Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника по средствам песочной терапии.
статья (средняя группа) на тему

Иноземцева Любовь Викторовна

Немаловажным в развитии ребенка является спихофизическое здоровье и его эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных  функций. Поэтому необходимо создавать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную  жизнь в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника

                               по   средствам песочной терапии.

Немаловажным в развитии ребенка является спихофизическое здоровье и его эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных  функций. Поэтому необходимо создавать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную  жизнь в детском саду.

  Наверное, каждый из нас в детстве любил лепить песочные «куличики». Быть может, даже сейчас, придя на пляж, у многих возникает желание построить песочный город, закопаться в песок, вырыть большую яму… Кто-то скажет: «Вот так взрослые и впадают в детство!..» Вовсе нет! Сама структура песка притягивает нас и наших детей, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.

  Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказала великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

  Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Может быть, поэтому, в холлах аристократических домов нередко ставят специальные плоские вазы с песком?..

  Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе «именно так переводится термин «психотерапия»).

  Классический процесс песочной терапии начинается с того, что психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и поиграть в песок. Выбор игрушек неслучаен. По мнению Д. Калфф (1981), фигурки стимулируют работу фантазии, актуализируют процесс переноса внутренних представлений ребенка на них. Таким образом, незатейливые игрушки становятся символами внутренней жизни, потенциальных возможностей ребенка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребенок (на самом деле) мануально «осознает» себя, свои внутренние процессы и «расставляет» их в нужной для себя последовательности. Так просто, как все гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс «заземления» негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.

  Песочный «художник» сам строит и в конце сам разбирает свою картину. Таким образом укрепляется внутреннее ощущение «хозяина2 своего мира, жизни, судьбы.

  С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям и подросткам. Сухой песок рассыпается, и  это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

  Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

  Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к саморегуляции. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

   - развить более позитивную я-концепцию;

   - стать более ответственным в своих действиях и поступках;

   - выработать большую способность к саморазвитию;

   - в большей степени полагаться на самого себя;

   - овладеть чувством контроля;

   - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

   - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

  Это очень важно в период адаптации, привыкания маленького человечка к детсадовскому режиму. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

  Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший и воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

  Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

  В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

  В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

  В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

     Условия работы с детьми.

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.


Предварительный просмотр:

Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольника

                               по   средствам песочной терапии.

Немаловажным в развитии ребенка является спихофизическое здоровье и его эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных  функций. Поэтому необходимо создавать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную  жизнь в детском саду.

  Наверное, каждый из нас в детстве любил лепить песочные «куличики». Быть может, даже сейчас, придя на пляж, у многих возникает желание построить песочный город, закопаться в песок, вырыть большую яму… Кто-то скажет: «Вот так взрослые и впадают в детство!..» Вовсе нет! Сама структура песка притягивает нас и наших детей, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.

  Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказала великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

  Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Может быть, поэтому, в холлах аристократических домов нередко ставят специальные плоские вазы с песком?..

  Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе «именно так переводится термин «психотерапия»).

  Классический процесс песочной терапии начинается с того, что психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и поиграть в песок. Выбор игрушек неслучаен. По мнению Д. Калфф (1981), фигурки стимулируют работу фантазии, актуализируют процесс переноса внутренних представлений ребенка на них. Таким образом, незатейливые игрушки становятся символами внутренней жизни, потенциальных возможностей ребенка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребенок (на самом деле) мануально «осознает» себя, свои внутренние процессы и «расставляет» их в нужной для себя последовательности. Так просто, как все гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс «заземления» негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.

  Песочный «художник» сам строит и в конце сам разбирает свою картину. Таким образом укрепляется внутреннее ощущение «хозяина2 своего мира, жизни, судьбы.

  С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям и подросткам. Сухой песок рассыпается, и  это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

  Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

  Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к саморегуляции. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

   - развить более позитивную я-концепцию;

   - стать более ответственным в своих действиях и поступках;

   - выработать большую способность к саморазвитию;

   - в большей степени полагаться на самого себя;

   - овладеть чувством контроля;

   - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

   - развить самооценку и обрести веру в самого себя.

  Это очень важно в период адаптации, привыкания маленького человечка к детсадовскому режиму. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

  Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший и воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

  Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

  В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

  В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

  В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

     Условия работы с детьми.

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное художественное творчество-как средство гармонизации психоэмоционального состояния

 Познавательно-творческий проект во 2-ой мл. группеТема:  "Нетрадиционное художественное творчество-как средство гармонизации психоэмоционального состояния."Автор: Стрельц...

Презентация проекта " Мандалотерапия -как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка"

Презентация проекта " Мандалотерапия -как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка"...

"Мандалотерапия - как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка"

Проект для профилактики психоэмоционального напряжения и сопровождение социлизации дошкольника средствами мандалотерапии, как одной из форм арттерапии....

Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния «Созерцание души. Техники расслабления»

 Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния«Созерцание души. Техники расслабления»...

Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния «Созерцание души. Техники расслабления»

 Конспект занятия для родителей детей с ОВЗ по гармонизации психоэмоционального состояния«Созерцание души. Техники расслабления»...