Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами.
учебно-методический материал на тему
Данная методическая разработка рассчитана на то, чтобы помочь начинающим старшим воспитателям (методистам) дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_dlya_nachinayushchikh_starshikh_vospitateley_1.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для начинающих старших воспитателей (методистов) Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами. Автор-составитель Старший воспитатель ДОУ №128 Сергеева А.И. г. Хабаровск 2010г. |
Данная методическая разработка рассчитана на то, чтобы помочь начинающим старшим воспитателям (методистам) дошкольных образовательных учреждений.
Очень много разной литературы с таким грифом как « В помощь старшему воспитателю», «Старший воспитатель в ДОУ», «Методическая служба ДОУ» и т.д. только не учтено, то, что молодому (начинающему) специалисту на просто с ориентироваться в предлагаемом печатном материале и выбрать именно то, что необходимо именно ему. Как же тогда организовать не только личное рабочее пространство, но правильно вступить в рабочие отношения с педагогами и умело найти контакт.
Современный мир предъявляет высокие требования не только к личности человека, но и к качеству образования. Изменились взгляды людей к профессии педагог. На современном этапе педагог не только любящий детей человек и знающий необходимые подходы в воспитании, но и владеющий инновационными подходами и новейшими технологиями высоко грамотный специалист, который хорошо ориентируется в современном мире, умеющий раскрыть каждом ребёнке талант и гениальность. XXI век диктует нам свои условия и требования, в которых нет места людям работающим «по старинке», требования высоки, и так как педагог работает на результат и с формирующейся личностью- ребёнком, то и родители соответственно предъявляют требования к воспитанию и образованию, исходя из современных тенденций.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание образования дошкольника соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения в современном обществе осуществляют профессионалы, педагоги со специальным образованием, грамотные специалисты, знающие своё дело.
Вот именно этому и посвящается данное методическое руководство.
Психологические аспекты взаимоотношений старшего воспитателя и педагогов ДОУ
(Методическая работа в ДОУ. Психологические аспекты работы с педагогами)
Зона взаимоотношений «Старший воспитатель Педагоги»
Данная зона, с психологической точки зрения разнообразна, интересна и очень сложна. Старший воспитатель в ДОУ, который отвечает за педагогический процесс, организовывает его, ведёт постоянную работу с педагогами, как в плане повышения их образовательного уровня, так и в методической помощи и конечно же помощи в работе воспитателя с детьми. Ст. воспитатель не контролирующая единица, контроль осуществляет заведующая ДОУ, он друг и помощник воспитателя, он помогает в организации педагогического процесса, передаёт педагогам свои знания. Если быть точнее по определению известных учёных « Учитель учителей».
Когда в коллектив вливается новый человек, это не всегда просто. Чувствуешь себя скованно (у каждого человека своя степень скованности), не всегда уверенно и спокойно, коллектив «приглядывается» к тебе, проверяет, вот здесь очень важно проявить себя, причём не просто с положительной стороны, а с точки зрения профессионализма и знания своего дела. А когда приходит «новый» старший воспитатель. Да ещё и моложе некоторых сотрудников коллектива, тут и появляются трудности. Вот здесь и стоит подумать, а как сделать так, чтобы приняли, прониклись доверием, не говоря уже и об уважении, захотели общаться, а самое главное принимали в серьёз и выполняли, всё то, что необходимо для организации педагогического процесса в ДОУ.
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении - это целая система воспитания и образования детей, участниками которого выступают педагоги, дети, родители, направленный на приобретение детьми знаний, умений и навыков, с целью успешной дальнейшей социализации ребёнка в обществе.
Координатором педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является методическая служба, в частности старший воспитатель (методист) учреждения.
Некоторые рекомендации к личности старшего воспитателя (методиста):
- Старший воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (во всех случаях это женщина) ДОЛЖНА хорошо выглядеть (приятный внешний вид, аккуратность в одежде, иметь стиль в одежде, прическе, ухоженность рук, лица). Внешний вид человека очень важен не только при устройстве на работу, но и в процессе работы, особенно в первые месяцы.
- «Человек, несущий добро, добро и получает». Только положительные эмоции в мимике и в общении с педагогами.
- Иметь выдержку, какой бы ни была ситуация (ситуация под контролем).
- Иметь хорошие знания в области психологии общения
В процессе общения с людьми необходимо учитывать темперамент человека, знак зодиака, его биоритмы (жаворонок, сова, голубь), его настроение, состояние здоровья, и, конечно же, возраст, стаж работы, его профессионализм, и даже уровень его не компетентности (индивидуальность личностных психических процессов). Также необходимо учитывать время суток при общении с людьми: Утро - только для улыбок и комплиментов. Начните день с приятного!
