Психологические аспекты работы тренера по плаванию
статья по физкультуре

В своей статье описала все психологические и  педагогические аспекты необходимые для работы тренера с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_raboty_instruktora_po_plavaniyu.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

               Психологические  аспекты  работы  тренера  по  плаванию

    Уровень  спортивных  достижений  пловца  может  быть  повышен  за  счёт  более высокой  волевой  и  психологической  готовности  к  тренировкам  и  соревнованиям.
Нужно  подчеркнуть, что  для  психологической  подготовки  чрезвычайно  важно  насколько  грамотно  составлена  и  реализуется  программа  его  повседневных  тренировочных  занятий.
    Эффективность  психологической  подготовки  пловца  не  определяется  наличием  специалиста  психолога, применением  гипноза  или  тестов  по  оценке  личностных  качеств. Для  успеха  от  тренера  требуется  применение  известных  закономерностей, но  применение  творческое, с учётом психики  спортсмена и  окружающих  условий.
    Для  успешного  решения  проблемы  требуется  создание  сложной  программы, предусматривающей  в  любом  звене  активное  участие  в  организационной, воспитательной  и  учебно-тренировочной  работе  всех  заинтересованных  лиц: тренеров, пловцов, родителей, администрации  и  др.
    Когда  мы  строим  дом, не  забываем  о  фундаменте, стенах, крыше, окнах, дверях и  т.д. Когда  мы  разрабатываем  программу  развития  плавания, должны  помнить  о  её  основных  звеньях:
1. Современных  бассейнах;
2. Квалифицированных  тренерах, любящих  своё  дело, хорошо  оплачиваемых;
3. Квалифицированных  административных  работниках, заинтересованных  не  только  в  спортивных  успехах  пловцов  и  тренеров, но  и  в  их  общественном  положении;
4. Хорошо  поставленной  информации  о  жизни  спортивной  команды;
5. Достаточном  количестве  соревнований;
6. Взаимоотношениях  с  родителями  спортсменов;
7. Окружающей  социально-психологической  атмосфере  и  моральном  духе  спортсменов, которые  зависят  от  согласованного  взаимодействия  всех  лиц, вовлечённых  в  работу.;
8. Необходимом  спортивном  инвентаре.
   Если  подобное  отношение  достигнуто, можно  считать, что  наполовину  решена  основная  задача  тренера -  мотивация  спортсменов.

Воспитание  у  пловца  необходимого  отношения  к  тренировочным  занятиям
     Лишь  в  том  случае, если  пловец  достаточно  мотивирован, он  в  состоянии  освоить  предельные  нагрузки, овладеть  техническим  мастерством. Поэтому  психологическая  подготовка  проводится  параллельно  со  спортивной  подготовкой.
  И  тренер, и  спортсмены, приходя  в  бассейн  должны  говорить  друг  другу: мы  пришли  сюда, чтобы  трудиться  в  полную  силу, чтобы  сделать  конкретный  шаг  на  пути  к  нашей  общей  цели, чтобы  порадовать  друг  друга  своим  отношением  к  плаванию. Не  только  мышцы, но  и  разум  спортсмена  должен  быть  занят  во  время  тренировки.
    Не  следует  забывать  и  об  одном  из  принципов  обучения: человек  стремится  повторить  приятные  ощущения  и  действия  и  избежать  неприятных. И  тренер, и  спортсмены  должны  с  нетерпением ожидать  очередного  занятия, а  не  питать  отвращения  к  нему.

