"Портфолио педагога, как средство самореализации"
консультация по теме
ГБДОУ Детский сад № 14 Приморского района
Санкт – Петербург 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинар – практикум
"Портфолио современного воспитателя ГБДОУ детского сада»
сост. воспитатели - соавторы :Ракчеева Евгения Алексеевна
(первая (1)квалификационная категория)
Кшаловская Елена Алексеевна (высшая квалификационная категория)
дата прведения: 13.02.2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 470.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад № 14 Приморского района
Санкт – Петербург 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинар – практикум
"Портфолио современного воспитателя ГБДОУ детского сада»
сост. воспитатель Ракчеева Евгения Алексеевна
(первая (1)квалификационная категория)
дата прведения: 13.02.2014.
СЕМИНАР–ПРАКТИКУМ
"Портфолио педагога,
как средство самореализации"
Семинар – практикум для молодых педагогов и проходящих аттестацию педагогических работников . «Портфолио педагога, как средство самореализации» В помощь аттестующимся педагогам. Цели: познакомить молодых педагогов с правилами принципами создания портфолио; подробно разобрать сруктуру портфолио педагога; создать благоприятный психологический настрой у молодых специалистов в вопросе создания их профессионального портфолио. Этапы: 1. Погружение в проблему. 2. Определение понятия «портфолио». 3. Цели создания портфолио. 4. Виды портфолио. 5. Структура портфолио педагога. 6. Перечень нормативных документов. 7. Принципы создания электронного портфолио педагога. 8. Рефлексия. Содержание: 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас сегодня на семинаре – практикуме молодых педагогов. Посмотрите на экран. Что Вы видите? (На экране изображены знаки препинания: ? . ! …). Но тема нашей встречи звучит иначе? «Портфолио педагога». Какой бы знак препинания Вы поставили в конце данного предложения? (Большинство ставят ? или …). Для разрешения данной проблемы позвольте представить Вашему вниманию презентацию «Портфолио педагога как средство самореализации». Продолжите, пожалуйста. фразу: «Быть педагогом, значит…» (Заслушивание версий). Позвольте мне предложить свой вариант: «Быть педагогом, значит учить и учиться самому!». Это моё педагогическое кредо. Прежде чем приступать к составлению портфолио, педагог должен определить свое педагогическое кредо, которое «красной нитью» будет проходить в его профессиональной деятельности. 2. Определение понятия «портфолио». Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений. Профессиональное портфолио педагога – воспитателя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах совместной деятельности. Портфолио воспитателя – это: • форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; • средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования; • средство самопрезентации и карьерного роста; • способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; • средство мониторинга и индивидуального прогресса; 3. Цель создания портфолио : проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио даёт: основание для аттестации педагогического работника. 4. Виды портфолио: § Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе) § Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы) § Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады) § Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу) § Методический портфолио (методические материалы(собственные или заимствованные) 5. Структура Портфолио: Раздел 1. «Общие сведения о воспитателе» В этом разделе фиксируются: • фамилия, имя, отчество, год рождения; • образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому); • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); • индивидуальный план профессионального развития • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; • правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; • дипломы различных конкурсов; • другие документы по усмотрению аттестуемого. Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» • контрольных срезов интегративных качеств детей; • результатов промежуточной и итоговой аттестации; • наличия медалистов; • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности; • участия воспитанников в районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах. Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» В этот раздел входят: • материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; • материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий; • материалы, содержащие обоснование применения педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; • материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, • методические технологии обучения детей с проблемами развития; • материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями; • отчетные материалы по: - участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; - участию в методических и предметных неделях; - организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; - проведению научных исследований; - разработке авторских программ; - написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по педагогической работе» В этот раздел входят: • список творческих работ, конспекты, учебно-исследовательских работ, проектов, • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; • программы кружков и факультативов; • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.). Раздел 5. «Учебно-материальная база» В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета: • наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; • наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); • наличие дидактического материала, и т.п.; • измерители качества обученности ДЕТЕЙ; • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, компьютер и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия); • информация о регулярно используемых технических средствах обучения; • использование дидактических материалов – ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ; • другие документы по желанию ВОСПИТАТЕЛЯ. Раздел 6. «Работа воспитателя с родителями В этот раздел входят: • анализ интегративных качеств детей и педагогического процесса в целом (развивающая среда и условия для развития детей); • сведения о сохранении контингента детей в группе ГБДОУ; • информация о правонарушениях; • сведения о работе с родителями; • разработки родительских собраний. Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности» Раздел 8. «Отзывы» 6. Перечень нормативных документов, которые входят в состав портфолио педагога: • Конституция РФ • Семейный кодекс РФ • Конвенция о правах ребёнка • Закон об образовании (ТО) • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по предмету (базовый и профильный уровни) • Должностные инструкции учителя-предметника и классного руководителя (от 01.09.20__г.) • Программы (примерные, авторские) основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету. 7. Портфолио педагога в наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.
