Проект на 2013-2014 учебный год «Особый ребенок»
методическая разработка по теме

Лизунова Мария Владимировна

                        Проект направлен на привлечения всех специалистов дошкольного учреждения для коррекционной работы с детьми со сложным дефектом.  

Детский церебральный паралич – одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности. Детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным нарушением опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Педагогам нужно вместе с родителями и  врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка.. Детям необходима  коррекционная  работа направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у  него нежелательных  личностных  черт,  таких  как  упрямство,  раздражительность, слезливость,  неуверенность,  боязливость  и  т.п.  Необходимо   формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать  активность  и  разнообразие интересов. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику, массаж. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены,  а также других бытовых навыков. Ребенок должен  твердо  знать,  что  он  имеет обязанности,  выполнение  которых  значимо  для  других     и стремится  справляться  с  ними.  Постоянное  соблюдение  режима,  спокойная доброжелательная обстановка способствуют укреплению нервной  системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на 2013-2014 учебный  год «Особый ребенок»

Проблема: Сложность осуществления субъектных (партнерских)  отношений при организации образовательного процесса в группе со сложным дефектом. Цель:

 Создание системы взаимодействия с детьми всех участников образовательного процесса, на основе субъектных отношений в разновозрастной группе  детей со сложным дефектом.

Задачи:

  1. Изучить индивидуальные особенности психофизических особенностей детей.
  2. Изучить интересы, потребности ребенка в различных бытовых и игровых ситуациях взаимодействия со взрослыми.
  3. Разработать систему приемов направленных на взаимодействие с ребенком, как субъектом отношений.
  4. Использовать традиционные и инновационные формы взаимодействия с родительской семьей воспитанников для их вовлечения в образовательный процесс.
  5. Определить формы и виды доступной  детской деятельности для воспитанников группы со сложным дефектом при взаимодействии со взрослыми и другими  детьми как субъектами отношений.
  6. Создать условия для организации без барьерной  среды воспитанникам группы в образовательном пространстве детского сада.

мероприятие

Сроки их выполнения

Участники образовательного процесса

Блок №1

Организационный

1

Диагностика:

  • Изучение психофизических и индивидуальных особенностей детей (паспорта здоровья).
  • Изучение интересов, желаний, потребностей ребенка в различных бытовых и игровых ситуациях при взаимодействии со взрослыми.
  • Выявление зоны ближайшего развития ребенка.

Сентябрь

Врач-педиатр, врач-невропатолог, учитель-дефектолог, воспитатель, педагог- психолог.

2

Разработка индивидуальных маршрутов для детей ОВЗ

Сентябрь

Учитель-дефектолог, воспитатели.

3

Комплексно-тематическое планирование.

В течении года

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.

4

Разработка приемов, направленных на взаимодействие с ребенком, как субъектом отношений (с опорой на сведения из паспорта здоровья и диагностического обследования)

В течении года

Врач-невропатолог, учитель-дефектолог, воспитатели, педагог- психолог.

5

Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям

В течении года

Учитель-дефектолог, воспитатели.

6

Подбор и дифференцировка форм и видов детской деятельности, доступной для воспитанников группы со сложным дефектом, в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В течении года

Врач-невропатолог, учитель-дефектолог, воспитатель, педагог- психолог.

Блок №2

Взаимодействие с детьми

1

Праздник «В осеннем кафе», с участием родителей в музыкальном зале.

Октябрь

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

2

Выставка поделок из природного материала  «Чудесные превращения», посещение выставки поделок детей 3 группы.

Октябрь

воспитатели.

3

Досуг «Мамочка милая моя», посвященный Дню Матери с участием родителей.

Ноябрь

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

4

Совместные занятия психолога и педагогов с детьми в комнате психологической разгрузки.

В течении года

1 раз в неделю

Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели.

5

Праздник «Зимняя сказка» с участием родителей в музыкальном зале.

Декабрь

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

6

Неделя здоровья:

  • Рекомендации врача-невролога для родителей.
  • Организация досуга «Спортивные развлечения с папой»

Февраль

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели, врач-невропатолог.

8

Праздник «Мамочки роднее нет» с использованием  продуктивной деятельности «Открытка для мамы», выход в музыкальный зал.