День- обсуждение всего того, что необходимо обсудить по рабочим моментам.
Вечер- День прошёл замечательно, но скоро пора ДОМОЙ! Можно что- то напомнить, наказать, предупредить, НО НИКАКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ БЫ ПРОВОЦИРОВАЛА ПЕДАГОГА НА ИЗЛИШНЕЕ ВОЛНЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ!
- ВСЕГДА держать дистанцию в общении с педагогами, уважительно, (по имени и отчеству ОБЯЗАТЕЛЬНО) обращаться к педагогам и держать разговор, никакой приватной беседы касающейся других членов коллектива (сплетни разбивают коллектив и порождают враждебную атмосферу).
- «ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО», «НЕСИ ТОЛЬКО ДОБРО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
- Компетентность старшего воспитателя, хорошие знания по процессу методической работы в ДОУ.
- Желание самореализовываться, самообразовываться, повышать свой уровень образования.
- Работа на результат! Благодаря правильно организованной работе с педагогами достигают положительный результат и повышают свой образовательный уровень.
В своей работе с педагогами я определила основную истину - дай возможность педагогам раскрыть свой творческий потенциал, направь их, поспособствуй развитию талантов.
В своём методическом пособии я предлагаю Вашему вниманию прекрасный способ сблизить педагогов со старшим воспитателем, и друг с другом. Создать в коллективе дружелюбную атмосферу и замечательную ауру. На базе дошкольного образовательного учреждения организовать Творческо-интеллектуальный клуб (ТИК) «Соловушка»
Мы живём на Дальнем Востоке. Замечательный край со своей историей, культурой, достижениями, со своим народом. Не будем скрывать тот факт, что, проживая много лет в определённом регионе, или являясь постоянными и коренными жителями, мы не знаем истории того места, которое считаем Родиной. Это не наша вина, наверное, но нет в некоторых людях желания и стремления познавать, узнавать что - новое интересное. Или человек просто идёт по степени наименьшего сопротивления - в детском саду не рассказали, в школе не заинтересовали, в университете не до этого было, потом взрослая жизнь закружила - семья, дети! А как хорошо, если кто-нибудь подскажет, заинтересует, вовлечёт в интересный творческий поиск, а ещё лучше в путь. А если всё это происходит на рабочем месте - это вообще замечательно!
ТИК- это совершенно новая форма работы с педагогами.
Концепция клуба проста и ясна каждому педагогу: Создание эмоционально- благоприятного климата в коллективе (где ты не только работаешь, но и проводишь большее количество времени). Расширение границ познания, обмен педагогическим опытом, творческими находками, достижениями с педагогами. Положительный эмоциональный настрой и желание работать в данном коллективе.
«Хорошее настроение и уверенность в себе и своих силах - залог успеха в работе и в жизни!»
«Творчество заложено в каждом, просто степень разная, главное суметь вовремя разглядеть, подхватить и развить»
«Желание и стремление- это главное в развитии творческого и интеллектуального потенциала человека»
Творческо-интеллектуальный клуб «Соловушка» даёт возможность педагогам раскрепоститься, расслабиться, отвлечься от насущного и проявлять себя в творчестве, в желании находить и узнавать что-то новое интересное, на основе этого создавать что-то свое и делиться индивидуальными находками с коллегами.
В нашем детском саду одно из приоритетных направлений экология (образовательная область- познание, основное направление познавательно- речевое развитие). Работа клуба ведётся по экологическому направлению - региональный компонент, малые народности Дальнего Востока, природа Хабаровского края.
Работа экологической направленности очень актуальна сегодня, особенно, если это касается её защиты, организации мероприятий по оказанию помощи природным и водным ресурсам, по природосберегающим технологиям. Педагогическому коллективу важно осознавать значимость угрозы природе и пытаться принять активное участие по решению данной проблемы, через работу с детьми, с родителями и даже через общение друг с другом.
Представляю Вашему вниманию проект работы творческо-интеллектуального клуба «Соловушка».
ПРОЕКТ РАБОТЫ |
Стратегическая цель:
Систематизация и формирование у педагогов основ эко культуры, знаний регионального компонента.
Задачи:
- Знакомство с разнообразием природы и проживающим населением Дальнего Востока
- Знакомство с природой Хабаровского края.
- Знакомство с кладовой природы (полезные, лекарственные растения), флора и фауна.
- Знакомство с коренными народностями Дальнего Востока.
- Приобщение педагогов к культурным ценностям народов Амура.
- Знакомство с проблемами природы и коренных народов Амура.
- Развитие желания у педагогов эмоционально реагировать на изучаемый материал, вносить предложения по разнообразию тем.
