Познавательно-творческий проект во 2-ой мл. группе
Тема: "Нетрадиционное художественное творчество-как средство гармонизации психоэмоционального состояния."
Автор: Стрельцова С.К.
Участники: воспитатель,дети родители.
Вид проекта: познавательно-творческий,групповой среднесрочный.
Продолжительность: ноябрь-февраль
Сентябрь-октябрь Разработка плана
Ноябрь-февраль Реализация проекта
Февраль Презентация проекта
Sand art или рисование песком — это необычное искусство
создания картин с помощью песка. Рисование песком это
возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Проект нацелен на решение следующих задач:
ñ развитие познавательных процессов высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессов саморегуляции;
ñ развитие творческого потенциала;
ñ тренировка мелкой моторики рук;
ñ гармонизация психоэмоционального состояния;
ñ формирование установки на положительное самоотношение и на коммуникативные навыки.
Пояснительная записка.
Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. В своей работе мы используем «тёплый» и «холодный» песок, всё зависит от эмоциронального состояния личности.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям («холодный песок»). Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка («тёплый песок»).
Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Цели проекта:
познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
развивать у воспитанников творческие способности;
научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
закреплять умение создавать композиции техникой рисование песком;
формировать эстетический вкус;
психологическая разгрузка.
Актуальность проекта.
Использование игр с песком с раннего возраста способствует:
развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
раскрытие своих уникальных способностей и развитие творческого потенциала;
формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь);
равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
гармонизация психоэмоционального состояния, релаксация имедитация (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
1 месяц ноябрь
«Я САМ!»
Группы: максимум 6 детей
Периодичность занятий: 2, 3 раза в неделю
Цель :
Дать элементарные представления о свойствах песка.Сухой рассыпается.Если полить песок водой,он станет влажным.Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки.На влажном песке можно рисовать палочкой.После игры с песком нужно мыть руки.
Развивать все познавательные процессы; внимание, память, мышление, воображение, речь, зрительное восприятие, пространственные представления.
Развивать эмоциональный и социальный интеллект, отвечающего за понимание себя и других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, способность саморегуляции и адаптации в новых условиях.
На занятии "ГДЕ ЖИВЕТ МЫШОНОК?"используются фибровые тактильные доски (25×25 см) с различными рельефными рисунками позволяет развивать у детей тактильные восприятия, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, умение концентрировать внимание, распознавать основные геометрические фигуры. Символы на тактильных досках имеют особое психологическое значение. Круг и крест – пара первичных образов (архетипов) в детском рисунке. Обе эти фигуры содержат четыре прямых угла и олицетворяют материальную основу. Треугольник воспринимается по-разному в зависимости от того, расположен он вершиной вверх или вниз. Концентрические круги и квадраты дети могут распознавать от самого маленького до самого большого, и наоборот. Лучи звезды могут распознаваться детьми от центра к краям или от концов к центру, а также по пересекающимся линиям. Знак бесконечности (горизонтальная восьмерка) используется в кинезиологии. Тактильное восприятие (дети изучают поверхность руками, и воспроизводят песком) не только развивает мелкую моторику, но и учит ребенка различать формы, поверхности различных предметов.Обращаясь к созидательному началу ребенка, создается ситуация успеха, что укрепляет его веру в себя и свои способности, ощущение «Я могу».
2 месяц декабрь
"Песочная радуга"
Группы: максимум 6 детей
Частота занятий: 1 — 2 раза в неделю
Цель :
Интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Задачи программы:
1. Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу.
2. Развитие речи (пальчиковая гимнастика, звукоподражание, мелкая моторика, мимическая гимнастика).
3. Развитие координации движений.
4. Развитие сенсорной сферы: формирование представлений о форме, цвете, размере предмета.
Занятие аппликация
"Бабочка"
Тема: Бабочка
Задачи:
Научить детей при помощи песка делать аппликацию.
Повторить свойства песка.
Развивать моторику рук и воображение.
Оборудование:
- песок;
- клей;
- картон с нарисованным силуэтом бабочки;
- книги с изображением бабочек;
- образец.
Активизация словаря: сыпучий.
Обогащение словаря: бархатистый.
Предварительная работа:
Несколько занятий посвятить подготовке песочка для аппликаций.