Март

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

9

Праздник «выпускной вечер»

Май

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

10

Праздник «День защиты детей»

июнь

Музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, воспитатели.

Блок №3

Взаимодействие с родителями

1

Психолого-педагогическое просвещение: консультации специалистов.

1 раз в месяц

Воспитатели

2

Организация семейного клуба « Росточек»: дни рождения, театрализации, народные праздники.

В течении года

Учитель-дефектолог, воспитатели.

3

Беседы за круглым столом (решение проблемных  ситуаций).

В течении года

Все специалисты

4

Оформление газеты к празднику «День Матери», с участием родителей.

Ноябрь

Учитель-дефектолог, воспитатели

5

Оформление газеты « К нам шагает Новый Год», с участием родителей.

Декабрь

Учитель-дефектолог, воспитатели

6

Оформление газеты «Лучше папы друга нет», с участием родителей.

Февраль

Учитель-дефектолог, воспитатели

7

Оформление фотовыставки к празднику мам, с участием родителей.

Март

Учитель-дефектолог, воспитатели

8

Оформление фотовыставки «Чем мы занимались в группе»

Апрель

Учитель-дефектолог, воспитатели

Блок №4

Работа с педагогическими кадрами

1

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Октябрь, май

Все специалисты

2

Обмен опытом «День открытых дверей» для родителей и всех сотрудников ГБДОУ.

Декабрь

Учитель-дефектолог, воспитатели.

3

Тренинг для воспитателей и специалистов «Французские  мастерские».

Февраль

Заместитель заведующего по воспитательно -образовательной работе

4

Консультации врача-невролога, педагога-психолога.

В течении года

Врач-невролог, педагог-психолог.

5

Ознакомление с опытом работы других учреждений, работающих с детьми со сложным дефектом, используя компьютерные технологии.

В течении года

Учитель-дефектолог, воспитатели.

6

Установление взаимодействия с потенциальными социальными партнерами

В течении года

Все специалисты.

7

Самообразование: изучение теоретических вопросов взаимодействия с детьми на основе субъектных отношений

В течении года

Все специалисты

Ожидаемый результат:

  • Создана благоприятная ситуация социального развития социального развития детей.
  • Разработанный паспорт физического психического здоровья воспитанников, использование его взрослыми в процессе взаимодействия с воспитанниками.
  • Картотека приемов, направленных на взаимодействие с ребенком как субъектом отношений.
  • Перечень форм и видов детской деятельности, доступных для воспитанников группы со сложным дефектом в соответствии со степенью ограничения возможности здоровья.
  • Разработанная и реализуемая психолого-педагогическая программа занятий с детьми в комнате психологической разгрузки.
  • Конспекты досугов, праздников, недели здоровья и других мероприятий с непосредственным участием родителей.
  • Консультации специалистов.
  • Фотовыставки и родительские газеты освещающие события, которые отмечаются в группе с детьми.
  • Представление опыта взаимодействия взрослых с детьми со сложным дефектом на основе субъектных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию в первой младшей за 2013-2014 учебный год "Сенсорное развитие ребенка".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

План работы в проекте "Классическая музыка в детском саду" в 2013-2014 учебном году

План работы в проекте "Классическая музыка в детском саду" в 2013-2014 учебном году включает в себя мероприятия, проводимые педагогами ДОУ, педагогами ДШИ, дома культуры и посещение музеев и татров....

Результаты мониторинга оценки качества образования за 2012-2013 у.г., 2013-2014 у.г

Результаты мониторинга оценки качества образования...

2013-2014 Дидактический материал к проекту "Хочу быть здоровым"

Интегрированные занятия   Тема, цельСроки1«В домике здоровья»Цели: Дать детям элементарные представления о пользе утренней зарядки, о ценности своего здоровья. Воспитывать у...

2013-2014 Беседы с детьми к проекту "Хочу быть здоровым"

Беседы с детьми«Беседа о здоровье и чистоте».«Мое здоровье – мое богатство»«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»«Гигиена всем полезна»....

Городская установочная конференция "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-2014 г.

Представляю отчет о Городской уствновочной конференции "Открытие стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья" 2013-201...