Самоанализ музыкального руководителя ДОУ
материал на тему

В данном документе отражены результаты работы музыкального руководителя ДОУ с детьми, педагогами, родителями воспитанников. Материал будет полезен при аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_deyatelnosti_muzykalnogo_rukovoditelya.docx35.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МБДОУ детский сад №118 г.Бикин.

Я, Гоцеюк Римма Назарходжаевна, работаю  в МБДОУ детский сад №118 г.Бикина с 2003г. в должности музыкального руководителя. Работу планирую с опорой на Основную образовательную программу на основе комплексной программы «Детство» (З.И.Михайлова, Т.И.Бабаева, Г.А.Гогоберидзе) и дополнительных методических пособий «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (А.Н.Зимина), «Музыкальное воспитание в детском саду» (Н.А.Ветлугина),  «Театр-творчество дети» (Н.Ф. Сорокина, Л Г Милонович),

а также применяю технологии:

Здоровьесберегающие и игровые технологии

- логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапия, этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной);  

-дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

-речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением песен использую чистоговорки, логопедические распевки, народные заклички,  на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого

онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.

-ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы.

Наряду с этим я изучила авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.  Обучение с использованием этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

В своей педагогической деятельности я применяю и такие педагогические технологии: технология А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», которая является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.  

Для наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев песен. Дети с легкостью вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки.

Использую морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента или новой подвижной игры. По горизонтали - картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения музыкальных инструментов, на соединении осей координат получается новый инструмент или новая игра, придуманная детьми.

Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. 

С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях, разученных песнях и музыкально ритмических движениях.  Круг Луллия сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. В разделе музыкально-ритмические движения круги использую так: круг первый – сказочные герои, второй –движения в виде символов. При совмещении секторов, дети выполняют движения в характере выпавшего героя.  

Метод «Ассоциативная аналогия».

Этот метод развивает фантазию, мышление, воображение, ассоциативность. Работа с аналогиями по цвету оказалась наиболее доступной. Такие эмоциональные состояния, как радость, удовольствие, восторг сочетаются в представлении детей с яркими и светлыми тонами - мак, солнце; грусть, печаль–цвет дождя, тучи; покой–цвет луга, леса, а злость ассоциируется с чёрным цветом – чёрная кошка, грязь. Предлагаю детям карточки с ассоциативными аналогиями (веточки деревьев, цветы, картинки с изображением времен года и т.д.), которые можно применять после прослушивания музыки, песен. Например, после прослушивания произведения «Клоуны» муз. Д. Кабалевского, дети отыскивают нужную карточку, соответствующую характеру произведения (веточку сосны, розу с шипами).  

Метод «Эмпатии»

Эмпатия может быть выделена как наиболее сильный вид аналогии, в её основе лежит принцип отождествления себя с рассматриваемой или представляемой ситуацией. После прослушанной музыки дети вживаются в образ героя, передают движениями, мимикой, жестами, свои эмоции. Они перевоплощаются в движениях в смелого,   преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» музыка Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе композитора П.И. Чайковского «Жаворонок».  

Метод «Мозгового Штурма»

Он направлен на активизацию мыслительных операций, развития ассоциативных связей как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, предлагается детям подобрать как можно больше слов, характеризующих музыку (веселая, радостная, солнечная, плясовая, жизнерадостная, прыгающая, веселая шутливая, скачущая, бойкая, смешная, сверкающая и т.д.).  Следующая ситуация: нужно придумать и исполнить музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что делать? Дети придумывают, как можно из подручных материалов и различных предметов сделать инструменты. Вместо барабана использовать майонезное ведро или сидение стула, вместо палочек – карандаши.

Метод «Символическая аналогия».  

При разучивании песен дети сами придумывают ассоциации к тем или иным

словам песни, схематично изображают их вместе с педагогом, тем самым помогают легко запоминать их. Этот метод так же помогает детям лучше запомнить танцевальные движения и использовать их в импровизационных плясках. Например: нарисованная пружина символизирует движение «пружинка», нарисованные сапожки «выставление пяточки» и т.д. Для развития музыкального слуха, речи, творческого воображения, памяти, коммуникативности, использую в своей работе игры: «Хорошо – плохо», «Данетка», «Определи по ритму», «Портрет».

