ОПЫТ РАБОТЫ. « Играем по системе ТРИЗ».
статья по теме

Горельская Ирина Александровна

Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:

одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование

алгоритма  решения  изобретательских  задач при разрешении  проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_triz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ.

« Играем  по  системе   ТРИЗ».

Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:

одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование

алгоритма  решения  изобретательских  задач при разрешении  проблемных ситуаций.

Ситуация – ( задача,  которую  необходимо решить)перед  -  противоречия   (должен  потому что….,  и не должен,  потому что…) -  идеальный конечный  результат  (  оптимальный  результат, полученный с наименьшими затратами)  -  вещественно-  полевые  ресурсы  ( нахождение

внешних   и  внутренних ресурсов,  при  использовании  которых  можно

получить  оптимальный  результат)  -  анализ  задачи. 

Дети  овладевают  алгоритмом  в  два  этапа.

Первый  этап.  Знакомим  детей   с  каждым  компонентом  в  отдельности

(  можно  в игровой  форме).      Помогает  увидеть  в  окружающей  действительности  противоречия  и  научить  их  формулировать.  Упражняет  в нахождении  вещественно-  полевых  ресурсов.

Второй  этап.   Детям  предлагаются  проблемные  ситуации,  которые  они

разрешают  с помощью  алгоритма.

Краткое  описание   игр   используемых  на  первом  этапе.

         

      Игры  на  знакомство   с  противоречиями

        «Черное  -  белое»

Стоя   перед группой  детей,  держит  в  одной  руке  черный  круг,  а другой

белый.   Подними  черный  круг,   предлагает  назвать   отрицательные  качества  какого -  либо  объекта  или  явления, а  поднимая  белый круг- положительные.

   

        «  Вперед -  назад»

Детям  предлагают проанализировать  объект,  сказав,  чем  он  удобен  и не удобен   или   чем  он  нравится  или  не  нравится.  Условия:   называя  положительное  качество,  ребенок  делает шаг  вперед;   отрицательное

шаг  назад.

         «Правый   фланг  - левый  фланг»

Называя   положительное   качество ребенок  должен  встать  по  правую

руку  воспитателя,  называя  отрицательное  качество  -  по левую руку.

         « Найди   и  угадай»

Кто- то   из  детей   загадывает  объект,   называя  его положительные  и  отрицательные качества.  Дети  должны  его  отгадать.

 

         

        «  Успей»

Выбирается  ведущий.   Он   должен   назвать  объект,  который  будут   анализировать   участники  игры.   Их  задача   найти  положительное  и

отрицательное    в  данном  объекте  и   перейти  на  другую  сторону  площадки.  Ребенок,  не  сумевший  сказать,  чем   хорош  и  чем  плох

 объект,  должен  успеть  перебежать  на   другую  сторону  площадки,  прежде  чем  водящий  дотронется  до  него.  Если  он  не  успеет  это  сделать

ребенок   становится  новым  ведущим.

      «  Кто  впереди»

Дети   делятся  на   две  команды.   Выбирается  объект  для   анализа.  Одна команда  говорит  о  позитивных  свойствах  этого   объекта  и  делает  шаг  вперед.   Другая   команда  говорит  о  его  негативных  свойствах  и  тоже делает   шаг      вперед.  Побеждает   та  команда,  которая   первой  приходит

к    финишной  черте.

     «Сумей  в  плохом  найти  хорошее»

Детям   предлагается  назвать  положительные  черты   отрицательных  героев  знакомого  им  художественного  произведения   и  отрицательные черты   положительных  героев  этого  произведения.

     

      «  Зачем?   Какой?»

  Дети  делятся   на  две  команды   «Зачем»  и   «Какой».  

Первая  команда   придумывает  способы  использования  какого- нибудь

объекта,   например  чистого  листа  бумаги  (  рисовать,   вырезать,   промакивать  и  т.  д.).

Вторая   команда   оценивает  ( хорошо – плохо)  тот или  иной  способ и  обосновывает  свою  оценку.

     «   По  кругу»

Дети  садятся  в  кружок.  Один   ребенок  называет  положительное

качество  какого- либо объекта,  следующий  за  ним -  отрицательное

и  т.д.

     «  Х»  и   «П»

Дети   выбирают  фигурки,  на  обратной   стороне  которых  написаны  буквы  «Х»  или  «П».  Так  они  делятся  на  две  команды.   Определив  объект  для  анализа,  команда  « Х»  называет,  чем  он  хорош,  а   команда

«П»-  чем  плох .  За  каждый  правильный  ответ  дается жетон.          Побеждает  та  команда,  которая  наберет  больше  жетонов.