Осознание  пловцом  необходимости  освоения  максимальных  нагрузок
         Одной  из  важных  задач, стоящих  перед  тренером, является  воспитание  у  пловца  чувства  гордости  за  свою  способность  тренироваться  с  полной  отдачей  сил, преодолевая  неприятные  болевые  ощущения. Решать  эту  задачу  надо  тактично. Иногда  бывает  достаточно  бросить  спортсмену  отдельную  реплику, но  чаще  приходится  вести  разговор  со  всей  командой. Случаи, когда  спортсмен  бездельничает  или  притворяется  больным, не  должны  иметь  места  в  команде, а  сели  подобное  происходит, то  это  должно  получать  осуждение  со  стороны  остальных  членов  команды.
     Наоборот, спортсмен, который  способен  самозабвенно  тренироваться, с  полной  отдачей  сил, должен  обязательно  выделяться  тренером. Вокруг  него  должна  создаваться  атмосфера  всеобщего  уважения. Ленивый, не  привыкший  тренироваться  должен  покинуть  команду. Таким образом, в  ней  остаются  те, кто  может  сказать  про  себя: я  стойкий, упорный, выносливый. С этого, собственно, и  начинается  психологическая  подготовка.
     В  воспитательной  работе  необходимо  уделять  внимание  таким  качествам, как  упорство  и  зрелость  спортивного  характера. Чрезмерное  проявление  эмоций, выкрики, жалобы  на  трудность, должны  рассматриваться  кА  признаки  слабости, и  по  этому  поводу  необходимо  беседовать. Пловец  должен  высоко  ценить  упорство, стойкость, сдержанность, а  примером  в  этом  должны  служить  тренеры  и  официальные  лица  команды, окружающие  его.
    Предоставление  спортсмена  о  самом  себе  должно  включать  черты  сильной  волевой  личности, стремящейся  преуспеть, с  достоинством  принимающей  как  успехи, так  и  поражения. Воспитать  в  себе  эти  черты  спортсмен  должен    помочь  тренер  путём   личного  примера, бесед, убеждений.

Роль  профессиональных  знаний  в  работе  тренера
     Хороший  тренер  должен  быть  незаурядным  организатором  и  вооружён  профессиональными  знаниями:
1.
Знать  психологию, что  позволит  вырабатывать  правильный  подход  к  каждому  спортсмену  в  отдельности.
2.
Знать  методику  тренировки. Каждый  тренер  остро  нуждается  в  научном  осмысливании  многих  вопросов  подготовки  пловца, чтобы  не  полагаться  на  здравый  смысл  и  интуицию.
3.
Знать  механику  движения  пловца. 
Завоевать
 доверие  у  спортсмена  тренер  сможет  только  будучи  специалистом  во  всех  трёх  областях  профессиональных  знаний.

Воспитание  у  пловца  уверенности  в  своих  силах
        Для  того, чтобы  пловец  добился  высоких  результатов  необходимо, чтобы  он  верил  в  тренера, в  предложенную им  программу  тренировок, а  так  же  в  свою  физическую  и  психологическую  готовность  к  соревнованиям. Спортсмены  хотят  видеть  в  своём  тренере  человека  волевого, энергичного, на  которого  можно  положиться, который  способен  помочь   словом  и  делом  в  трудную  минуту. Они  тянутся  к  тренеру, который  помог  бы  обрести  уверенность  личным  поведением  и  убеждённостью  в  правильности  того, чем  он  занимается  в  бассейне. Эта  вера  в  успех  и  является  основным  стержнем  психологической  подготовки.

Подводя  итог, можно  сказать, что  в  своей  работе  по  воспитанию  воли  пловца  и  его  уверенности  в  успехе  тренер  должен:
1. Ставить  реальные  цели, точнее  прогнозировать  его  будущие  результаты;
2. В  разговоре  со  спортсменом  использовать  только  положительные  установки;
3. Помочь  спортсмену  извлекать  уроки  из  неудачных  выступлений, находить  причины  неудач;
4. Знать  тактические  возможности  каждого  ученика, вселять  в  него  уверенность;
5. Быть  компетентным  во  всех  вопросах, касающихся  плавания;
6. Быть  волевым  и  решительным, не  проявлять  сомнений  в  правильности  своих  действий. Во  время  соревнований  не  терять  самообладания. В  эмоциональной  сдержанности  служить  примером  для  учеников.
7. Не  опекать  пловца  постоянно, это  снижает  его  уверенность  в  своих  силах. Приучать  его  к  мысли, что  он  достаточно  силён, самостоятелен  и  способен  без  тренара  показывать  лучшие  результаты.