1. принцип актуальности 2. принцип комплексности 3. принцип целенаправленности 4. принцип объективности информации 5. принцип непрерывности 6. принцип презентабельности 7. принцип надежности Остановимся подробнее на каждом из этих принципов. Принцип актуальности. Важно отмечать на страницах электронного портфолио преподавателя, когда была размещена какая либо информация. Посетитель электронного портфолио вправе знать является ли эта информация устарелой или свежей. Необходимо отметить, что принцип актуальности будет выполняться, только при постоянном обновлении и пополнении материалов. Принцип комплексности. Данный принцип выражается в отображении взаимосвязи внешней и внутренней среды. Под внешней средой следует понимать посетителей электронного портфолио, а под внутренней средой- его содержание и связь с автором портфолио. Для эффективности работы электронного портфолио, необходимо обращать внимание на отзывы посетителей, воспринимать советы и критику в пользу улучшения преподавательского портфолио и для получения педагогического опыта. Принцип целенаправленности. При создании электронного портфолио преподавателя, важно правильно определить его цели, которые впоследствии должны быть реализованы. Цели создания портфолио могут быть разными, и зависят от направленности портфолио и спектора деятельности педагога. Обычно электронное портфолио преподавателя отвечает следующим целям: систематизация результатов, демонстрация достижений, и т.д. Электронное портфолио может быть направлено обучение, обмен опытом, презентацию результатов педагогической деятельности, освящении научной и методической работы. Современное электронное портфолио может содержать одновременно все перечисленные выше пункты, благодаря сети Интернет и новым компьютерным технологиям. Принцип объективности информации. Информация на сайте должна быть отражать позицию автора и выражать его точку зрения по отношению, к какому либо вопросу. Электронное портфолио – это личное достижение преподавателя, где он выражает свои мысли и делится своим опытом с начинающими преподавателями, однако, информация, представленная на страницах его электронного портфолио, не должна быть субъективной. Преподаватель вправе ссылаться на проверенные теории и методики, анализировать их сущности и вносить свои поправки. Принцип непрерывности. В связи с тем, что преподавательская деятельность требует постоянного развития в профессиональном плане, то и электронное портфолио преподавателя, должно соответствовать уровню профессионального развития автора. Непрерывность самообразования и реализации целей, поставленных преподавателем, обеспечивает принцип непрерывности его педагогической деятельности и как результат его электронного портфолио. Принцип презентабельности. Электронное портфолио представляет преподавателя и его достижения. Данный принцип выполняется, если электронный портфолио правильно структурирован, содержателен и понятен посетителю сайта. При создании электронного портфолио важно правильно подобрать цветовую гамму, корректно разместить информацию, разместить фото и видео галерею для подтверждения всей документации. Все эти компоненты имеют большое значение при составлении электронного портфолио преподавателя и обеспечивают его презентабельность. Принцип надежности. Информация, представленная на страницах электронного порфолио должна быть надежна, то есть должны быть подтверждения на все выводы и аргументы преподавателя, должны содержаться ссылки на другие источники, где можно найти объяснение точки зрения автора. При создании и наполнении электронного портфолио от преподавателя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические требования, программно-технологические и др.). 8. Рефлексия. Подведем итоги. Для этого вернемся к теме нашего разговора «Портфолио педагога» Какой знак препинания вы могли бы теперь поставить в конце данного предложения? (Большинство ставят …). Поставить твердую точку или ! Вы сможете только когда составите свое портфолио. Желаю успехов! И в завершении нашей встречи я прошу Вас написать отзыв о сегодняшнем занятии. Спасибо за внимание! |
Положение о Портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00. № 1908.
1.2. Настоящее положение определяет требования к Портфолио воспитателя ДОУ как способу фиксации и предъявления различных материалов и документов и иных свидетельств достижений педагогической деятельности работника; порядок экспертной оценки достижений педагога.
1.3. Настоящее положение разработано на основе Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 26.06.00. № 1908; Временных требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г № 20-52-1350/ 20-5); Разъяснений по применению Положения о порядке аттестации (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 № 03-8ин/22-03/11. Нормативно-правовыми документами регионального уровня являются: Методические указания по применению региональных вариативных форм и процедур при аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (приказ от11.09.2008 № СЭД-26-01-04-104): Соглашение между МО ПК и Пермской краевой территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2008-2010 годы (подписано 04.09.2008); Положение о педагоге-исследователе в Пермской области (Приложение к приказу департамента образования от 30.05.2003 № 172).
2. Предназначение портфолио
2.1. Портфолио предназначается для:
- самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).