Информационно-коммуникативные технологии

Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности мне помогает использование пакета Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word другие приложения: Power Point для презентации, Publisher для оформления обложек, титульных листов.  Он позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. А также средства Microsoft Office Document Scanning для сканирования, распознавания и обработки текстов и изображений.

В процессе аранжировки музыкального сопровождения к мероприятиям и создания аудиофайлов я использую программу Nero 8 и ее приложение Nero Wave Editor.  

Возможно при подготовке и проведении музыкального занятия использование готовых программных продуктов: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным».

Вся необходимая документация, консультации для педагогов и родителей, отчет на конец года также выполняется при помощи ПК.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную  систему  работы ДОУ.  С их помощью дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дети учатся  не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности.

Применение инновационных технологий в педагогическом процессе  способствует  наиболее полному  раскрытию  внутреннего потенциала  возможностей  каждого ребенка с ограниченными возможностями,  развивает ценные социальные и коммуникативные  навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей данной категории к обучению в школе.

В своей профессиональной деятельности я использую различные формы работы.

НОД  проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической  нагрузки и проводится по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

4. Развитие чувства ритма, музицирование.

5. Активное слушание музыки.

6. Пение.

7. Танцы, хороводы,  игры.

8. Релаксация.

9. Прощание.

Повторяющаяся структура НОД помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы: творить, помогать другим участникам и  радоваться их успехам и удачным находкам. Главное и самое важное – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Во время НОД как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей, использую  различные игровые и танцевальные упражнения. А для активизации творческой активности изготовила и применяю серию  музыкально-дидактических  пособий: «Звучащий кубик» (развитие певческого диапазона); «Музыкальный паровоз» (развитие чувства ритма и творческого музицирования); «Веселые картинки» (формирование чувства ритма); «Чистюля гном» (развитие чувства ритма посредством ритмодекламации); «Овощи» (развитие музыкальности, речеслуховой памяти); «Песенка дождя»  (развитие  ритмической импровизации); «Фруктово-ягодный компот» (развитие творческого музицирования), «Три медведя» (развитие тембрового восприятия музыки), «Музыкальные перчатки», «Музыкальные грибочки» (развитие чувства ритма), «Музыкальная лестница» (знакомство с нотным станом, коррегирующая гимнастика для ног) и другие.

Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей. Для прогулок  мы используем «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Я использую музыкальное сопровождение при проведении утренней гимнастики, занятий физкультурой, что значительно повышает качество выполнения упражнений, характерных движений, организует детей, помогает повысить настроение, взбадривает.

Во взаимодействии с детьми я использую демократичный, принимающий стиль взаимодействия, применяю партнерскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю   личность  каждого ребенка и стараюсь сохранить необходимую  дистанцию  комфортности для осуществления контакта с ребенком, не нарушая при этом его личного пространства (этому способствует размер и планировка помещения, расстановка мебели и оборудования, большое свободное пространство зала).

Но развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям пространственно-развивающей среды.

Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием - музыкальными игрушками и инструментами, музыкально -дидактическими пособиями и играми, игрушками - самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (баяном), где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги. В нашем музыкальном зале имеются и используются в работе с детьми разные средства ТСО: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, микрофоны, электронное пианино, аудиомагнитофон. Также в зале хранятся, применяемые в работе, дидактические пособия, игры, музыкальные инструменты для детей, разные виды театра, игры- забавы, аттракционы, атрибуты для музыкально-ритмической деятельности и элементы костюмов. В музыкальном зале находится и физкультурное оборудование, которое я также использую в своей работе: мягкие модули, мячи, кегли, кубики, флажки, шары, ленты, обручи и многое другое. Пространство музыкального зала я использую, применяя принцип зонирования помещения (пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр -  в одной зоне, где находится аппаратура и скамейки, стулья, стол, а  музыкально-ритмические движения – в другой зоне, где для такой деятельности имеется достаточно свободного пространства).

