ОПЫТ РАБОТЫ. « Играем по системе ТРИЗ».
статья по теме
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал:
одним средств развития творческого познания может стать использование
алгоритма решения изобретательских задач при разрешении проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_triz.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ.
« Играем по системе ТРИЗ».
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал:
одним средств развития творческого познания может стать использование
алгоритма решения изобретательских задач при разрешении проблемных ситуаций.
Ситуация – ( задача, которую необходимо решить)перед - противоречия (должен потому что…., и не должен, потому что…) - идеальный конечный результат ( оптимальный результат, полученный с наименьшими затратами) - вещественно- полевые ресурсы ( нахождение
внешних и внутренних ресурсов, при использовании которых можно
получить оптимальный результат) - анализ задачи.
Дети овладевают алгоритмом в два этапа.
Первый этап. Знакомим детей с каждым компонентом в отдельности
( можно в игровой форме). Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Упражняет в нахождении вещественно- полевых ресурсов.
Второй этап. Детям предлагаются проблемные ситуации, которые они
разрешают с помощью алгоритма.
Краткое описание игр используемых на первом этапе.
Игры на знакомство с противоречиями
«Черное - белое»
Стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, а другой
белый. Подними черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого - либо объекта или явления, а поднимая белый круг- положительные.
« Вперед - назад»
Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условия: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное
шаг назад.
«Правый фланг - левый фланг»
Называя положительное качество ребенок должен встать по правую
руку воспитателя, называя отрицательное качество - по левую руку.
« Найди и угадай»
Кто- то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.
« Успей»
Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача найти положительное и
отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош и чем плох
объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать
ребенок становится новым ведущим.
« Кто впереди»
Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит
к финишной черте.
«Сумей в плохом найти хорошее»
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.
« Зачем? Какой?»
Дети делятся на две команды «Зачем» и «Какой».
Первая команда придумывает способы использования какого- нибудь
объекта, например чистого листа бумаги ( рисовать, вырезать, промакивать и т. д.).
Вторая команда оценивает ( хорошо – плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.
« По кругу»
Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное
качество какого- либо объекта, следующий за ним - отрицательное
и т.д.
« Х» и «П»
Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы «Х» или «П». Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда « Х» называет, чем он хорош, а команда
«П»- чем плох . За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.
Игры на нахождение ресурсов
« Кот в одном сапоге»
Кот из сказки « Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить
неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Вот так игра
Ира потеряла в школе варежки, искала, но не смогла найти, а
на улице очень холодно и далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
« Маша и медведь»
Маша дружна с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга. Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались.
Как Маше донести их до места, где живет медведь?
« Помоги Золушке»
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
« Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери.
«Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы.
Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочке для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье
разной формы?
« Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужна им станция. Все вышли, поезд дал гудок
и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который
« славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак.
А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички.
Все очень расстроились кроме Марины, которая предложила подумать
и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки?
Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
Игры на нахождение внутренних ресурсов
« Открытки для Дины»
Диана коллекционирует открытки и друзья ( а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент
выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
« Красная шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой
внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Но бабушка,
по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год,
на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать
бабушку, взяла все 10 шапок.
Но что ей с ними делать?
« Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не
могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все
имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это
море молока?
« Корзинка для козлят»
Жили- были с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила
оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой.
И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись
за дело, но вскоре начали ссориться не смогли разделить между собой
обязанности. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину.
Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
« Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно
было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
« Жители города Киселька»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день
все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель. И его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение.
Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
« Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье.
Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак?
Жалко. А как их использовать?
Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм ( 2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем,
как используется алгоритм.
Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тартиллы
поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется
детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывает на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
Проблемные ситуации для старших дошкольников
ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие. Ох и АХ должны открыть банку консервов, потому что
они проголодались, и не могут это сделать что нечем.
В город приехал цирк . Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея.
Как расклеить афиши?
Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что помогут жителям
города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать, не сможет, и не может это
сделать, потому что не умеет писать.
В королевском саду на волшебной яблоне созрело на волшебной яблоне
созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король
даже с помощью большой лестницы не смог достать его.
Как королю овладеть этим яблоком?
Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что
только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
Невозможно представить все возможные игры и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста .
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....