Развитие игровой деятельности.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Развитие игровой деятельности
Возраст | Название этапа | Характеристика этапа | Ведущий вид деятельности | |
Предпосылки развития игры | 0-1г. | Ознакомительная «игра» | Воздействие одного предмета на другой (постучать, открыть, закрыть, укусить, бросить и др.). Условие: обеспечение общения по поводу действия с предметом, игрушкой на основе показа взрослого. | Манипулятивная деятельность |
1-2г. | Процессуальная «игра» | Развитие орудийной деятельности. Появляются игровые действия с предметами, игрушками (качают куклу вверх ногами). Условие: обеспечение самостоятельных игровых действий с игрушкой, показ. | Предметная деятельность | |
2-3г. | Сюжетно-отобразительная «игра» | «Игра рядом». Появление первых сюжетов. Игровые действия разрознены. Использование предметов-заместителей. Не отличают игровую ситуацию от реальной. Условие: объединение игровых действий единым сюжетом. | ||
Игра | 3-5лет | Сюжетно-ролевая игра | Возникновение первых ролей, введение роли в сюжет. Возникновение потребности в совместных играх в едином сюжете. Условие: обеспечение совместных игр детей. | Игровая деятельность |
5-7лет | Сюжетно-ролевая игра с элементами творчества. Условие: создание условий для развития творчества детей. |
Признаки сюжетно-ролевой игры
- подражательный характер
- ролевая структура
- предметы-заместители
- коллективный характер
- добровольный характер
- самостоятельный характер
- творческий характер
- познавательный характер
- непродуктивность
- двуплановость (реальный и воображаемый мир)
- быстрая смена событий и быстрое приспособление к ним
Возрастная динамика развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина).[1]
Компоненты игры | 3-4 года | 4-5 лет | 5 6 лет | 6-7 лет |
1.Замысел игры, постановка игровых задач | Дети играют не задумываясь. К игре побуждает игрушка, попавшая на глаза. Определённых целей в процессе игры нет. | Дети определяют игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда понимают друг. Взрослый сам обозначает игровую задачу. | Воплощение замысла происходит путём решения нескольких задач. Усложняется способ их решения. Дети договариваются перед началом игры. | Замысел устойчив, развивается. Дети договариваются, приходят к общему решению. Они планируют игру, включая новые идеи, образы. |
2.Содержание игры | Действия с предметами. Отображение простейших взаимоотношений между персонажами сказок. | Дети отображают взаимодействия, взаимоотношения взрослых и назначение предметов. | Отражают взаимоотношения взрослых, действия с предметами переходят в воображаемые действия. | Дети создают разные модели взаимоотношений, зачастую импровизированных и непредсказуемых. |
3.Сюжет игры | Однотемные, двуперсонажные сюжеты. Бытовые объединения 2-3 событий. Эпизоды из сказок. | Однотемные, многоперсонажные сюжеты. Сказочные, бытовые. | Многотемные, многоперсонажные. Сюжеты из жизни общества, комбинируют сюжеты сказок, жизни, художественных произведений (сюжетосложение). | Многотемные, многоперсонажные. Сюжеты из кинофильмов, жизни общества, семейные отношения в различных вариациях (сюжетосложение). |
4.Роль и взаимодействие ролей | Обозначение роли словом. Ролевое общение с игрушкой, а затем со сверстником. | Принятие роли на себя. Воспроизведение ролевых действий. Образование ролевого диалога с воображаемым партнёром. | Закрепляются новые формы общения через роли. Определяют характерные особенности персонажа. Самостоятельное распределение ролей. | Выразительность речи в роли. Активное ролевое взаимодействие. |
5.Игровые действия и предметы | Действия с предметами-заместителями. Сообщают другим последовательности. Воспринимают воображаемую ситуацию. Выполняют обобщённые действия. | Применяют разные предметы-заместители. Видоизменение первоначального назначения предмета. Производят замену игрушки предметом или всё замещают словом. | Легко обозначают свои действия словом-пояснением. Освоены все действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами. | Действия часто заменяются словом. Используют природный материал как предмет-заместитель. Самостоятельно выбирают заместители и заменяют их. |
6.Правила игры | Действия без правил. | Правила регулируют последовательность игровых действий. | Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии с взятой на себя ролью. | Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли и поддержания игры. |
Режиссёрская игра – разновидность творческой игры, которая заключается в том, что ребёнок организует деятельность, как бы из вне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками, предметами-заместителями и комментируя их действия (О.В.Солнцева).
Для режиссёрской игры необходимо:
- небольшое, ограниченное пространство (детский стол, лист бумаги, коврик, столик с ширмой);
- зрители;
- на 2 и 3 этапах игры хорошо подходят игрушки из киндер-сюрпризов, пупсики, куклы Барби и др.
