КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ». (2013-2014 г).
рабочая программа (младшая группа) на тему
Концептуальные идеи нашли свою основу из теории О.С. Газмана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Видуто | 140.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА.
«ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ».
(2013-2014 г).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
детский сад № 134
«Морячок» г. Брянска
Воспитатель первой квалификационной категории
Видуто Елена Алексеевна (стаж работы 5 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
АКТУАЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСНО ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»:
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта (ФГОС) по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В первые пять лет жизни ребенка закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и либо наличие, либо отсутствие символов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Особенно важно знакомить ребенка со своеобразным «эмоциональным букварем», учить пользоваться им как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания состояния других.
Таким образом, на сегодняшний день осуществлять социально-коммуникативное развитие дошкольников актуально и продуктивно.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.
В процессе педагогической деятельности можно отметить, что с каждым годом все больше проблем возникает с развитием у детей речи, навыков общения, поведенческих норм. Анализ детского поведения, показывает, что воспитание сегодня отстаёт от реальных потребностей общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-коммуникативному направлению, как с детьми, так и с родителями, а так же оснащения группы необходимым материалом.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Данная программа предполагает собой основные формы, приемы и методы педагогического воздействия в формировании социально – личностного развития ребенка в младшем возрасте. Так как, младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время закладывается фундамент к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
ИЗ ИСТОРИИ:
Концептуальные положения о педагогике поддержки были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им еще в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки. Предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования личности).
Исходя из теории О.С. Газмана, в воспитании и образовании дошкольников можно использовать 4 тактики педагогического воздействия на малые группы испытуемых: ТАКТИКА ПОМОЩИ, ЗАЩИТЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОДЕЙСВИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учебный год
в первой младшей группе – с 2013- по 2014 год.
ТРИ ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I ЭТАП – научно – познавательская деятельность
II ЭТАП - практико - ориентированная и образовательная деятельность
III ЭТАП – итоги и результаты
Первый этап – изучение по данной теме научных трудов современных педагогов педагогами и родителями дошкольников на основе консультаций и изучения представленной наглядной информации.
Второй этап – разработка, в соответствии с принципами педагогики поддержки план работы на год по социально – личностному развитию младшего дошкольника; выделить группы детей с проблемами личностного развития. Поиск наиболее подходящих методов и приемов педагогического воздействия. Апробирование и мониторинг первой младшей группы детского сада №134 «Морячок».
Третий этап – состояние реализации проекта, подведение итогов.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЦП
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание в первой младшей группе, в процессе обучения и воспитания, условий, способствующих позитивной социализации, развитию свободной личности дошкольника.
Задачи для дошкольников:
- обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- воспитание интереса к окружающим людям;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми людьми;
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и др.) ;
- развитие у детей речевых средств общения, а так же творческих способностей и воображения в процессе игрового общения,
Задачи программы для педагога:
- Воспитание в современном педагоге любви к ребенку, безусловного принятие его как личности, душевной теплоты, отзывчивости.
- Формирование умения у педагога видеть и слышать, прощать, быть терпимым.
- Формирования навыков диалогового общения с детьми, умение говорить по-товарищески, без панибратства, слушать и услышать.
Ожидаемый результат:
- формирование внутренней потребности личности дошкольника в непрерывном совершенствовании и реализации своих творческих возможностей;
- развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей эстетическому воспитанию личности и формированию ее ценностных ориентиров, обеспечение материальной базы;
- создание банка научно-методических разработок по вопросам педагогики поддержки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I ЭТАП
2013 - 2014 учебный год.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
ЦЕЛЬ: Повышение уровня квалификации в вопросах поддержки дошкольников, поиск путей решения, задачи педагогической поддержки с учетом здоровьесберегающей технологии. |
| Сентябрь |
ЦЕЛЬ: Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме педагогической поддержки детей в современном обществе. |
| Октябрь |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
| Январь | |
ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей в вопросах социально – коммуникативного развития младшего дошкольника. |
| Ноябрь |
| Ноябрь | |
| Февраль | |
| На протяжении всего года |
II ЭТАП
2013-2014 учебный год.
Формы, методы работы по социально – коммуникативному развитию детей и приемы педагогического воздействия в 1 младшей группе на учебный год.
Апробация 1 младшей группы детского сада № 134 «Морячок».