Основная часть:
Воспитатель: Какой чудесный зимний денек сегодня! А какая погода? (ответы детей). Ребята, угадайте, кого сегодня мы с вами будем делать? (чтение загадки)
В воздухе кружится,
На цветок садится.
Как цветок, порхает.
Кто ее узнает?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это бабочка. Давайте посмотрим, какие у нее крылышки, какие усики (рассматривание иллюстраций). А давайте поиграем в игру «Бабочки и дождик», вы будете бабочками, будете летать над цветочками, а когда я скажу слово «дождик», вы присядете на корточки и закроетесь крылышками (играть насколько раз). Вот и прилетели бабочки обратно на свои места. Я покажу вам, как при помощи песка мы можем сделать замечательную бабочку (объяснение техники выполнения поделки. Мажем клеем готовое изображение и потихоньку засыпаем его песочком. Оставить подсохнуть, излишек песка сдуть. Дети выполняют работу, воспитатель помогает тем, у кого не получается).
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные бабочки у нас получились!
3 месяц январь
Рисование песком - проводится на специальных световых столах. Световой стол для рисования песком является уменьшенной моделью окружающего мира маленького человека. Рисование песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии. Более того, рисование на песке оказывает благотворное влияние на психику - детей. Так же такие занятия смогут решить ряд психологических проблем, с которыми сталкиваются дети - страх, неуверенность в себе, тревога, обидчивость и прочее. Играя в песок, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке.
При рисовании песком ребенок полностью погружается, включается в игру с ним – эмоционально, психически, физически. При этом соблюдаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. При этом происходит активизация мыслительных и эмоциональных резервов, что выражается в физических формах, создаваемых своими руками.
При рисовании песком детям так же полезно рисовать конкретные, заданные педагогом фигуры – кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды и т.д. Постепенно у ребенка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. А так же, рисуя песком, дети научаются распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.
занятие
Группы: всей группой
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Цели программы:
развить в творческие способности;
научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
закреплять умение созвать композиции техникой рисование песком;
формировать эстетический вкус;
психологическая разгрузка.
Конспект коллективного занятия по аппликации во 2мл. группе на тему "Лошадка"
Тип занятия: Итоговое, игра – путешествие.
Методы и приемы: Наглядно-словесные: показ, объяснения, поощрение, художественное слово, игровой, прием обрывания.
Цель: Закрепление темы: "Домашние животные".
Задачи:
Закрепить: прием "насыпания", намазывание клея на поверхность листа; уточнить представление детей о домашних животных; побуждать использовать песочек разных оттенков для изображения сюжета.
Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; словарь (лошадка,месяц,зима, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.
Воспитывать у детей: любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей.
Вызывать у детей положительные эмоции.
Предшествующая работа: Занятия на тему "Домашние животные”; рассматривание картин, иллюстраций о лошадях; загадывание загадок, стихов, рассказов о зиме.
Здоровье сберегающие технологии: физ.минутка, релаксация.
Материал: ватман круглой формы, клей ПВА, кисточки, цветной песочек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте дети!Отгадайте загадку;
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...(лошадка)
/Ответы детей/.
Воспитатель: Правильно лошадка, а вы знаете где живет лошадка?
/Ответы детей/.
Воспитатель: Хорошо, сегодня мы вами сделаем волшебную лошадку.но сначала поиграем;
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (притоптывание ногой)
Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)
Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!
Воспитатель: Дети, я хочу пригласить вас в песочную мастерскую. Вы, хотите там побывать?
/Ответы детей/.
Воспитатель: Раз, два, три, в мастерскую заходи.
(Дети "заходят" в мастерскую).
Зима: Дети, давайте вспомним из чего можно делать аппликацию?
/Ответы детей/.
-Правильно очень много способов. А еще можно делать песочком.
Распределив между детьми этапы работ(намазывание клея,посыпание песка)дети выполняют аппликацию.
Воспитатель: Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь мы подождем когда половина нашей работы подсохнет и на следующем занятии мы закончим картину.
4 месяц февраль
Вместе с мамой
Фантазии в следах на песке.
Задачи:
расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.
Ход занятия ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС:
Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? (Дети отвечают.) Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете? (Дети отвечают.) Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны? Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.
Прятки в лесу
- Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.
Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).
Пример: - Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.
Воспитатель предлагает родителю нарисовать следы животных или птиц на столе с песком,а дети должны угадать чей след,затем роли можно поменять и попросить ребят оставить следы.