Содержание работы направлено на:
- Понимание значимости предложенного проекта
- Понимание того, что педагогу необходимо пополнять свои знания и очень хорошо знать историю и ориентироваться в многообразии предложенной информации для того, чтобы успешно вести педагогическую деятельность в данном направлении - региональный компонент, быть коммуникативными, уметь общаться друг с другом и успешно взаимодействовать.
- Умение эмоционального отклика.
Направления:
1.Экологизация деятельности.
2. Работа с педагогами. Создать условия для проведения работы с детьми по региональному компоненту.
3. Подбор необходимой литературы, наглядный материал.
4. Работа с родителями (консультации, беседы, участие в различных мероприятиях).
5. Проведение мониторинга и диагностического обследования.
Формы методической работы:
1. Постоянный поиск и обмен необходимой информацией
(педагог- педагог, педагог- родитель).
2. Экскурсии в музей, выход на концерты, на различные встречи, поход в библиотеку, в Интернет- кафе, выезд на природу
(педагог - дети- родители).
3.Консультации, беседы, семинары, брифинг, мозговой штурм, занятия в музее
(«педагог- педагог», «педагог-дети-родители»).
4.Проведение конкурсов, выставок, праздников, открытых мероприятий
(«педагог- педагог», «педагог-дети-родители»).
5. Пополнение музея природы различными пособиями, наглядным материалом
(педагог - дети- родители).
Организационная структура взаимодействия педагогов в Творческо-интеллектуальном клубе «Соловушка»
План работы клуба
Цель: Создание благоприятных условий для интеллектуального обогащения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Способствовать повышению авторитета педагога.
Задачи:
- Обеспечить педагогов необходимой информацией об инновационной деятельности и об информационно коммуникационных технологиях (ИКТ).
- Дать возможность педагогам раскрыть свой потенциал различными способами (поиск, создание проблемных ситуаций, решение проблемы и внедрение в практику работы авторских наработок, находок и т.д.)
- Мотивировать у педагогов желание к активной и творческой работе, оказанию помощи друг другу в поиске нового, интересного.
Основные направления работы клуба:
-Организационные
-Учебно-методические
-Научно- практические
-Познавательно- практические
Основные критерии оценки работы клуба:
1. Интерес педагогов, их активность, заинтересованность в работе.
2.Знания педагогов, включение педагогов в активную работу клуба и в педагогическую деятельность.
3.Знания детей.
4. Результат и удовлетворённость качеством работы (работа на результат).
Стратегические результаты работы:
1.Осознание педагогами и детьми важности работы по Региональному компоненту и эко проблемы.
2.Повышение уровня знаний педагогов по экологии.
3. Овладение педагогами инновационными технологиями и ИКТ.
4. Повышение квалификационных категорий и личностного роста педагогов.
5. Эмоционально- личностная удовлетворённость,
положительный устойчивый микроклимат в коллективе.
Модель организации работы
Реализация основных направлений:
- Организационная работа
-определение уровня знаний педагогов
- анкетирование
-анализ работы педагогов
-формирование группы творческого клуба
-организация работы музея природы и клуба «Соловушка»
- Учебно-методическая работа
-подбор, оформление материала
- проведение занятий
- консультации для педагогов
- Научно- практическая работа
- внедрение и применение опыта данной работы
- обмен опытом
-повышение квалификации педагогов
-сотрудничество с музеем
- Организация работы
-отслеживание проведённой работы в группах с детьми и работу с педагогами
5. Подведение итогов
-результативность работы
Обеспечение реализации основных направлений
Внедрение и реализация инновационных технологий в дошкольном учреждении осуществляется по принципам:
- Принцип научности
- Активности и сознательности
- Компетентности
- Интеграция технологий в образовательном процессе
- Непрерывности
- Адресованности и преемственности
- Результативность и гарантированность
Организационно- методическое и материальное обеспечение работы творческо-интеллектуального клуба
«Соловушка»
Формы и методы работы
Результативность работы
Творческо-интеллектуальный клуб «Соловушка» привлёк педагогов, сплотил их в единый коллектив. Посещая клуб, педагоги заметно повысили свой интеллектуальный уровень, вследствие чего и профессионализм (повышение квалификационных категорий), активно участвуют в городских, районных мероприятиях, с большим интересом читают научно- публицистическую литературу, касаясь экологического направления, просматривают новости в Интернете. С большим интересом участвуют в разработке проектов по региональному компоненту. Педагоги тесно взаимодействуют с методической службой учреждения (консультации, беседы, обмен опытом, мониторинг).
Год планомерной работы клуба показал следующие результаты:
1-й год работы Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»
2009- 2010г. показал лишь 30% умственного потенциала педагогов и желание повысить профессиональный и интеллектуальный уровень.
