доклад "Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Щукина Ирина Анатольевна

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности и инициативы.

            Музыкальные способности формируются и развиваются в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

             Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, провожу тематические занятия, посвященные временам года, на которых слушаем  музыку П.И. Чайковского, А.Фета, С.Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вид № 137»

Выступление на педсовете

тема доклада:

 «Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности»

                                                            Подготовила музыкальный

                                                                      руководитель Щукина И.А.

Саратов 2011г.

« Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности»

             Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится естественным способом существования человека. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» В.А.Сухомлинский.

            Немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852 г.), создатель первой системы дошкольного воспитания, основатель детских садов, называл воспитателей «садовницами», в этом проявилось особое отношение к ребенку как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, окружая его заботой и красотой.

             Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности и инициативы.

            Музыкальные способности формируются и развиваются в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

             Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, провожу тематические занятия, посвященные временам года, на которых слушаем  музыку П.И. Чайковского, А.Фета, С.Есенина.

             Дети передают характер и настроение музыки в танцах- импровизациях: «Осенний листопад», «Зимняя вьюга», «Весенняя капель», «Вальс цветов». На тематических занятиях «Сказка в музыке», дети перевоплощаются в «деревянных солдатиков» («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского), в «бабу-ягу» ( «Баба-яга П.И. Чайковского), в «Царевну лебедь»,двигаются в такт музыке, передавая образы сказочных персонажей.

              Провожу занятия: «Весело-грустно», «Музыка и настроение», где использую, контрастные по содержанию и настроению музыкальные произведения, например,»Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И.Чайковского. На  таких занятиях дети выражают характер музыки через мимику, жесты, в работе с детьми использую такой дидактически материал, как пиктограммы, а также этюды М.И.Чистяковой.

Речевая игра «Зайка» ( Приложение №1)

И как итог дети воплощают в рисунках свои музыкальные впечатления.

              На музыкальных занятиях способствую развитию творческой активности в музыкально-игровой и танцевальной деятельности. Использую в своей работе речевые танцы. Синтез речи и движения  в танце для детей естественен и привычен. Соединяется не просто речь и шаг, а поэзия  танец. Например, «Грибы» муз и сл. Л.Алифировой.(Приложение №2)

               Речевые танцы способствуют развитию:

-координации движения:

-моторике;

-чувства ритма;

-согласованности движений с темпом, характером и ритмом музыки.

              Важное место в развитии творческого потенциала отвожу речевым играм. Их можно проводить и без музыкального сопровождения, Текст не заучивается с детьми специально. Он запоминается в процессе             игрового действия. Главное условие- это выразительное, как бы на распев , ритмичное произнесение текста. Например : «Здравствуй» пальчиковая речевая игра ст. Т.Сикачевой., «Утром рано я встаю» пальчиковая речевая игра по ст.И.Бодраченко.( Приложение №3).

          В своей работе обращаюсь к малым жанрам детского фольклора: потешки, прибаутки, подговорки. Подговорки использую на музыкальных занятиях при знакомстве, повторении и закреплении танцевальных движений. Например:

«ковырялочка»  -       Носок-пятка, перетоп, носок-пятка, перетоп,

                                    Вот какие молодцы- мы танцоры удальцы!

«топотушки»   -         Топотушки,топотушки, раз, два, три, четыри, пять,

                                   Дружно, весело, задорно повторим мы все опять!

«боковой голоп» -   Гоп,гоп, гоп,гоп, получается голоп.

                                  Пятка пятку догоняй- пятка пятку выбивай.

          Важное место в работе отвожу упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики. Например: «Воображаемый оркестр» ( детям предлагаю съиграть на воображаемых музыкальных инструментах.

          Детское музыкальное творчество проявляется и в музицировании на детских музыкальных инструментах. А если эти «инструменты» сделаны из разнообразных бытовых предметов (баночек, пластиковых бутылок, металлических крышек и т.д.) то получается необычный оркестр. Общение с примарными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Дети экспериментируют в поиске звука и способе его звучания.

                Следующий вид деятельности это пение. Где особое внимание, я уделяю песенному творчеству. Работу,  начинаю с младшей группы. Это обучение звукоподражанию, импровизация простейших попевок. Следующий этап - музыкальные вопросы и ответы. В старшей группе детям предлагаю импровизировать на заданный текст. В подготовительной группе детям предлагаю быть и поэтами и композиторами. Песни сочиненные с детьми собираются в альбом, некоторые песни используются на музыкальных занятиях и праздниках.

               Пробуждению творческой активности детей, стимулированию воображения, желанию включиться в творческую деятельность – способствуют музыкально- дидактические игры. Они являются игровым методом обучения, направленном на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке. Дети могут самостоятельно играть в музыкальные игры, придумывать последовательность действий.

           Все, что ребенок получает на музыкальных занятиях, он развивает и закрепляет в самостоятельной музыкальной деятельности, где развиваются волевые черты характера, творческие способности, воображение детей.

         Что входит в самостоятельную музыкальную деятельность детей?

- Упражнения в пении, танцах, хороводах ( дети сами организуют их   , поют, танцуют, учат друг друга, проводят соревнования)

- Музыкально-дидактические игры (проводятся по инициативе детей)

- Игра на детских музыкальных инструментах.

- «Музыкальные занятия», организованные детьми (дома и в детском саду)

-  Игры с пением, игры со словами, игры- потешки проводимые по инициативе детей на прогулке и в группе.

- Концерты, организованные детьми.

          Воспитатель должен поддерживать и заметить инициативу детей, поощрить, нацелить и других детей на использование песен, танцев, игр в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Для этого, иногда бывает достаточно внести какие-то игрушки, пособия, атрибуты. Необходимо пополнить         музыкальные уголки музыкально - дидактическими играми, использовать театральную гостиную для театральной деятельности детей.

          Замечательно высказывание В.Сухомлинского: «Музыка - воображение фантазия-  сказка- творчество- такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и творческие силы» И по этой дороге мы должны идти с детьми вместе.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие способности дошкольников через продуктивную деятельность.

Воспитание у старших дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления через продуктивную деятельность....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через продуктивную деятельность

Данный учебно-методический материал является просветительско-обучающим пособием для воспитателей детского сада, которые активно занимаются художественным творчеством, обучением  детей-дошкольнико...

"Экологическое воспитание дошкольников через продуктивную деятельность" (Презентация опыта работы)

Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира...

«Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Система работы по развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей средствами продуктивной деятельности...

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

Развитие креативности дошкольников посредством творческой деятельности

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображ...