодействия с ребенком, их стремление исправлять только ребенка.

В целом же, работа над данной темой позволила на практике «почувствовать» то, что известно в теории — в дошкольном возрасте неблагоприятные эмоциональные реакции и состояния еще относительно обратимы и  в достаточной мере поддаются коррекции.

  1. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2002.-№ 1.-С. 14-18.
  2. Бреслаев Г.М.: Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. - М: Педагогика, 1990. – 144 с.
  3. Герман Л.Я. Психология эмоциональных отношении: Учебно метод.
    Пособие. М.: Просвещение 1987. – 125 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Спб.: Питер, 2001. - 725 с.

Использованная литература.

  1. Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000.
  3. Рожина Л.Н. Развитие эмоц. мира личности: Уч. метод. Пособие. - М.:
    Университецкая, 1999. - ( 17 - 95)
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер. С нем,; в 4-х томах, 2 –е изд. – М.: Генезис, 2003.
  5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
  6. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей: тренинг. – М.: Издательство института психотерапии, 2005.
  7. Чистяков М.И. Психогимнастика. Под ред. И.М. Буянова. – М.:Просвещение. – 1990. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...