Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»
консультация по теме

Шаймарданова Елена Михайловна

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudmila.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Зёрнышко»

Консультация для молодых специалистов на тему:

 «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

        Подготовила и провела:

Воспитатель гр.№2

Шаймарданова Е.М.

        г. Набережные Челны

Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Одна из главных задач, это познакомить детей с содержанием художественного произведения, сказкой, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть и т.д. Это так называемое традиционное направление работы с текстом.

Я, работаю нетрадиционно – это значит, учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, необходим «нравственный урок», чтобы узнать главную мысль произведения, чтобы нацелить маленького слушателя на моральные установки, которые закладываются в его душе, в его сознании.

Нетрадиционный подход дает мне и ребенку возможность уяснить, что в герое хорошо, а что плохо.

Например, в сказке «Кот в сапогах» я рассматриваю с детьми пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, ради достижения цели, легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

В сказке «Рукавичка» раскрываю нравственное воспитание через поговорку «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут то и начинаются противоречия.

Понять их на достигнутом дошкольнику уровне и творчески решить противоречия – одна из важнейших вопросов в общей системе образования детей. Что за противоречия в этой сказке, которого не замечают дети и взрослые. Все внимание приковано к рукавичке, все забыли про деда, который остался зимой без рукавички. Но конечно с этим могут согласится  и не все.

Возвращаясь к рассказам, сказкам хочется отметить, что в каждом конкретном случае с.жжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты: это или самоотверженность, или сопереживание. В этой связи и следует внимание на значительные в нравственном плане моменты, а именно – учить детей сравнивать, сопоставлять;

– ставить  ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции.

К примеру:

  • Докажи, что Аленка лучше всех.
  • Как бы ты поступил на месте…
  • Кого тебе жалко в этой сказке.

Нередко в своей работе использую тризовскую игру «Хорошо-плохо» и другие.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные  события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, художественная литература захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувство, волю, развивает  самосознание, формирует мировоззрение.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания. Тем богаче его чувства и представления о действительности.

На занятиях я часто использую художественную литературу, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...