2-ой год работы Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»
2010-2011г.г. в начале года показывает уже 54% умственного потенциала педагогов и желание повысить профессиональный и интеллектуальный уровень.
2- ой год работы превышает уровень педагогов на 24%.
Таким образом, работа Творческо-интеллектуального клуба «Соловушка» на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 128» (с 2011 года МАДОУ детский сад комбинированного вида №128) показала высокие результаты педагогической и методической работы. Заметно повысился профессиональный уровень педагогов.
За прошедший год на базе учреждения члены клуба провели открытые мероприятия на городском уровне и на уровне учреждения: «Экологические проблемы Хабаровского края», «Как помочь животным Красной книги», « Центр реабилитации диких животных г. Хабаровска, как решение проблемы охраны и защиты животных»;
провели семинары- практикумы для педагогов ДОУ: «Животные красной книги», «Природоохранные акции», «Экологические проблемы реки Амур», «Заповедники Хабаровского края»;
консультации: « Заповедники- заказники Хабаровского края», «Лекарственны растения Дальнего Востока», «Эндемики Хабаровского края», «Природные богатства Дальнего Востока»;
Панорама педагогического опыта «Природа Хабаровского края», «Экологические сказки, как средство приобщения детей и взрослых к природе».
В начале 2010-2011учебного года членами клуба предложен проект «Тайны Дальневосточной тайги», который постепенно внедряется в работу детского сада.
Проект рассчитан на пять лет , до 2015 года.
Перспективный план
работы
творческо-интеллектуального клуба «Соловушка»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||||
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | |||
1. | Развитие материально- технической базы | ||||||
1.1 | Пополнить необходимым материалом экологический музей учреждения (наглядно- демонстративные пособия, методическая литература, плакаты, диски с учебным и познавательным материалом для просмотра) | + | + | + | + | + | Руководитель учреждения Супрун О.Г. Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
1.2 | Оснащение, пополнение клуба оборудованием, материалом, литературой (наглядно- демонстративные пособия, методическая литература, плакаты, диски с учебным и познавательным материалом для просмотра) | + | + | + | + | + | Руководитель учреждения Супрун О.Г. Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
1.3 | Приобретение персональных компьютеров с возможностью входа в Интернет, интерактивной доски. | + | + | Руководитель учреждения Супрун О.Г. Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. | |||
2. | Содержание образовательного и воспитательного процесса | ||||||
2.1 | Пополнение клуба наглядными пособиями, литературой, CD дисками | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
2.2 | Психолого-педагогическая работа с педагогами | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. Педагог- психолог ДОУ Поплавчук И.Н. |
2.3 | Использование инноваций в педагогической работе | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
3. | Работа с педагогами | ||||||
3.1 | Повышение квалификационного уровня педагогов | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
3.2 | Участие в научно- практических конференциях, обмен опытом, курсовая подготовка | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. Члены клуба: Зыкова Л.П. Ляпина Т.Н. Лупеко Л.В. Тимошина Т.П. Говяженко А.Г. Лащенко Л.А. (педагоги ДОУ) |
3.3 | Проведение мероприятий различного уровня (район, город, край) | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. Члены клуба: Зыкова Л.П. Ляпина Т.Н. Лупеко Л.В. Тимошина Т.П. Говяженко А.Г. Лащенко Л.А. (педагоги ДОУ) |
4. | Работа с родителями | ||||||
4.1 | Планомерное сотрудничество | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. Члены клуба: Зыкова Л.П. Ляпина Т.Н. Лупеко Л.В. Тимошина Т.П. Говяженко А.Г. Лащенко Л.А. (педагоги ДОУ) | |
4.2 | Проведение совместных мероприятий, выставок, акций, рекламных компаний | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. Члены клуба: Зыкова Л.П. Ляпина Т.Н. Лупеко Л.В. Тимошина Т.П. Говяженко А.Г. Лащенко Л.А. (педагоги ДОУ) |
4.3 | Просветительская и консультативная работа с родителями | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
4.4 | Взаимодействие с другими структурными подразделениями (библиотека, Краеведческий музей, Художественный музей, школа) | + | + | + | + | + | Старший воспитатель ДОУ Сергеева А.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
Занятие для педагогов «Психологические аспекты в работе с родителями»
С целью профилактики профессионального выгорания педагогов предлагаю провести данное занятие, которое способствует осознанию барьеров и помогает снять эмоциональное напряжение у ...
Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО
Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...
Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "
В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...
Психологические аспекты работы тренера по плаванию
В своей статье описала все психологические и педагогические аспекты необходимые для работы тренера с детьми....
курс "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника"
курс "Методические и содержательные аспкты работы педагога-наставника"...