«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»
методическая разработка на тему
Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка. Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопеда и пр. специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»
Тема: «Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей
2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»
Составитель:
ст. воспитатель Оболдина Н.С.
Сыктывкар, 2012
Тема: Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка.
Цель: Создать условия для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения детей 2-3 года жизни с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи:
- Стимуляция сенсорных процессов;
- Создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
- Создание условий и формирования у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- Стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой, познавательной активности ребенка;
- Развитие координаций движений в пространстве;
- Развитие произвольной регуляции поведения;
- Формирования у ребенка образа «Я» через игровое взаимодействия с детьми и взрослым.
- Облегчение социальной адаптации.
- Повышение мотивации к деятельности.
Актуальность.
Впервые годы жизни ребёнка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Развитию эмоциональной сферы педагоги, психологи (Е. Худенко, О. Приходько, А. С. Выгодский, С. Я. Рубенштейн, К.Изард, Найджлер, Рендал и другие) и другие специалисты придают огромное значение, так как эмоциональное развитие тесно связано с развитием воли, речи, сенсорного восприятия, что является важным в развитии детей раннего возраста. Специально организованная предметно – развивающая среда может помочь в развитии эмоционально – волевой сферы детей раннего возраста. Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна быть организована таким образом, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышала функциональную активность ребёнка, давала разнообразные, меняющиеся впечатления. Таким многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка, обогатить развивающую среду дома ребенка является темная сенсорная комната.
Дети, живущие в домах ребенка с первых же месяцев, начинают отставать от своих сверстников, живущих в семьях в нервно-психическом развитии, и в том числе, и в эмоциональном. Это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие и с трудом компенсируется в ходе взросления ребёнка в условиях таких учреждений.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запозданием, в том числе и навык общения. Развитие общения у ребенка имеющего, какие либо отклонения, качественно отличается от развития его в норме. «Особому ребенку» трудно установить эмоциональный контакт с окружающими его людьми.
Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов в педагогической психологии в самом оборудовании в сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Уже первый опыт использования педагогами сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Сенсорная комната - это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Система работы
Особенности и принципы работы в сенсорной комнаты.
- Занятие проводится в мини - группе (2 ребёнка) или индивидуально.
- Перед началом занятия обыграть его название. («Сегодня мы с тобой пойдем в волшебный лес»);
- Соблюдать ритуал вхождения в сенсорную комнату.
- На занятии должен обыгрываться какой-либо один сюжет.
- Важен физический контакт с ребёнком (обнять его в трудной ситуации, прижать)
- Иногда ребёнок приходит на занятие обиженным, расторможенным. Для снятия эмоционального напряжения следует дать ему возможность выплеснуть энергию («Кулачки сжимаем», «Клубочек», «Расслабляйся и не кусайся»)
- Особое внимание необходимо уделять упражнениям, развивающим межполушарные взаимосвязи. (Одновременные движения правой и левой руками, ритмические игры)
- Активизируя различные сенсорные системы ребёнка, можно научить его управлять своей мимикой («Делай как я», «Лимон»,игры на подражание);
- Занятие заканчивается ритуалом выхода из сенсорной комнаты.
В связи с тем, что в нашем учреждении темная сенсорная комната (ТСК) занимает небольшое помещение, но достаточно хорошо оснащена интерактивным оборудованием. Перед нами встала проблема, как построить систему игр-занятий с детьми 2-3 года жизни воспитывающихся в доме ребенка, имеющих особые потребности.
Исходя из выше сказанного была разработана система занятий.
В зависимости от проблематики и возраста детей используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате.
В ходе проведенной работы были разработаны: годовое планирование развивающих игр в ТСК и помесячное планирование игр-занятий в ТСК, план занятий, конспекты занятий и подобраны игры специально для сенсорной комнаты, карта особенностей поведения, коммуникаций, игры детей в ТСК. Чтобы отследить динамику разработаны примерные уровни сформированности поведения, коммуникации, игры у детей раннего возраста в ТСК.
Для игр-занятий был составлен классификатор игр, включающий:
- Психокоррекционные игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования в ТСК;
- Психокоррекционные игры и упражнения без использования интерактивного оборудования в ТСК;
- Психокоррекционные игры и упражнения с использованием элементов занятия «Круг»;
- Варианты игр и упражнений в сухом бассейне;
- Занятия с помощью тактильного панно «ежик».
Структура занятия:
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах (2 ребенка). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально (от 10 минут до 25) и зависит от особенностей адаптации, возраста ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика (наблюдение), в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.
I.Ритуал начала занятия (РНЗ) (свеча, фонарик, шишка и т. п.)