Оборудование музыкального зала, расположение мебели, игрового и прочего оборудования отвечает требованиям техники безопасности (шкафы устойчивы, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья без слишком острых углов), пожнадзора (наличие эвакуационного выхода, огнетушителей, кнопки АПС, огнеупорного линолиума), санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, соблюдается световой режим, своевременно перед каждым занятием проводится влажная уборка и проветривание помещения), физиологии ребенка, принципам функционального комфорта, позволяющего детям свободно перемещаться в пространстве, оформление предметно-развивающей среды музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.

Программный материал, дидактические игры, пособия распределены по возрастному принципу. Соблюдаются интересы мальчиков и девочек, не только игровые, но и те, которые они проявляют в музыкальных видах деятельности (в ритмической деятельности – мальчики – танец «Гномики», девочки – «Снежинки», в театрализованной деятельности распределение ролей по половому признаку и т.д.).

При построении и обновлении предметно-развивающей среды музыкального зала я учитываю и  создание условий, способствующих формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства и на зону ближайшего развития (например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и поэтому в старшей группе я предлагаю вниманию детей  музыкально-дидактические игры, развивающие внимание, память, более сложные по объему  и содержанию песни, стихотворения, сценки и пр).

А также учитываю принцип формирования активности у детей. Для чего часто использую переносную магнитную доску, которая может стать и мольбертом, и дидактической основой для игр, показа наглядности.

Методическая литература, специализированные журналы и основная документация по музыкальной деятельности (перспективные планы на все возрастные группы, годовой и календарный план работы с детьми, родителями и педагогами, перспективный план мероприятий, диагностические и оценочные листы, тестовые задания согласно возрастным показателям, направленные на определения уровня музыкального развития дошкольников, картотеки игр), аудио- и видео- материалы  находятся в методическом кабинете, который является для меня и заместителя заведующего по ВиМР общим.

Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей, соответствующая возрасту музыкальная среда. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующей мебелью и пособиями, элементами костюмов (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах.  В каждой группе имеется магнитофон и видеомагнитофон, телевизор, аудиодиски и  кассеты, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки.

Зоны для самостоятельного музицирования мобильны, т.е. дети могут перемещать их по своему усмотрению и использовать атрибуты к музыкальным подвижным играм, наборы самодеятельных шумовых инструментов для детского оркестра, атрибуты для танцевальных движений.

Также в каждой группе оформлен информационный уголок для родителей, в котором систематически размещается информация по музыкальной деятельности (консультации, стихотворный текс разучиваемых песен, стихотворения к праздникам, рекомендации для родителей, аннотации на подборки педагогической и психологической литературы по музыкально-эстетическому воспитанию). Главная цель такой информации – решить следующие задачи:

-сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;

-научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;

-способствовать музыкальному просвещению родителей

Один раз в год я провожу анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

В холле ДОУ также имеется 2 информационных стенда: для родителей и для педагогов. Информация заменяется мною по мере необходимости.

В каждой группе у педагогов имеется папка для консультаций, которую я систематически пополняю консультациями и интересным музыкальным материалом.

Элементы предметно-развивающей среды музыкального зала и кабинета

Наличие методической литературы и специализированных журналов («Музыкальный руководитель», «Колокольчик», «Веселая нотка»)  по музыкальному воспитанию

Детские музыкальные инструменты

Магнитофон, музыкальный центр

Набор аудио и видео записей (популярные детские песни, произведения классической музыки, звуки природы)

Музыкальные игрушки

Музыкально-дидактические игры

Элементы костюмов

Атрибуты для музыкальных игр

Ширма – 2 шт.  Различные виды театров (по возрасту)

Портреты композиторов – 2 комплекта.

