Самоанализ музыкального руководителя ДОО
статья на тему
Анализ педагогической деятельности музыкального руководителя- это подведение итога работы и оценка качества воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/samoanaliz_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya_doo.doc | 100.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Киселёва Галина Юрьевна
Музыкальный руководитель.
МКДОУ «Елань – Коленовский
детский сад общеразвивающего
вида «Светлячок»
Стаж работы в данном МКДОУ – 24г.
Общий стаж работы – 24 г.
Цели, задачи и направления педагогической деятельности:
«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»,- эти слова Н.А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе.
Работа музыкального руководителя многогранна: я учу детей петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыку. Начинается моя работа с детьми в возрасте 1,5-2 лет. На пути продолжительностью в пять лет ребята систематически и последовательно, от простого к сложному знакомятся с прекрасным миром музыкального искусства. Формирование личности ребёнка средствами музыкального искусства - цель моей работы.
Основными задачами в своей работе по музыкальному воспитанию детей считаю:
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности,
- Формирование начала музыкальной культуры, и создание основы формирования общей духовной культуры.
3) Пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
Приоритетные направления педагогической деятельности:
- Формирование вокально-хоровых навыков у детей в певческой деятельности.
2) Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Моя работа включает в себя следующее:
- Выполнение программы по музыкальному воспитанию детей (проведение музыкальных занятий, диагностики и коррекции музыкальных способностей)
- Подготовка и проведение тематических утренников, фольклорных, православных, традиционных и нетрадиционных праздников.
- Проведение музыкальных развлечений, самостоятельной художественной деятельности, которые носят обучающий и развивающий характер.
- Участие в педагогических советах, РМО
- Взаимодействие с педагогами МДОУ
- Взаимодействие с родителями воспитанников
В своей работе использую различные виды музыкальных занятий:
1) типовое,
2) доминантное,
3) комплексное,
4) интегрированное
4) тематическое.
Планируя занятия, составляя праздники, развлечения, театрализованные представления, учитываю индивидуальные особенности детей, особенности каждой группы. Постоянно провожу самоанализ своих занятий, выступлений, праздников. Стараюсь вызвать у своих воспитанников отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Оценивая свою деятельность, учитываю следующие критерии: уровень исполнения музыкального репертуара; качество пояснения музыки; умение увлечь детей; умение находить индивидуальный подход к ребёнку; умение использовать вариативность структуры занятия; контакт с воспитателем.
Использую в работе музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Грустно - весело», «Лесенка», «Подберем музыку», «Узнай сказку», «Музыкальный домик», «Забавный гномик», «Узнай композитора» и много других. Пособия для дидактических игр выполнены мною.
За педагогическую деятельность мною накоплен большой дидактический материал: конспекты занятий, выступлений, консультаций, докладов, сценарии театрализованных праздников и представлений, видеотека записей спектаклей и утренников, развлечений; аудиозаписи классической, народной, современной детской музыки, костюмы для спектаклей.
Содержание воспитательно-образовательной работы:
В работе с детьми использую программы
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. 4-е изд., исп. и доп. М Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Программа «Музыкальные шедевры», О. П. Радынова, М. «Гном – Пресс» 1999г.
3.Программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ, хлоп, малыши» Т.Н. Сауко, А.И.Буренина ленинградский областной институт развития образования, 2001г.
4.Программа «Малыш» В.А.Петрова, развитие музыкальности у детей раннего возраста. Москва «Виоланта» 1998г.
5. Программа «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская, Москва «Просвещение» 2003г
Программа главный ориентир содержания музыкального образования, она создаёт максимально благоприятные условия для эмоционального благополучия детей, тематика программ выбранные мною обеспечивают развитие детей посредством игровой, театрализованной и других видов деятельности, содействует приобщению к истории и культуре и формированию эмоционального развития
В своей музыкально - педагогической деятельности использую разнообразную методическую литературу по проблемам музыкального воспитания:
О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Паландишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»
«Академия», Москва 2000г.
А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: современные педагогические технологии, «Феникс», Ростов - на - Дону, 2008г.
«Театрализованные представления для детей и взрослых» М.Ю.Картушина, «Творческий центр», Москва 2005г.;
«Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.;
«Праздники в детском саду» Ярославль, «Академия развития» 2001г.;
«Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Н.В.Зарецкая, «Айрис пресс», Москва 2004г.;
«Праздники для современных малышей» Е.Г.Ледяйкина, Л.А.Топникова, Ярославль, «Академия развития» 2004г.;
«Музыкальные праздники для детей раннего возраста» «Москва-синтез» 2004г.;
«Музыкальные сценарии для детского сада» З.Роот, «Айрис пресс» Москва 2006г.;
Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., Просвещение, 1991., Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» - М., Просвещение, 1971.,
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» - Просвещение, 1990.,
Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» - М., Просвещение, 1985.,
«Танцы и песни для детского сада» З.Роот, «Айрис пресс» Москва 2006г.;
Синицына К. С. «Умные сказки» - М., Просвещение, 1997.,
Радынова О. «Музыкальное развитие детей»,
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»,
«Танцы для детей» для старшего и младшего дошкольного возраста Айрис пресс», Москва 2006г.;
журналы по подписке «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра» и т.д.