   Игры  на  нахождение   ресурсов

 

        « Кот  в  одном  сапоге»

Кот  из  сказки  «  Кот  в  сапогах»  потерял сапог.  В  одном  сапоге  ходить

неудобно,   босиком  он  ходить  отвык.   Как  теперь  быть коту?

          «Вот   так  игра

Ира  потеряла  в школе варежки,  искала,  но  не  смогла  найти,   а     

 на   улице  очень  холодно  и  далеко.  Как   дойти до него,  не  заморозив  руки?

         «  Маша  и  медведь»

Маша  дружна  с медведем  и  часто  ходила  к  нему  в  гости.  В  очередной  раз  собираясь  навестить своего друга.  Маша  напекла  пирожков  и  положила   их  в  узелок.  Она  долго  шла  через  густой  лес,  случайно  зацепилась  узелком  за куст -  он  порвался,  и  пирожки рассыпались.

Как Маше  донести  их  до  места,   где  живет  медведь?

       «  Помоги  Золушке»

Золушка   замесила  тесто.  Когда  надо  было  раскатать его,  обнаружила,  что  скалки  нет.  А мачеха  велела  к  обеду  испечь пироги.    Чем  Золушке раскатать  тесто?

 

       « Подготовка  к  празднику»

Зайчиха  решила  устроить  праздник  в  честь  дня рождения своей  дочери.

«Гвоздем программы»  должно  было  стать   печенье  разной  формы.

Зайчиха  обошла все  магазины  в  округе,    но    формочке  для   печенья   купить не  смогла.   С  помощью   чего  Зайчиха   сможет  изготовить печенье

разной   формы?

       «  Рассеянный  Петя»

Решив  отправиться  в   поход,   дети  договорились,  кто  что с  собой  возьмет.   Уложив  рюкзаки,  рано  утром  отправились  за  город  на   электричке.  Вот  и  нужна   им  станция.   Все  вышли,  поезд дал  гудок

и   скрылся  за  поворотом.    И   тут  обнаружилось,   что  Петя,   который  

« славился»  своей   рассеянностью,  оставил   в   вагоне  свой  рюкзак.  

А  в  нем  были  палатка,  небольшая  лопатка,  котелок  и  спички.

Все   очень расстроились  кроме  Марины,  которая  предложила  подумать

и   найти  выход  из  положения.   Как провести ночь   в  лесу  без  палатки?

Как  обойтись  без  котелка,  лопатки  и  спичек?

 

Игры   на нахождение  внутренних  ресурсов

      «  Открытки  для  Дины»

Диана  коллекционирует   открытки и  друзья  (  а  их  у  нее  20)  решили  подарить  ей  на  день  рождения   красивые открытки.   В последний  момент

выяснилось,  что все  открытки  совершенно  одинаковые.   Одну  из  них Дина   приобщила  к своей  коллекции.  Что делать с  оставшимися  девятнадцатью?

         « Красная   шапочка»

У   Красной  Шапочки совсем  износилась   ее  шапка.  Она  попросила  бабушку  сшить  ей  новую.  Бабушка  выполнила   просьбу  любимой

внучки  и  сшила  ей  красивую  шапку  к  дню  рождения.  Но   бабушка,

 по  рассеянности,  подарила  внучке  такую  же  шапочку  на  Новый год,

на  8 Марта  и  еще  на   семь  праздников.  Девочка,  чтобы   не  огорчать

бабушку,  взяла  все 10 шапок.

Но  что ей   с  ними  делать?

       «  Помоги  Оле»

У  Оли длинные волосы.   К Новому  году  мама,  папа,   бабушка  и  подружки  подарили  ей  много  ярких  лент -  так  много,  что  Оля  ума  не

могла   приложить,  что с ними  делать,  как  использовать.  Помогите  Оле  решить  эту   проблему.

        «Молочные  проблемы  кота Матроскина»

Кот  Матроскин   надоил  так  много молока,   что  заполнил  им все  

имеющиеся  в  доме   емкости.  Как  Матроскин  может использовать все  это

море  молока?

        «  Корзинка  для  козлят»

Жили- были  с  козлятами.  Каждый  день коза  ходила  в лес  и  приносила

оттуда  корзинку  травы.  Корзина  была  большой  и  удобной,  но  старой.