2013 – 2014 г. | План работы на учебный год по социально – коммуникативному развитию детей 2-3 лет | Цели и задачи: | Ожидаемый результат: |
I Кварта | Адаптация детей к детскому саду. «Детский сад», «Мои игрушки», «Моя семья» | Помощь детям в освоении условий детского сада. Знакомства с детским садом, как ближайшем социальным окружением ребенка (помещение и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушка и т.д). Развитие интереса к игровым действиям сверстников. Поощрение самостоятельно подбирать игрушки. Формирование семейной принадлежности. | Ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения, эмоциональное состояние ребенка в норме. Ребенок может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника. Знает имена членов семьи, эмоционально откликается на их появление. |
II Квартал | «Я и воспитательница», «Я и мои друзья» | Формирование у каждого ребенка уверенности в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. | Имеет первичные представления о себе. Общается в диалоге с воспитателем. В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражая его действиям, принимает игровую задачу. |
III Квартал | «Наша группа», «Наши игры и игрушки» | Побуждение играть небольшими группами; Формирование отрицательного отношения к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь. Формирование умения обращаться за помощью, излагать свою просьбу спокойно, употребляя вежливые слова. | Ориентируется в помещениях группы и на территории участка детского сада. У ребенка сформированы необходимые умения и навыки для сюжетных действий и действий с предметами. Знакомство с элементарными правилами поведения во время игр. |
IV Квартал | «Девочки и мальчики» | Формирование гендерной принадлежности ребенка: Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия. | Ребенок осознает свою гендерную принадлежность, элементарные отличия между мальчиками и девочками; употребляет в речи: «Я сам» или «Я сама». Приоритетный выбор компаньона по игре, своего пола. |
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
- РАБОТА С МАЛЫМИ ПОДГРУППАМИ
- ГРУППОВАЯ РАБОТА
В целях оптимизации работы, разделить группу детей, в процессе педагогического наблюдения, на малые подгруппы, имеющие следующие проблемы:
- 1. Проблемами, связанными с пониженным вниманием, трудностями в понимании учебного материала и т.д.;
- 2. Поведенческими проблемами (неуправляемость, грубость, агрессивность и пр.);
- 3. Эмоциональными и личностными проблемами (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
- 4. Проблемами общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
Для детей имеющих подобные проблемы по социально – коммуникативному развитию применять тактики педагогической поддержки: помощь, защита, взаимодействие и содействие, опираясь на теорию О.С. Газмана.
ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
- ПОМОЩЬ
- ЗАЩИТА
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- СОДЕЙСТВИЕ
НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески ( без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
- уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу");
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
- умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Методы и формы работы по социально – коммуникативному развитию детей 2-3 лет | Цель и содержание метода по социально – коммуникативному развитию детей. | Материально – технические ресурсы |
Игры драматизации | Игра-драматизация - может объединять в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. | Музыкальные инструменты, магнитофон с музыкальными записями; элементы костюмов; предметы заместители. |
Сюжетные действия | Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры; формирование дружеских отношений, умения играть не ссорясь, находить путь решения конфликта.
| Атрибуты для игры (посуда, кукольная мебель, куклы, машинки, конструктор и т. д). |
Имитационные упражнения на занятиях физкультурой, утренней и корригирующей зарядках, а так же в подвижных и пальчиковых играх. | Образно – игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память, двигательную активность. | Маски, эмблемы, использование детской литературы со стихами и потешеками, соответствующие возрасту детей. |
Рассказ педагога и рассказы детей | Цель беседы -познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома и в детском саду. Рассказы могут быть без наглядного сопровождения и с рассматриванием альбомов, ситуативных картинок. Рассказы из личного наблюдения. | Создание альбомов, стендов: «Наша группа», «Моя семья», «Игры в саду». Использование ситуативных картинок. |
Показ презентаций и мультфильмов | Современные средства помогают педагогу заинтересовать ребенка, преподать материал красочно и интересно. | Мультимедийное оборудование. |
Психогимнастика | Психогимнастика – это специальные занятия, упражнения, этюды и игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка эмоционально – личностной сферы. Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. | Оснащение группы игровыми мягкими модулями. |
Игровые тренинги | Цель метода: снятие психоэмоционального напряжения, ослабление негативных эмоций, снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции. | Не требуют особенного оснащения или оборудования. |
Сказкотерапия | Сказочная песочная терапия, цели и задачи которой - гармонично развивать личность и решать проблемы психологического характера, используя различные методы. | Художественный песок, столик для экспериментирования. |
III ЭТАП
Состояние реализации проекта, подведение итогов.
Наиболее значительным результатом работы по I этапу реализации комплексно-целевой программы считаем работу всего педагогического коллектива по трансляции накопленного опыта и получения необходимой информации по проблеме педагогической поддержки. Ведутся разработки методической копилки и серии консультаций для родителей.
Каждый ребенок в течение дня стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, я считаю особенно важным подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, через культуру своего поведения и через культуру речи. То есть, живой и постоянный пример воспитателя, его искреннее участие в детских делах и проблемах – это важное условие успешного социально - эмоционального развития дошкольников и установления доброжелательных отношения их со сверстниками и взрослыми, а также их отношения к окружающему миру.
Для меня, этот новый подход к данной проблеме, потребовал самостоятельного изучения и осмысления, глубокого анализа научно – методической литературы.
ИТОГ: Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.
Цель и задачи достигались на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативных документов:
- Федеральный государственный стандарт
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка ООН
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Программ «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
- Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М:. Мозайка – Синтез, 2007 – 2010.
- Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2011.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2006 – 2010.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности в детском саду в первой младшей группе детского сада. Система работы: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2007 – 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста
В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»
Данные игры можно использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаютс...
Презентация на тему :"Социально -коммуникативное развитие детей раннего возраста"
Цели,задачи. Основные формы работы....
Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...
Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования определяет, важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...
Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми...
Конспект занятия социально-коммуникативное в группе раннего возраста «Кошкин дом» (начальные основы пожарной безопасности).
Тема: «Пожарные». Образовательная область: «Познание».Интеграция областей: Коммуникация, Социализация, Восприятие художественной литературы, Физическая культура, Здоровье, Безо...