Использование методик и инновационных технологий:
В своей работе следую принципу развивающего обучения, стараюсь, как можно чаще ставить своих воспитанников в ситуацию проблемы, применяю индивидуально – дифференцированный подход. Разные методы и приёмы в зависимости от особенностей ребёнка. На своих занятиях использую новаторские методики: Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, М.АДавыдовой, Н.Г.Коновой, Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной, А.И.Катинене, Е.А.Дубровской, И.Л.Дзержинской, А.В.Кенеман.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, развития и воспитания в своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:
- Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности: кольца Луллия; элементы теории ТРИЗ;
- Личностно – ориентированное развивающее обучение: создание ситуации успеха, метод эмоционального воздействия;
- Система развивающего обучения А.В.Занкова: контрастные сопоставления, моторно-двигательнное, вокальные, цветовое, тактильные уподобления;
- Игровые: музыкально-дидактические игры, музыкально-ролевые игры, имитационные;
- Внутрисадовский контроль и мониторинг в образовательном процессе;
- Применение средств ИКТ;
- Здоровьесбережение и укрепление здоровья
- Музыкальное воспитание по системе Д.Б.Кабалевского.
Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Одной из оздоровительно- профилактической задач, которая стоит передо мной - это создание оптимальных условий в период пребывания ребёнка в детском саду.
Работая над проблемой здоровьесбережения ставлю и решаю следующие задачи:
1) Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания (обучаю с помощью музыки менять ритм дыхания, провожу дыхательную и артикуляционную гимнастку).
2) Обучаю навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, (моделировать своё эмоциональное состояние).
3) Охраняю детский голос от перегрузок (провожу комплекс оздоровительных упражнений для горла).
4) Способствую, оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата, формирую правильную осанку (коррекция неправильных и лишних движений).
5) Социализирую ребёнка, (профилактика эмоциональных зажимов, напряжения и стрессов).
За годы работы накоплен и систематизирован обширный методический материал: специальная музыкальная литература по всем возрастным группам, перспективные планы воспитательно-образовательной работы, разработанные для всех возрастных групп с учётом преемственностью между ними и возрастных особенностей дошкольников, сводные таблицы по итогам диагностики, аналитические отчёты о проделанной работе за последние три года.
Систематически повышаю свой музыкально-педагогический уровень, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство. С 2003 г. являюсь руководителем РМО музыкальных руководителей Новохоперского района. За эти годы провела более 20 методических объединений по вопросам теории и методики музыкального воспитания, провожу индивидуальную работу и адресную помощь по интересующим проблемам музыкального развития, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно-образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками,. инновационные технологии, регулярно знакомлюсь с новинками методической литературы. В 2013году прошла дистанционные курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Юридическое, психологическое и организационное обеспечение ФГОС в системе дошкольного образования»
Результаты педагогической деятельности:
В своей работе я с малых лет создаю условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к классической музыке, формирую вокально-хоровые навыки и реализую творческие способности детей в театрализованной деятельности. Самое важное – дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, взаимосвязь. Главное, что я вовлекаю ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной и театрализованной деятельности, учитывая индивидуальные, возрастные и личные особенности каждого ребёнка. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. У детей сформированы знания, умения и навыки, соответствующие каждому возрасту. Важно пробудить творческую активность и развить музыкальные способности ребёнка
Работая над развитием музыкальных и творческих способностей детей, необходимо изучать уровень их музыкальных особенностей во всех видах музыкальной деятельности, фиксировать и оценивать полученный результат. Для этого я анализирую, отслеживаю, сопоставляю результаты наблюдения и диагностики, это позволяет адаптивно корректировать процесс обучения и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.
Результаты диагностики:
Учебный год | Группа | Уровень развития музыкальных способностей. | ||
низкий | средний | высокий | ||
2010-2011 | I мл.гр. | 30% | 50% | 20% |
II мл.гр | 20% | 50% | 30% | |
Средняя гр. | 15% | 50% | 25% | |
Старшая гр. | 5% | 30% | 65% | |
Под. Гр. | ----------- | 30% | 70% | |
2011-2012 | II мл.гр | 25% | 50% | 25% |
Средняя гр. | 15% | 50% | 35% | |
Старшая гр. | 5% | 40% | 55% | |
Под. гр. | ------------ | 30% | 70% | |
2012-2013 | Средняя гр. | 10% | 50% | 40% |
Старшая гр. | 40% | 60% | ||
Под. гр. | ------------- | 20% | 80% |
Наблюдение, диагностика уровня развития музыкальных способностей детей, мониторинговые исследования, проектирование показывают, что дети имеют высокий уровень развития музыкальных способностей, и способности эти развиваются целенаправленно и динамично. По результатам диагностики 20% детей имеют средний уровень развития музыкальных способностей; 80% детей – высокой уровень развития
Занимаясь с детьми по своим направлениям музыкально-педагогической деятельности, в процессе наблюдения и анализа я получила следующие результаты:
- Дети в процессе музыкальной деятельности стали проявлять повышенный интерес к слушанию музыки, расширился их «интонационный словарь».
