"Следуя идеям Монтессори"
статья по теме
Эссе о важности использования идей Монтессори в практике ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
votinova.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Следуя идеям Монтессори
«Какой не самостоятельный!” – можно услышать такое высказывание не только о ребенке, но и взрослом человеке. Истоки неблагополучия следует искать в детстве.
Самостоятельность – одно из важнейших качеств, необходимых для жизни. А что такое самостоятельность? Обратимся к словарю Д.Н. Ушакова - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность, по мнению Монтессори, это свобода, а человек, зависящий от другого, не свободен.
Стремление к самостоятельности заложено в ребенке природой. От первых самостоятельных движений - к ходьбе, бегу, умению кушать, одеваться и т.д. Часто малыш требовательно заявляет «Я сам!», но слышат ли взрослые, его призыв? «Ты долго будешь делать!», «Мне некогда!», «Не надо, испачкаешься!», «Разобьешься!» И если детская инициатива не находит поддержки, то стоит ли удивляться, что ребенок вырастет ленивым, безразличным, пассивным. В школе такой ученик не будет справляться с заданиями, а на работе считаться нерадивым сотрудником. В итоге, человек в будущем не будет счастлив.
«Мы должны учить детей ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и опускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Все это – этапы воспитания в духе независимости» – пишет Мария Монтессори.
Любопытство, любознательность подталкивают ребенка к самостоятельности. От простого наблюдения за мамой и папой, интереса к их деятельности - к подражанию и самостоятельности. Особенно данное новообразование характерно для детей третьего года жизни. Разъясняю родителям: просто сидеть на месте без действий, послушной игрушкой, ребенок не может. Для него важно быть активным, интересоваться, что происходит вокруг. Мир так велик, рядом столько непознанного и необычного!
Рекомендую молодым мамам и папам, наблюдать, исследовать, изучать окружающий мир вместе с ребенком. Если ребенку нужна помощь, то лучше всего включиться в игру малыша. Своевременная подсказка не будет сдерживать активность, напротив, побуждает ребенка к действиям, следовательно, способствует развитию.
Кредо М. Монтессори – гуманная педагогика. Она призывала предоставлять ребенку право самостоятельно познавать мир, приходить на помощь по мере необходимости. Педагогам известно, как трудно формировать у детей навыки социального поведения. Конфликты в детской среде – обычное дело, т.к. у малышей нет опыта общения. Ситуацию разрешаю, используя прием Монтессори: на первом этапе необходимо прояснить чувства ребенка, на втором – отреагировать, но вставать на чью-либо сторону нельзя.
- Людмила Ивановна, - жалуется ребенок, - меня Саша облил краской.
- Тебе понравилось? Ты сказал ему об этом? Пойдем и скажем ему об этом.
- Саша, мне не понравилось, что ты облил меня краской.
- Другого не обливают краской, если ему это не нравится».
Здесь нет наказания, т.к. наказание убивает развитие. Дети сделают выводы сами. Не зря основной принцип Монтессори звучит таким образом – «Помоги мне это сделать самому».
Много внимания М. Монтессори уделяла разработке и созданию дидактических пособий. Всем известен «золотой материал», который до сих пор пользуется большим спросом. Привлекая своей новизной, втягивая детей в процесс познания, неоднократные упражнения с дидактическими играми и игрушками способствуют формированию умений и навыков. Сейчас нет недостатка в развивающих материалах для детей, т.к. многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, следуя идеям М. Монтессори, продолжают разрабатывать и совершенствовать дидактические пособия. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются различные шнуровки, «баночки с секретами», в которых находятся мелкие предметы, «шумящие коробочки», пипетки, шарики для игр с водой, прищепки для развития руки. Воздействуя на органы чувств – развиваем интеллект. После игры – обязательное условие, убрать игрушки на место.
В последнее время огромное внимание уделяется совместной деятельности ребенка и взрослого в свете модернизации дошкольного образования. Взаимодействие взрослого с ребенком способствует не только формированию знаний, умений, навыков, но и развитию, в том числе самооценки, что важно для всей дальнейшей жизни. «Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистыми», «Наташа, ты такая умница, как красиво заправила кроватку!». Поддержка малыша в виде похвалы – огромный стимул к самостоятельному выполнению действий, ориентация к успеху, и я стараюсь создать все условия для наибольшего раскрытия возрастного потенциала ребенка.
Следует открывать для себя секреты М.Монтессори, т.к. это приносит несомненную пользу не только в познании премудрости педагогики, но обеспечивает успешное развитие маленьких граждан. Идеи М.Монтессори, шагая из одного столетия в другое, живут и переходят в надежные руки воспитателей 21 века.
Литература:
- М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Уборка опавших листьев" по следам Марии Монтессори
Методическая разработка по организации деятельности воспитанников группы детского сада по системе М.Монтессори. Опыт работы...
Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.
Введение в Монтессори педагогику....
СООТВЕТСТВИЯ М.МОНТЕССОРИ ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отражены основные направления системы М.Монтессори, соответствующие основным принцыпам и подходам ФГОС ДО....
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....
Открытое образовательное мероприятие по Монтессори в старшей группе, по направлению «Познавательное развитие» по системе М. Монтессори .
Важно предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка в свободной деятельности. Подгот...