Развитие креативности дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Мезенцева Наталья Анатольевна

Статья посвящена развитию креативности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnosti_u_doshkolnikov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативности дошкольников

На пороге третьего тысячелетия в российском обществе и образовании произошли и происходят серьезные и глубокие изменения. Активизируются процессы национального и политического самосознания как взрослых людей, так и подрастающего поколения, возрастает мера ответственности личности как за свою судьбу, так и за судьбу своего  города, края, страны. Вместо послушного исполнителя, живущего и работающего по чужим стандартам, устаревшим традициям, сегодня необходима личность, способная быстро ориентироваться в ситуации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, нести ответственность за свои решения. Новые социальные условия и задачи требуют от системы образования формирования творческой личности, способной к продуктивной деятельности и самоизменению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержание и формы организации такого образования должны быть условием развития у детей способностей к творческой деятельности, нетрадиционному решению проблем, умения прогнозировать последствия своих действий, гибко менять стратегию и тактику поведения и деятельности с учетом возникающих изменений.

Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития креативности детей в последние годы являются предметом активных исследований ученых в рамках проблемы детской одаренности (Ю.Д. Бабаева, Е.С. Белова, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, Е.Л. Мельникова, В.И. Панов, Т.В. Симаева, А.И. Савенков, М.И. Фидельман, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).

Значительно меньше исследований посвящено различным аспектам развития креативного потенциала детей дошкольного возраста. Основанием для педагогических исследований являются изыскания в области педагогической психологии (Л.Ф. Блинова, И.А. Майданник, И.В. Смолярчук, М.И. Фидельман, Н.В. Хазратова и др.)

Понятие «креативность» стало психологической категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж. Гилфорд. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности. Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.

Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п. Креативность опирается на дивергентное мышление и  зависит от социально-экономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.

Дети, обладающие высоким уровнем креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, успешные, одаренные, хорошо адаптируются к социальным условиям.

Для выявления уровня креативности детей дошкольного возраста применялись следующие психодиагностические методики: «Тесты невербального дивергентного мышления»   Ф. Вильямса (оценивается по 4-м факторам дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность) и методика экспертной оценки творческого потенциала - шкала Вильямса «Педагоги/родители»,   направленная на выяснение экспертного мнения (эксперты – родители и педагоги) креативных данных ребенка.

Организация работы с дошкольниками по развитию креативности осуществлялась посредством занятий в форме интерактивных игр-импровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации – совместно придумывая, что будет дальше. Дети привлекались к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований.

Для родителей проводились специальные беседы и лекции, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать креативность с детства, какие условия необходимо создавать в семье для ее успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития креативности в семье, а также родителям рекомендовалась специальная литература по этой проблеме.

Таким образом, разработанный комплекс  мероприятий оказывает существенное влияние на процесс развития креативности  у дошкольников.

Литература

  1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.  Дружинин.  -  СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.
  2. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов и др. -  Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
  3. Парфёнова, Г.Л.   О  методической  помощи  психологу  в  организации сопровождения детей с признаками одаренности в условиях ДОУ. II Краевой   съезд   педагогов-психологов   образования   Алтайского   края: Барнаул [Текст] / Г.Л.  Парфёнова. - Бийск: БПГУ, 2009.
  4. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст]/ Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие креативности дошкольников через создание игрушек из бросового материала"

Развитие творчески активной личности - одна  из важнейших и актуальнейших  задач современноно мира.  Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем  п...

Конспект "Развитие креативности дошкольников"

С самых ранних лет дети стремятся к творчеству. Занимаясь с ребенком рисованием,  музыкой или спортом, важно учить  его видеть красоту;  слышать гармонию в музыке и природе; чувствовать...

Развитие креативности дошкольников по средством театрализации.

    Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой ...

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

доклад "Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности"

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих с...

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Л. С. Выготский говорил:  «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Надеюсь, данная статья поможет воспитателям, а та...

Статья "Развитие креативности дошкольника"

Поможем ребёнку стать творческой личностью...