Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»
консультация по теме
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudmila.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Зёрнышко»
Консультация для молодых специалистов на тему:
«Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»
Подготовила и провела:
Воспитатель гр.№2
Шаймарданова Е.М.
г. Набережные Челны
Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Одна из главных задач, это познакомить детей с содержанием художественного произведения, сказкой, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть и т.д. Это так называемое традиционное направление работы с текстом.
Я, работаю нетрадиционно – это значит, учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
Во-первых, необходим «нравственный урок», чтобы узнать главную мысль произведения, чтобы нацелить маленького слушателя на моральные установки, которые закладываются в его душе, в его сознании.
Нетрадиционный подход дает мне и ребенку возможность уяснить, что в герое хорошо, а что плохо.
Например, в сказке «Кот в сапогах» я рассматриваю с детьми пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, ради достижения цели, легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
В сказке «Рукавичка» раскрываю нравственное воспитание через поговорку «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут то и начинаются противоречия.
Понять их на достигнутом дошкольнику уровне и творчески решить противоречия – одна из важнейших вопросов в общей системе образования детей. Что за противоречия в этой сказке, которого не замечают дети и взрослые. Все внимание приковано к рукавичке, все забыли про деда, который остался зимой без рукавички. Но конечно с этим могут согласится и не все.
Возвращаясь к рассказам, сказкам хочется отметить, что в каждом конкретном случае с.жжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты: это или самоотверженность, или сопереживание. В этой связи и следует внимание на значительные в нравственном плане моменты, а именно – учить детей сравнивать, сопоставлять;
– ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции.
К примеру:
- Докажи, что Аленка лучше всех.
- Как бы ты поступил на месте…
- Кого тебе жалко в этой сказке.
Нередко в своей работе использую тризовскую игру «Хорошо-плохо» и другие.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, художественная литература захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувство, волю, развивает самосознание, формирует мировоззрение.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания. Тем богаче его чувства и представления о действительности.
На занятиях я часто использую художественную литературу, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....
Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...
Консультация для родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Познакомить с историей православного праздника «Пасха»....
Сообщение на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обмен опытом работы с коллегами по теме самообразования...
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.
Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....
Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...
Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...