- У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
- Использование в работе с детьми комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повысился уровень сформированности певческих навыков и исполнительской культуры.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, активность, инициатива, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета сказки, сценки, игры и характера персонажа (в движении, речи).
- У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
8.У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей, развлечений, праздничных утренников, православных праздников, музыкально – литературных композиций, вечеров классической музыки, выступление и участие детей на районных и муниципальных мероприятиях. Поддерживаю тесную связь с педагогами МКОУДОД НДШИ. И работаю по проблемам преемственности образовательного процесса. Выпускники нашего детского сада ежегодно поступают на фортепианное, народное и художественное отделение этой школы, закончив обще-эстетическое отделение НДШИ, которое 5 лет действует на базе нашего детского сада. Ежегодно проводятся отчетные концерты школы искусств участниками, которых являются воспитанники МКДОУ.
Успех музыкального воспитания во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретённого в детском саду.
Моя многолетняя работа в этом направлении показывает что, для организации плодотворной связи детский сад – семья необходимо чёткое, целенаправленное руководство. И осуществляет такое руководство музыкальный руководитель при активной помощи воспитателя.
Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию.
Мероприятия | I младшая группа | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Праздники и досуги | «Праздник Осени» «Новый год» «8 марта» | «Праздник Осени» «Новый год» «8 марта» | Праздник Осени» «Новый год» «23 февраля» «8 марта» | Праздник Осени» «Новый год» «23 февраля» «8 марта» | Праздник Осени» «Новый год» «23 февраля» «8 марта» Выпускной вечер |
Участие в педагогическом процессе | Изготовление костюмов; Разучивание стихотворений; Покупка подарков родителями; Изготовление украшений для группы и музыкального зала; Совместное чаепитие; Исполнение ролей родителями на утренниках; Совместное исполнение песен и танцев; Участие в хороводах и играх. | ||||
Консультирование | «Что такое музыкальность?» « Роль музыки в жизни детей раннего возраста» | « Ваш ребёнок на музыкальных занятиях» «Какую музыку можно слушать ребёнку» | Преемственность образовательного процесса по формированию музыкальной культуры ребёнка» | ||
| |||||
Родительское собрание | «Участие ребёнка в развлечениях и праздничных утренниках» «Музыкальные способности дошкольника» | ||||
Анкетирование и тестирование | «Музыка в нашем доме» «Праздник глазами родителей» | «Моя музыкальная коллекция» «Музыкальный руководитель глазами родителей» | |||
Беседы и лекции | «Мы уже большие» | «Наши успехи» | |||
Дни открытых дверей | «Удовлетворение потребностями МКДОУ в музыкальном образовательном процессе» |
Сложность моей профессии состоит в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто широко образованным человеком, но и личностью. Моя профессия требует постоянного совершенствования: личности, музыкальных интересов, творческих способностей. Владеть инструментом, голосом, дирижёрскими умениями представляет собой ещё не полный «багаж» знаний, как любой грамотный музыкант, я знаю музыкальную литературу и историю музыки. Накопленный мною музыкальный опыт в сочетании со знаниями предметов психологии и педагогики, являются результатом моего педагогического труда, поиска и постоянного совершенствования.
Я люблю свою работу, люблю детей, и дети чувствуют это. Мне нравится, когда дети приходят в музыкальный зал с улыбкой на лице, когда им от общения с музыкой, с другими детьми и педагогами, комфортно, спокойно и весело.
Всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям и коллегам. Но наряду с этим качеством, лучшим качеством педагога считаю, исполнительность и заинтересованность в своём деле.
За свою педагогическую деятельность была награждена:
1.Почётная грамота главного управления образования Воронежской области
Приказ главного управления образования № 500-к от 12.12.2008г.
2.Грамота комитета по образованию Администрации Новохопёрского района
Приказ комитета по образованию №82 от 14 .10.2002г.
3. Грамота Администрации Елань – Коленовского городского поселения в
номинации «Трудовая доблесть нашего посёлка»
4. Положительные отзывы от родителей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ музыкального руководителя ДОУ
В данном документе отражены результаты работы музыкального руководителя ДОУ с детьми, педагогами, родителями воспитанников. Материал будет полезен при аттестации....
САМОАНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...
Самоанализ деятельности музыкального руководителя по построению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в соответсвии с ФГОС ДО"
Данный самоанализ был представлен на муниципальном конкурсе "Предметно-развивающая среда ДОУ"...
Самоанализ музыкальной деятельности комплексного занятия в старшей группе «Цветочки». Музыкальный руководитель Белякова Т.М.. Тема: «Семеновская матрешка».
Тема: «Семеновская матрешка».Дата проведения: 15.02.2018Цели: приобщение детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на...
Самоанализ музыкального руководителя МБДОУ№77 г.Калуга
Самоанализ музыкального руководителя МБДОУ№77 г.Калуга 2020-2021 учебный год....
Самоанализ музыкального руководителя мбдоу
Самоанализ музыкального руководителя мбдоу 2020-2021 год....