И  в  конце  концов  она  продырявилась,  и  трава  высыпалась.  Коза  попросила   козлят  сплести  новую корзину.   Козлята  дружно  принялись

за   дело,  но вскоре   начали  ссориться  не  смогли разделить между  собой  

обязанности.    И  вот  вскоре  коза  получила двадцать одну корзину.

Коза  не знала,  что с  ними  делать.   Помогите  ей.

      «  Чудный   лесник»

В  сосновом  бору   жил  лесник.   Когда  ему  становилось  скучно,  он  собирал  сосновые  шишки.  И  насобирал  их  так  много,  что ими  можно

было  заполнить целый  железнодорожный  вагон.   Что  с ними делать,  лесник  не  знал.  Как  бы вы  их  использовали?

      «  Жители города  Киселька»

С  жителями   Кисельска   приключилась  беда:  в  один  прекрасный  день

все   обитатели  города   сварили свое  любимое  блюдо – кисель.  И  его  оказалось  так  много,  что  в городе началось «кисельное»   наводнение.

Подскажите  жителям  города,  как  можно  использовать  кисель.

      «  Варенье  для  Карлсона»

Все  знают,  что  Карлсон  очень  любил все  сладкое,  особенно  варенье.

Малыш  постоянно  приносил  ему  разное варенье   в  металлических  банках,  и  Карлсон  сразу  же  их  опустошал.   В  результате  у Карлсона  скопилось  множество пустых  банок.  Выбросить  их  в мусорный  бак?

Жалко.  А  как   их  использовать?

Итак  дети решают проблемные  ситуации,  используя предложенный  им  алгоритм  ( 2-й  этап).  На  примере  одной  проблемной  ситуации  покажем,  

как  используется алгоритм.

Буратино  уронил   золотой  ключик  в  болото,  но черепахи  Тартиллы

поблизости   не  оказалось.  Это  и  есть   ситуация,  которая  представляется

детям.

Как   Буратино  достать ключ?  В  ситуации  выделяется  задача  или  вопрос.

Буратино  должен  опуститься  под  воду,  потому что  ему  необходимо достать  ключ,  но не может  этого  сделать,  потому что  он  деревянный  и  сразу  же  всплывает  на  поверхность.   Таковы  противоречия   этой  проблемной  ситуации.

Следующими   этапами  станут  нахождение  оптимального   конечного  результата   с  наименьшими  затратами  и  определение  ресурсов,  которые  помогут   получить  этот  результат.

 

Проблемные   ситуации  для  старших  дошкольников

ОХ  и   АХ   собрались  в  поход,   взяли   консервы  и  хлеб.    Пришли  на  место  и  решили перекусить,  но  оказалось,  что  консервный   и  столовый   ножи  они  оставили   дома.     Как  открыть  банку?

Противоречие.  Ох  и  АХ  должны  открыть  банку  консервов,   потому  что

они   проголодались,  и не могут  это  сделать  что  нечем.

В  город  приехал  цирк .  Чтобы  об этом  узнали взрослые   и  дети,  необходимо   расклеить  афиши,  но  в городе  нет  ни  капли  клея.

Как   расклеить  афиши?

Противоречие.  Афиши  расклеить  надо,  потому что помогут  жителям

города    узнать  о  приезде цирка;  афиши  расклеить  невозможно,  потому что  нет  клея.

Знайка   попросил  Пончика  через   Незнайку  передать  ему  рецепт вкусных пирожков.  Когда  Пончик  начал  говорить  Незнайке  о  том,  что  входит  в рецепт,  они  оба  вспомнили,  что  писать не умеют.  Как быть?

Противоречие.  Незнайка  должен  передать  Знайке    рецепт  пирожков,  потому  что  тот  без  рецепта  ничего сделать,  не  сможет,  и не может  это

сделать,  потому  что не  умеет  писать.

В королевском  саду  на  волшебной яблоне  созрело на  волшебной яблоне  

созрело  только  одно   молодильное   яблоко,  но  так  высоко,  что король  

даже  с помощью   большой  лестницы  не  смог  достать его.    

Как   королю  овладеть  этим яблоком?

Противоречие.  Король должен  достать молодильное   яблоко,  потому  что  

только  с  его  помощью  он  станет  моложе,  и  не может,  потому что не   знает,  как это сделать.

Невозможно  представить  все возможные   игры  и   проблемные  ситуации  для  детей   старшего  дошкольного   возраста .

.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...