информационная справка «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в ДОУ"
методическая разработка на тему
Справка несен информацию о том, как организована работа по экологическому воспитанию в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_dou_s.snovitsy_o_ekologicheskom_vospitanii.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная справка на тему:
«Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в МКДОУ «Детский сад №17 с.Сновицы»
Воспитание любви к природе – важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ осуществляется в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ , разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой , М.А Васильевой., раздела ознакомление с природой. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду.
Во всех возрастных группах у нас созданы уголки природы, которые позволяют:
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- вести календари погоды;
- вести дневники наблюдений;
- рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- играть в дидактические игры о природе;
- делать поделки из природного материала;
- ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей .Так в группах старшего возраста созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:
- со льдом, водой, снегом;
- магнитом, стеклом, резиной;
- с землей, глиной, песком;
- проращивание семян
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность
В ДОУ разработано перспективное и календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, большое количество детских работ из природного материала. В методическом кабинете собраны и систематизированы познавательная, справочная и специальная литература, пособия.
Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы» , «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д
При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач.
На занятиях и в свободной деятельности воспитатели играют с детьми в различные
подвижные игры природоведческого содержания такие как : «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя
звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
А также в дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.
Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.
Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» -закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.
А так же ежедневно на прогулке наблюдают вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
Осенью у нас всегда стартует акция в защиту зимующих птиц «Птичья столовая» и продолжается в течение всей зимы. Дети с радостью подкармливают птичек.
Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.
В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно – продуктивной деятельности, музыкальные, развитию речи.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков на разные темы:«Вот какой урожай», «Листопад», «Зимушка- зима», «Весенняя капель». Или такой конкурс «Чудеса природы» на лучшую поделку из природного материала, «Осенние фантазии»-аппликация из сухих листьев., «Елочка красавица» и т.п.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Такие праздники мы организуем при тесном взаимодействии с узкими специалистами ДОУ.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую информацию)
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проводим выставки совместных рисунков , поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего села», фото-коллажи «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы,(сбор природного материала) в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Педагоги и родители ежегодно участвуют в районном смотре- конкурсе «Суздаль в цвету» на лучший цветник. И наше ДОУ занимает призовые места.(имеются грамоты)
Чтобы определить пробелы в знаниях родителей , мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Таким образом в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Справку подготовила: ст.воспитатель МКДОУ д/с №17 с.Сновицы Костина Л.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Воспитательно-образовательная работа по экологическому воспитанию и ознакомлению детей с окружающим миром в ДОУ"
Ознакомление детей с окружающим миром...
Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках национально-регионального компонента....
Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Консультация на тему :«Ознакомление детей с окружающим миром как одна из воспитательно-образовательных задач»
Одной из воспитательно-образовательных задач является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом в котором они живут. Окружающий мир многообразен. Это семья, детский сад, родной город, наша Ро...
Аналитическая справка по проведению тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Объект поверки: Все возрастные группыЦель проверки: оценка состояния процесса организации и эффективности работы коллектива по формированию основ экологической культуры дошкольников.Проверку проводил:...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...
Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию в ДОУ"
График и аналитическая справка по итогам тематического контроля...