Включает в себя приветствие: Здравствуй, Маша вот моя рука…, Игра с платком: «Ветер по морю гуляет», либо сенсорные игры: звуки, цвета, запахи, мыльные пузыри, волшебный мешочек, зеркальце, с платком (музыкальные инструменты, погремушки, звучащие шарики, колокольчики; природный материал: шишки, ракушки, камушки, орехи; Монтессори-материалы: «шумящие коробочки», «коробочки с запахами, «ткани».
II. Основная часть занятия ( игры)
2.1. Ритмические игры: «Шла большая черепаха», «Два кота»; «Свинка Нилла», «Надувала кошка шар».
2.2.Игры на подражание: «Лунь плывет», «Рыбка плавала в пруду», «Как на горке..», «Дождь идет…», «Сижу – сижу на камушке»
2.3. Игры по правилам: «Цирк», «Чей ботинок?», «Лови мяч».
2.4. Упражнения на мышечное расслабление: «В поле гуляли трое гуляк…», «Старый пень», «Еду, еду к бабе к деду».
2.5 Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация) (Психокоррекционные игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования в ТСК)
III. Ритуал окончания занятия (РОЗ) прощание( металлофон, колокольчик, волшебные слова: «мы играли, мы играли ни кого не обижали, но теперь пришла пора всем сказать : пока, пока», и т. п.
Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизиологического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому. Количество не превышает 2-3 игр и упражнений.
Диаграмма 1
Сравнительная диаграмма динамики
основных показателей наблюдения за ребенком в ТСК за 2011 год
* по мере поступления детей в группу
Таким образом, сравнительная диаграмма 1 основных показателей наблюдения за ребенком в ТСК за 2011 год демонстрирует динамику в ходе проводимой работы. Наглядно показывает положительное влияние интерактивного оборудования ТСК и применяемых в работе элементов занятия «Круг», психокоррекционных игр, упражнений, всего комплекса воздействий среды темной сенсорной комнаты на развитие детей с особыми потребностями.
В следствии выше изложенного можно отметить, что ТСК является одним из средств обогащения развивающей среды дома ребенка, так как успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Список литературы:
- Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии «Круг» / Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. – М.: Теревинф,2009. – 56 с. –(Лечебная педагогика: методические разработки).
- Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори – материал. – М.: Мастер, 1992.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
- Кэрролл Э., Изард. Психология эмоций. СПб. 1999.
- Комната психологической разгрузки (из опыта работы детского подросткового отделения психоневрологического интерната) Сост. Горошенкова Н. В. , СПб. 2000.
- Лильин Е. Т., Доскин В. А.. Детская ребилитология.: М. 1999.
- Никифорова Л. А «Занятия в сенсорной комнате»// Ребенок в детском саду, 2008№1, с. 81.
- Психолого – педагогическая реабилитация воспитанников домов ребенка, М. 1998.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно – методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб.: 2007.
- Современные технологии по реабилитации в педиатрии под ред. Е. Т. Лильина.: М. 2000.
- Сенсорная комната: аннотация и методические рекомендации по использованию. Научно – производственное предприятие «Фотооптик», Обнинск 2005.
- Сенсорные комнаты «Снузлин» ( сборник статей и методические рекомендации. – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.
- Сундт Тереза. «Искусство цветотерапии»
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.:
Приложение 1
Перечень оборудования в ТСК
- Фиброволокно
- Пуф тактильный
- Вспыхивающиеся мячики
- Сенсорные квадратики
- Музыкальный цветок
- Ковер «Млечный путь»
- Ультрафиолетовый металлофон
- Игра «Захватывающий дождь»
- Узловой мяч
- Универсальный коврик головоломка
- Кубик с сюрпризом
- Многозеркальная панель с мягкой рамкой
- Световая трубка с пузырьками «Акватика»
- Лестница «Первые шаги»
- Пузырьковая колонна
- Сухой бассейн
- Звездное небо
- Мяч с шипами
- Зеркальный шар
- Светильник «Фонтан света»
- Музыкальный центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"
Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...
«Музыкальное воспитание в условиях специализированного дома ребенка для детей раннего возраста»
Музыкальный руководитель делится своим опытом организации и проведения всей музыкально-ритмической работы в условиях специализированного детского учреждения....
«Комплексное сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного дома ребенка в 2016 году»
Проведен анализ движения детей в 2016 году, оказавшихся в ТЖС...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ. Для детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 11 г. Ейскамуниципального образования Ейский район КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-Р...
Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"
В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...
Презентация на тему: «Повышение речевой активности детей 2-3 лет в условиях специализированного дома ребенка посредством дидактических игр»
В данной презентации говорится о роли дидактических игр в работе с детьми 2-3 лет по повышению их речевой активности. Здесь представлен алгоритм работы с детьми по темам с использованием комплекса дид...
Театрализованное представление – универсальное средство эмоционального взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка
Театрализованное представлении сказки "Курочка ряба" силами детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Дома ребенка...