Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.
презентация по коррекционной педагогике на тему
Введение в Монтессори педагогику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст к презентации | 24.1 КБ |
Презентация | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
«Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда»
Слайд 1
«Помоги мне сделать это самому».
Важнейший принцип, лежащий в основе монтессори-педагогики, можно сформулировать очень просто. Если у вас есть интересное дело, и вам ничего не мешает, вы будете успешно и эффективно заниматься этим делом, и при этом не мешать другим. Всё.
В монтессори-группе дети занимаются тем и тогда, чем и когда им это интересно.
Монтессори-группа дает замечательную возможность исследования огромного количества специально разработанных объектов, в условиях минимального количества запретов. У ребенка сохраняется возможность ориентироваться на свои интересы, понимать себя. При этом поддерживается и развивается именно присущая ребенку возможность получения удовольствия от познания, а не от похвалы наблюдателя.
Слайд 2
Родилась Италии. Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.
Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.
Методика Монтессори - Это часть философско-педагогической системы Марии Монтессори.
Суть её в том, что зная о законах естественного развития ребенка взрослые создают специально подготовленную культурно-развивающую среду. Все материалы в ней - автодидактичны, и они имеют точное назначение и способ показа ребенку, механизмы самоконтроля. Методика раннего развития Монтессори опирается на интерес и сенсорные ощущения ребенка. Признавая индивидуальность и уникальность каждого ребенка методика М.Монтессори обеспечивает детям свободу выбора, свободу общения и передвижения, в то же время это точные правила свободной работы с материалом и взаимоотношений в разновозрастной детской группе. Мария Монтессори создала методику, позволяющую детям получить опыт и знания в самых разных областях жизни - от обслуживания себя до сложных действий с многозначными числами в математике, чтения с пониманием и грамматики в языке, физических опытов и лент времени.
Слайд 3
Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Слайд 4
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Слайд 5
Монтессори класс
В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
Слайд 6
Монтессори среда
Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих зон:
- Зона упражнений практической жизни (УПЖ)
- Сенсорная зона
- Зона русского язык - Зона математики - Зона «космоса»
Слайд 7
Зона упражнений практической жизни
Понаблюдайте за трехлетним, выполняющим простейшую работу: шнурующим ботиночки, переливающим компот из кружки в миску или застегивающим пуговицы. Он концентрируется, смотрит вглубь себя. И, кроме того, незаметно упражняет обычные человеческие умения. Ребенок поднимает, носит, пересыпает, взвешивает, наблюдает, приводит в порядок. Он учится жить осмысленно, с внутренним расположением к окружающим его людям и вещам. Детям доставляет особенную радость, например, звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Они могут долго-долго, захватывая в кулачок горсть гальки, опрокидывать ее в деревянную, глиняную плошку или глубокую тарелку. Галька – это совершенно особый материал для работы ребенка. Когда он берет в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его пальчиков. С не меньшим удовольствием дети пересыпают зерно или ту же гальку с помощью столовой ложки
Материалы для общеподготовительных упражнений
Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе
К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире
Мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.
Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими
Слайд 8,9, 10 –фото
Слайд 11
Сенсорная зона
Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:
Материалы для развития зрения
Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти — 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.
Для развития цветового зрения — коробки с цветными табличками.
Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.
Материалы для развития осязания
Для различения на ощупь структуры поверхности — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.
Материалы для различения температуры и теплопроводности
Тепловые баллончики и тепловые таблички.
Материал для развития барического чувства (различения веса)
Весовые таблички.
Материал для развития вкуса
Вкусовые баночки.
Материал для развития обоняния
Коробочки с запахами.
Материал для развития слуха
Шумящие цилиндры.
Материал для развития мускульной памяти
Цилиндры с пружинками.
Слайд 12,13, 14 –фото
Слайд 15
Зона русского язы Материал для расширения словарного запаса
Классификационные карточки с обобщением.
Материал для развития фонематического слуха
Наборы мелких предметов, звуковые игры.
Материалы для подготовки руки к письму
Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.
Материал для знакомства с письменными буквами
Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма. Материал для написания слов Большой подвижный алфавит.
Материал для чтения
Серии из карточек, наименований предметов , списков слов, предложений, книжек.
16-фото
Слайд 17
Ребенку как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь он получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Слайд 18
Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.
Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.
Слайд 19 фото
Слайд 20
Зона космоса фото
Слайд 21
Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.
Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
Слайд 22
Двигательные умения
Слайд 23
Круг
Слайд 24
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Показ презентации из зоны УПЖ «Рамка с бантами».
Показ рамок с пуговицами, молнией, застежками, шнуровкой, липучками, кнопками.
Внести предложение расположить рамки в группах детского сада. Обучить воспитателей презентациям, с предполагаемым в дальнейшем показом для детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика Марии Монтессори Родилась в Кьяравалле (Италия). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.
Методика Марии Монтессори Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Методика Марии Монтессори Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Монтессори-класс В методе Монтессори нет классно-урочной системы , вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
Монтессори - среда Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих зон : - Зона упражнений практической жизни (УПЖ) - Сенсорная зона - Зона русского языка - Зона математики - Зона «космоса»
Зона упражнений практической жизни Материалы для общеподготовительных упражнений Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов. Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире Мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими
Зона упражнений практической жизни
Зона упражнений практической жизни
Зона упражнений практической жизни
Сенсорная зона Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп: Материалы для развития зрения Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти — 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития цветового зрения — коробки с цветными табличками. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы. Материалы для развития осязания Для различения на ощупь структуры поверхности — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью. Материалы для различения температуры и теплопроводности Тепловые баллончики и тепловые таблички. Материал для развития барического чувства (различения веса) Весовые таблички. Материал для развития вкуса Вкусовые баночки. Материал для развития обоняния Коробочки с запахами. Материал для развития слуха Шумящие цилиндры. Материал для развития мускульной памяти Цилиндры с пружинками.
Сенсорная зона
Сенсорная зона
Сенсорная зона
Зона русского языка Материал для расширения словарного запаса Классификационные карточки с обобщением. Материал для развития фонематического слуха Наборы мелких предметов, звуковые игры. Материалы для подготовки руки к письму Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги. Материал для знакомства с письменными буквами Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма. Материал для написания слов Большой подвижный алфавит. Материал для чтения Серии из карточек, наименований предметов , списков слов, предложений, книжек.
Зона русского языка
Зона русского языка Ребенку как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь он получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Зона русского языка Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.
Зона русского языка
Зона космоса
Зона космоса Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
Двигательное развитие
Монтессори круг
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по английскому языку с элементами Монтессори-педагогики
Данная статья показывает, как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в обучении дошкольников английскому языку....
Занятия по английскому языку с элементами Монтессори-педагогики
Эта статья показывает, как можно разнообразить занятия по английскому языку среди детей старшего дошкольного возраста, какие Монтессори-материалы при этом можно использовать....
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.
Одна из особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики: по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...
Чем поможет Монтессори-педагогика детям с ограниченными возможностями здоровья?
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами Монтессори-педагогики....
Конспект дидактических игр по Монтессори – педагогике во второй младшей группе На тему: Встреча на круге. Упражнение в тишине. Дидактические игры –« Розовая башня. Биологический и геометрический комод .Шумящие коробочки .Вкусовые баночки. Этюд «Вкусные к
Цель игры :Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи , формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур ,развитие слуха, вкусовых каче...
Консультация для родителей «Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании»
Суть методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами. ...
Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...