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает семья. Взаимодействие и просветительская работа с родителями проводится посредством проведения консультаций, собраний на темы музыкального развития ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями. Неоценима помощь родителей, их поддержка, взаимопонимание в рамках моей кружковой работы с детьми по развитию певческих навыков. Нерегламентированная музыкальная деятельность детей в рамках кружка способствует доброжелательным отношениям между детьми, реализует их творческие замыслы и способности . Здесь я  не обучаю детей, а стараюсь заинтересовать их в слушании знакомой музыки, знакомстве с новыми песнями, побуждаю высказывать  свое отношение к музыке, вовлекаю детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, провожу музыкальные разминки, способствующие развитию голоса, знакомлю с нотной грамотой. Родители не только способствуют развитию активного творческого потенциала детей, но и оказывают помощь в оснащении и подборе музыкально - игрового материала, пошиве костюмов, закреплении репертуара, совместно со мной сопровождают и поддерживают детей во время выступлений на районных мероприятиях.  А это ежегодное участие в районных концертах, посвященных Дню матери, Дню семьи, Дню воспитателя, Дню Победы, 8 марта, 23 февраля; конкурсах детского таланта. Воспитанники вокальной группы «Горошинки» под руководством Риммы Назарходжаевны занимают призовые места в районных конкурсах  «Радуга талантов» и «Хрустальный башмачок»: 2009 год – в номинации «Лучший дуэт» (диплом II степени), 2010 год – в номинации «Лучшая вокальная группа» (диплом I степени), 2011 год – за сольный номер (диплом I степени),  2012 год – в номинации «Лучшая вокальная группа» (диплом II степени). 

В рамках работы кружка я обобщила опыт  по теме «Развитие певческих навыков ребенка дошкольного в ходе кружковой работы в детском саду», способствовала раскрытию творческого потенциала и способностей многих выпускников нашего детского сада, продолжающих и в настоящее время обучаться в Школе искусств города.

Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей, праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его родителей на темы «Рисуем музыку», «Моя любимая песня», лучший самодельный детский музыкальный инструмент.

Также я  уделяю большое внимание    совместной  работе с педагогами ДОУ. Она включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению различных технологий по музыкальному воспитанию дошкольников, участие в педагогических советах, показ открытых занятий. В тесном сотрудничестве работаю с учителем-логопедом (помощь в подборе чистоговорок и другого речевого материала, пальчиковых гимнастик, дыхательной и артикуляционной гимнастик, консультативная помощь в подборе методов работы с детьми-логопатами), инструктором по физическому воспитанию (совместная работа по здоровьесбережению детей, подготовка и проведение общих праздников, мероприятий, занятий, утренней гимнастики), с педагогом-психологом (консультативная помощь в подборе психогимнастик, упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы детей, особенностей работы с гиперактивными, застенчивыми детьми, с детьми-инвалидами, учет индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка), с заместителем заведующего по ВиМР (подбор и приобретение демонстрационного и дидактического материала, методической и специализированной литературы, разработка занятий, планирования, сценариев, материала для консультаций), с заведующим и завхозом (оказание помощи в приобретении необходимого оборудования и дидактического материала), с воспитателями. На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Цель  моей педагогической деятельности – развитие творческой, разносторонне развитой, созидающей личности ребенка. И я считаю, что постепенно, в ходе каждодневной работы с детьми, в тандеме с родителями и специалистами ДОУ, добиваюсь поставленной цели.

На будущее предполагаю изменить развивающее пространство музыкального зала, опираясь на принцип стабильности–динамичности развивающей среды. Для этого планирую вариативное использование предметов (мягкие модули, пуфы, различные дополнительные ширмы, панно на ткани,  изменить общее цветовое решение и оформление помещения, чтобы оно могло трансформироваться по сюжетным линиям - «волшебная», «корабельная» и др.). Также планирую обогатить дидактический и наглядный материал (альбомы, открытки, игры), приобрести настоящие детские музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...

Самоанализ музыкального руководителя ДОО

Анализ педагогической деятельности музыкального руководителя- это  подведение итога работы и оценка качества воспитательно-образовательного процесса....

Самоанализ музыкальной деятельности комплексного занятия в старшей группе «Цветочки». Музыкальный руководитель Белякова Т.М.. Тема: «Семеновская матрешка».

Тема: «Семеновская матрешка».Дата проведения: 15.02.2018Цели: приобщение детей  к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на...

Самоанализ музыкального руководителя МБДОУ№77 г.Калуга

Самоанализ музыкального руководителя МБДОУ№77 г.Калуга 2020-2021 учебный год....

Самоанализ музыкального руководителя мбдоу

Самоанализ музыкального руководителя мбдоу 2020-2021 год....