Планирование работы кружка "Отчего и почему"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Для тех, кто работает по теме "Экологическое образование дошкольников" календарно-тематическое планирование кружка "Отчего и почему".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование кружка | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 97
г. Иркутск
Кружок
«Отчего и почему»
Перспективный план работы
2013-2014
Руководитель: Залуцкая С.М.
Пояснительная записка
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. План кружка составлен в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, уровнем экологических знаний детей данной группы.
Цель:
развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды).
Задачи:
- Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека;
- Учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Формы работы кружка:
- Беседы с применением наглядных пособий
- Экскурсии в природу
- Практическая работа
- Опытно-исследовательская работа
- Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
- Развлечения
Возраст детей – 6 – 7 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения детей, 34часа
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут (вторник, 16 часов)
Дата | Тема недели | Программное содержание | Деятельность с детьми |
Сентябрь 1 неделя | Вводное занятие | Ознакомление с планом кружка, с оборудованием, с мероприятиями, в которых будут участвовать дети. | Анкетирование родителей с целью определения отношения к данной теме |
Сентябрь 2 неделя | Невидимка -воздух | Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; | Беседа, эксперименталь-ная деятельность, загадывание загадок |
Сентябрь 3-4 недели | Вода вокруг нас | Показать значение воды для всего живого, уточнить свойства воды, познакомить детей с растительным и животным миром озер, рек, морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде. | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, экспериментальная деятельность |
Октябрь 1-2 недели | Какой бывает вода? | Показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к запасам воды. | Практическая работа |
Октябрь 3-4 недели | Превраще-ние | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)». Формирование действий с пластилином, резиной. | Рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассматривание картин. |
Ноябрь 1-2 недели | Письмо к дракону | Формировать представления о теплопередачи. Развитие способностей к преобразованию. | Беседа с детьми, экспериментирование. |
Ноябрь 3-4 недели | Незнайка и мороженое | Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередачи. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию | Беседа с детьми, эксперимент. |
Декабрь 1-2 недели | Как мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь развитию умению поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Беседа, рассказ, практическая работа. |
Декабрь 3-4 недели | Лекарственные комнатные растения | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных комнатных растениях. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. | Беседа, рассказ воспитателя, заучивание стихотворений. |
Январь 3-4 недели | Твёрдое - жидкое | Формировать представления о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. | Беседа, опыты. |
Февраль 1-2 недели | Жидкое- твёрдое | Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Беседа, опыты. |
Февраль 3-4 недели | Посадка овощных (пряных) культур | Развивать знания детей об овощных пряных культурах, условиях, необходимых для роста растения, развивать трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результатов, участвовать в общем деле, внося свой вклад, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. | Сбор материала о пряных культурах, оформление альбома «Пряные культуры» практическая деятельность, загадывание загадок |
Март 1-2 недели | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. | Практическая деятельность |
Март 3-4 недели | Термометр | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Воспитывать интерес к познанию. | Рассказывание сказки, опыты. |
Апрель 1-2 недели | Наблюдения за посаженными растениями | Посмотреть, как изменились растения, в дневнике наблюдения сделать зарисовки посаженных растений и их роста. | Оформление дневников наблюдения, рисование «Огород на окне» |
Апрель 3-4 недели | Роль почвы в жизни растений Посадка цветочных семян | Опытным путём познакомить детей с ролью почвы для растений, развивать умение логически мыслить, делать простейшие умозаключения. | Трудовая и практическая деятельность |
Май 2-3 недели | Экскурсия в природу | Обогащать знания детей, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдения, игры с детьми, чтение стихотворений, составление коротких описательных рассказов. |
Май 3-4 недели | Экологический КВН | Закрепить знания детей о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы | Викторина, загадывание загадок, решение кроссворда, рассказывание стихотворений |
Список литературы
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет
- Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
- Иванова А. И. Мир растений
- Рыжова Н. А. Волшебница вода, Москва 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы кружка "Английский для дошкольников"
Данный план был составлен мной для детей старшей группы, второй год посещающих кружок. Используется в работе в 2011 - 2012 году....
Календарно - тематическое планирование работы кружка ритмопластики "Ритмоцветик"
Календарные планы на год...
Планирование работы кружка "Умники и умницы"
календарно-тематическое планирование работы кружка по развитию логического мышления дошкольников...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ» в старшей группе
Цели: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки», «Уголки», «Поддавки»; учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость...
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА :"ЗАТЕЙНИКИ.МАСТЕРИЛКА".
В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ РАСКРЫТО ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА....
Перспективное планирование работы кружка разноцветный мир
Перспективное планирование работы кружка "Разноцветный мир" во второй младшей группе детского сада по программе И.А.Лыковой "Цветные ладошки"...