Развитие креативности дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Статья посвящена развитию креативности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnosti_u_doshkolnikov.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативности дошкольников
На пороге третьего тысячелетия в российском обществе и образовании произошли и происходят серьезные и глубокие изменения. Активизируются процессы национального и политического самосознания как взрослых людей, так и подрастающего поколения, возрастает мера ответственности личности как за свою судьбу, так и за судьбу своего города, края, страны. Вместо послушного исполнителя, живущего и работающего по чужим стандартам, устаревшим традициям, сегодня необходима личность, способная быстро ориентироваться в ситуации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, нести ответственность за свои решения. Новые социальные условия и задачи требуют от системы образования формирования творческой личности, способной к продуктивной деятельности и самоизменению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержание и формы организации такого образования должны быть условием развития у детей способностей к творческой деятельности, нетрадиционному решению проблем, умения прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику поведения и деятельности с учетом возникающих изменений.
Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития креативности детей в последние годы являются предметом активных исследований ученых в рамках проблемы детской одаренности (Ю.Д. Бабаева, Е.С. Белова, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, Е.Л. Мельникова, В.И. Панов, Т.В. Симаева, А.И. Савенков, М.И. Фидельман, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).
Значительно меньше исследований посвящено различным аспектам развития креативного потенциала детей дошкольного возраста. Основанием для педагогических исследований являются изыскания в области педагогической психологии (Л.Ф. Блинова, И.А. Майданник, И.В. Смолярчук, М.И. Фидельман, Н.В. Хазратова и др.)
Понятие «креативность» стало психологической категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж. Гилфорд. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности. Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.
Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п. Креативность опирается на дивергентное мышление и зависит от социально-экономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.
Дети, обладающие высоким уровнем креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, успешные, одаренные, хорошо адаптируются к социальным условиям.
Для выявления уровня креативности детей дошкольного возраста применялись следующие психодиагностические методики: «Тесты невербального дивергентного мышления» Ф. Вильямса (оценивается по 4-м факторам дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность) и методика экспертной оценки творческого потенциала - шкала Вильямса «Педагоги/родители», направленная на выяснение экспертного мнения (эксперты – родители и педагоги) креативных данных ребенка.
Организация работы с дошкольниками по развитию креативности осуществлялась посредством занятий в форме интерактивных игр-импровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации – совместно придумывая, что будет дальше. Дети привлекались к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований.
Для родителей проводились специальные беседы и лекции, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать креативность с детства, какие условия необходимо создавать в семье для ее успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития креативности в семье, а также родителям рекомендовалась специальная литература по этой проблеме.
Таким образом, разработанный комплекс мероприятий оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у дошкольников.
Литература
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
- Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
- Парфёнова, Г.Л. О методической помощи психологу в организации сопровождения детей с признаками одаренности в условиях ДОУ. II Краевой съезд педагогов-психологов образования Алтайского края: Барнаул [Текст] / Г.Л. Парфёнова. - Бийск: БПГУ, 2009.
- Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст]/ Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие креативности дошкольников через создание игрушек из бросового материала"
Развитие творчески активной личности - одна из важнейших и актуальнейших задач современноно мира. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем п...
Конспект "Развитие креативности дошкольников"
С самых ранних лет дети стремятся к творчеству. Занимаясь с ребенком рисованием, музыкой или спортом, важно учить его видеть красоту; слышать гармонию в музыке и природе; чувствовать...
Развитие креативности дошкольников по средством театрализации.
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой ...
Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников
1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...
доклад "Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности"
Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих с...
Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС
Л. С. Выготский говорил: «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Надеюсь, данная статья поможет воспитателям, а та...
Статья "Развитие креативности дошкольника"
Поможем ребёнку стать творческой личностью...