Этапы развития режиссёрской игры:
- 1 этап - строится по сюжету знакомой сказки
Используются игрушки, похожие на героев сказки. Зрителем является педагог + педагог напоминает ребёнку последовательность сказки, подсказывает как изобразить голосом, интонацией определённого героя, как показать игрушкой движения, поведение персонажа сказки. Педагог формирует у ребёнка умение разворачивать героев лицом к зрителям.
- «расшатывание сюжета» знакомой сказки
Могут использоваться вместо игрушек предметы-заместители. Зрителями являются педагог и сверстники. В сюжет знакомой сказки «включаются» герой(и) другой(их) сказки(сказок) и(или) меняются свойства персонажей сказки. В начале этапа педагог предлагает ребёнку различные варианты изменения сказки. К концу данного этапа может использоваться множество дополнительных героев и, следовательно, ребёнку – режиссёру понадобится помощь для реализации новой сказки-игры, поэтому он может привлечь к своей игре сверстников в качестве со-режиссёров. Педагогу необходимо предвидеть конфликтные ситуации и плавно, гибко их разрешить, предлагая детям компромиссные решения.
- творческий этап
В основе этапа лежит сюжетосложение, т.е. переплетение разнообразных сюжетов сказок, мультфильмов, кинофильмов, фантазий детей в единый сюжет. Вместо игрушек могут использоваться только предметы-заместители. Зрителями являются педагог и сверстники. Для реализации новой сказки-игры, «режиссёр» привлекает к своей игре сверстников в качестве со-режиссёров.
Куда отправляемся? | Где будем жить? И куда вернёмся? | Волшебные средства | Отрицательные герои | Кто поможет? |
Тридевятое царство | Хлев (сарай) | Волшебные слова | Леший, Яг Морт, Вöрса | Добрая фея |
Королевство кривых зеркал | Лесная опушка | Волшебный клубочек | Водяной | Добрый волшебник |
Страна чудес | Дворец | Волшебная палочка | Домовой | Старичок - Лесовичок |
Страна времени (времена года, время суток и т.д.) | Замок | Волшебная дудочка (флейта) | Баба Яга, Ёма Баба | Старушка - Веселушка |
Заоблачные дали | Изба | Волшебный сундучок | Змей Горыныч | Золотая рыбка |
Царство пресмыкающихся (земноводных) | Шалаш | Волшебные гусли (барабан) | Хищные птицы (коршун, ястреб) | Щука (по-щучьему велению…) |
Страна лилипутов | Конюшня | Волшебное зелье | Кащей Бессмертный | Жар - птица |
Страна геометрических фигур | Терем (теремок) | Волшебные яблочки | Злая мачеха | Сивка - Бурка |
Страна цифр | Крыша (чердак) | Волшебный посох | Хищные звери (волк) | Госпожа Метелица |
Королевство волшебников | Лукоморье | Волшебная иголочка | Людоед | Серебряное копытце |
Страна грамоты (красивых слов, полных предложений и т.д.) | Избушка на курьих ножках | Скатерть - самобранка | Хищные рыбы (акула, пиранья) | Мороз Иванович (сказка о Рукодельнице и Ленивице) |
Конура | ||||
Берлога | ||||
Воздушное царство | Птичий двор | Ковёр – самолёт | Разбойник(и) | Доктор Айболит |
Подводное царство | Многоэтажный дом (многоквартирный) | Сапоги - скороходы | Злой великан | Мальчик с пальчик |
Лесное царство | Гнездо | Шапка – невидимка | Дракон | Василиса Премудрая |
Подземелье | Трава (луг, поляна) | Плащ – невидимка | Чудовище | Старик Хотабыч |
Цветочный город | Озеро (ручей, река, море, океан) | Меч - кладенец | Карабас Барабас | Золотая антилопа |
Пустыня (оазис) | Логово | Цветик - семицветик | Снежная королева | Джин |
Космос (Луна, др. планеты) | Нора | Молодильные яблочки | Пират(ы) | Гном Кроха-Великан |
Царство зверей | Дупло | Палочка - выручалочка | Призраки | Гном Бином |
Царство птиц | Цветок | Живая и мёртвая вода | Вампиры, вурдалаки | Фея Инверсия (наоборот) |
Царство насекомых | Дерево | Волшебный туесок | Госпожа Путаница | |
Страна великанов | Горы (скалы) | |||
Что приключилось? | ||||
Поиск сокровищ | Наводнение | Тайфун | Пропал дождь | Пропали все (некоторые виды) растения |
Крушение, катастрофа | Шторм | Цунами | Солнечное затмение (пропало солнце) | Пропали все (некоторые виды) животные |
Пожар | Землетрясение | Ураган, смерч | Пропал (сломался) весь транспорт | Пропали все (некоторые виды) птицы |
[1] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001.-С.246-256.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".
Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»
Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...
«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош...
Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
В развивающих играх Никитина - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»
Цель: создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...
Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...