Основные аспекты реализации национально - культурного компонента ООП ДО ДОУ
статья по теме
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalno_-_kulturnyy_komponent.docx | 20.17 КБ |
prezentatsiya_innovatsionnyy_den.pptx | 91.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Основные аспекты реализации национально - культурного компонента ООП ДО ДОУ
2 слайд
На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования.
3 слайд
В связи с этим, назрела необходимость в осмыслении теории и практики внедрения всех его компонентов и национально-культурного компонента, в частности, так как исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений.
4 слайд
Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников происходит путем изучения этно-культуры и приобщения к национальным ценностям. Подобный подход определяет инвариант современной педагогической системы, указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне.
Учет специфики национального и административно-территориального развития нашей страны обусловлен и социальным заказом на образование.
Федеральные государственные требования к ООП ДО ДОУ диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
5 слайд
Обозначенные потребности решаются в отечественной педагогической системе как с помощью выстраивания стратегии развития национального образования, так и внедрения национально-культурного компонента в процесс обучения и воспитания в целом.
7 слайд
В условиях возрождающего интереса граждан России к истории своего народа, желания самоопределиться в этническом пространстве реализация национально-регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка. Именно в нем мы видим гарантию подлинной демократизации и гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности в целом.
Национально-региональный компонент создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.
8 слайд
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к решению данного вопроса. При этом анализ методической литературы и конкретной педагогической практики выявил ряд противоречий.
К ним относятся следующие:
• НК и РК является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений;
• реализация национально-регионального компонента в документах образования заявлена, но отсутствуют методические разработки по его внедрению;
• необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению;
• в педагогической теории широко обсуждаются проблемы технологизации педагогических процессов, вместе с тем существует необходимость в разработке технологий реализации как регионального, так и национального - культурного компонентов ГОС.
7 слайд
В связи с этим концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:
• отражать административно-территориальное, социально-экономическое, этнонациональное, культурно-историческое, географико - демографическое, природно-экологическое своеобразие конкретного региона;
• учитывать потребность региональной самоидентификации общества;
• отражать образовательные запросы населения;
• опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий;
• соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения
9 слайд
Для эффективной реализации НРК в образовательном процессе каждого конкретного учреждения необходим ряд условий:
1. Наличие образовательных программ по национально-культурному и региональному компоненту.
2. Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.
3. Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной педагогической технологии.
5. Наличие системы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.
Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально - регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.
10 слайд
Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы. При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами разработанных нами компонентов являются культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации. При этом приоритетным направлением воспитательно образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.
Предлагаемое нами содержание обеспечивает
- Построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона.
- «Погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу в целом и далее месте своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю своего народа, региона, города. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
- Формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни города, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;
Таким образом, поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами с целью реализации национально – культурного компонента, появление новых программ и исследований в данном направлении - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему возникла необходимость обращения к реализации национально – культурного компонента: С тандартизация образования . Федеральные государственные требования к ООП ДО ДОУ Социальный заказ на образование
Реформирование системы образования в РФ
Обеспечение высокого уровня образования; Обеспечение высокого уровня общей культуры; Развитие интеллекта; Удовлетворение личностных интересов; Удовлетворение познавательных интересов; Изучение этно-культуры ; Приобщение к национальным ценностям. Новая образовательная парадигма – это:
5 Развитие национального образования Внедрение национально-культурного компонента в процесс обучения и воспитания Пути модернизации педагогической системы с учетом регионального компонента
Положительные эффекты регионализации образования Социализация личности ребенка; Демократизация и гумманизация образования; Личностно-ориентированный подход; Освоение нравственных, этических и эстетических категорий; Освоение богатства национально-региональной культуры, традиций , духовных устремлений и ценностей; Воспитание духовной культуры и воспитанности дошкольника; Развитие самостоятельности , творчества, активности ;
Противоречия, осложняющие процесс реализации национально – культурного компонента Есть в образовательной программе – нет в воспитательно - образовательном процессе; Есть документы образования - нет методических разработок; Есть н еобходимость реализации НРК – нет материально-технической и учебно-методическая базы по его обеспечению; Есть т ехнологизация педагогических процессов – нет технологий реализации как регионального, так и национального - культурного компонентов.
отражать своеобразие конкретного региона; учитывать потребность региональной самоидентификации общества; отражать образовательные запросы населения; опираться на научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации образовательных программ и стратегий; соответствовать условиям демократизации общества и необходимости усиления духовного потенциала населения модель реализации национально-регионального компонента в образовании должна:
Условия эффективной реализации НРК Наличие образовательных программ по национально культурному и региональному компоненту. Учебно-методическое сопровождение п едагогического процесса. Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной п едагогической технологии. Наличие системы профессионально- педагогической подготовки и переподготовки п едагогических кадров, занимающихся реализацией НРК.
10 Авторская программа комбинаторного вида «Веселый хоровод» рекомендована экспертно – методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска (протокол № 3 от 26. 10. 2011 г. , приказ № 30 от 28. 10. 2011 г.) Программа фольклорной студии «Лапоток» Авторская программа комбинаторного вида «Город, в котором я живу» рекомендована экспертно – методическим советом МАУ «ЦРО» г. Братска (протокол № 3 от 26. 10. 2011 г. , приказ № 30 от 28. 10. 2011 г.) педагогические и методические ресурсы ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: Реализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы "Город, в котором я живу"
Сообщение из опыта работыРеализация национально-культурного компонента в ДОУ посредством программы"Город, в котором я живу"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4760197","attributes":{"al...
перспективное планирование работы по реализации национально-регионального компонента в первой младшей группе
таблица: тема, цели, период, мероприятия, словарь...
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
презентация Перспективный план по национально-культурному компоненту
Перспективный план по национально-культурному компоненту. старшая группа.Ожидаемый результат. Задачи.Перспективный план по месяцам....
Спортивный праздник с реализацией национально-культурного компонента "Добры молодцы"
В данном материале размещен спортивный праздник с реализацией национально-культурного компонента, хакаская культура и русская культура....
«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».
Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...