2.2. Основными подходами к разработке и ведению
Портфолио являются:
2.2.1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
2.2.2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
2.2.3. Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
2.3. Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:
2.3.1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
2.3.2. Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
2.3.3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
2.3.4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
2.3.5. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
3. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации
Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.
4. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ
В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).
Основными требованиями к оценке Портфолио являются:
- единые процедура и технология оценивания;
- наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
- достоверность используемых данных;
- соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).
5. Процедура начисления баллов
Каждый показатель оценивается в 4 баллах от 0 до 3 (см. приложение 3). Итоговый балл формируется как суммарный по всем показателям.
Для высшей категории – от 66 до 99 баллов
Для первой категории – от 33 до 66 баллов
Для второй категории – от 25 до 33 баллов
6. Структура Портфолио
1. Введение
2. Портрет
3. Папка профессиональных достижений
4. Папка достижений воспитанников
5. Папка подтверждающих документов
6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций
Содержание разделов
Структурные компоненты каждого раздела Портфолио, виды деятельности воспитателя, критерии оценки, «веса баллов», источники получения информации заложены в оценочном листе (приложение № 3).
В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную руководителем (зам. заведующего по УВР) ДОУ.
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
В характеристике на воспитателя, составляемой представителями администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития.
«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Порядок оценки Портфолио
После завершения сбора материалов Портфолио и их оформления с ними работает эксперт. В качестве экспертов выступают специалисты в области дошкольного образования, имеющие сертификат на осуществление экспертной деятельности и назначенные для ее выполнения приказом Департамента образования г. Перми. Начальный этап работы эксперта связан со знакомством с настоящим положением. Эксперту необходимо изучить рекомендации к осуществлению экспертизы профессиональной компетентности и деятельности воспитателя ДОУ, познакомить со структурой, содержанием и требованиями к заполнению листа оценки профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Структура каждого раздела Портфолио (критерии, показатели, баллы, «веса баллов, источники получения информации») представлены в экспертном листе.
Следующий этап предполагает детальное изучение экспертом каждого раздела Потрфолио воспитателя-соискателя на высшую, первую и вторую квалификационные категории. На основе анализа материалов Портфолио эксперт заполняет экспертный лист.
Завершающий этап работы эксперта связан с подсчетом общей суммы баллов – отметок по показателям профессиональной деятельности воспитателя, ее соотнесения с нормативами, определенными данным положением, составлением рекомендаций о присвоении воспитателю той или иной категории.
Порядок введения Портфолио как формы аттестации воспитателя ДОУ на квалификационные категории
1. Изучение нормативных документов Департамента образования г. Перми по использованию Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
2. Разработка Портфолио воспитателя и его внедрение, предполагающее обучение, информационно-методическое сопровождение, мониторинг процесса внедрения и т.д.
3. Размещение электронного Портфолио воспитателя ДОУ на сайте Департамента образования г. Перми для знакомства педагогической общественности с данным документом и настоящим положением, методическими рекомендациями по работе с Портфолио.
4. Экспертная оценка электронного Портфолио воспитателя ДОУ.
Приложения
Приложение № 1. Методические рекомендации по работе с Портфолио воспитателя ДОУ (к осуществлению экспертизы профессиональной компетентности и деятельности воспитателя ДОУ)
Цель методических рекомендаций – конкретизация требований к составлению, оформлению и оценке Портфолио воспитателя ДОУ, профессиональной компетентности и результативности его деятельности.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям ДОУ собрать необходимые достоверные документы и материалы, удостоверяющие их профессиональный рост и результативность деятельности; оценить квалификационный уровень и качество профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.); провести аттестацию в соответствии с нормативными требованиями Департамента образования г. Перми и настоящим Положением, помогут экспертам осуществить объективный анализ и дать оценку профессиональных достижений воспитателей ДОУ, могут служить основанием оценки качества дошкольного образования и кадрового педагогического потенциала в г. Перми.
Структура и содержание Портфолио воспитателя
Электронный профессиональный портфолио воспитателя ДОУ размещается на сайте Департамента образования г. Перми, что обеспечивает его доступность, возможность дистанционного контакта воспитателя и руководителя образования любого уровня. Управление электронным Портфолио осуществляется руководителем, редактором ответственным за внесение профессиональных отметок о развитии профессиональной компетентности воспитателя и правильное использование ответственными лицами, следящими за бесперебойным функционированием платформы электронного Портфолио на сайте.
Работа воспитателя над формированием Портфолио начинается с знакомства с настоящим Положением, целями, задачами и функциями применения технологии профессионального Портфолио в процедуре аттестации в разделе «Введение». На данном этапе воспитатель имеет возможность получить информацию об основных профессиональных компетенциях, их показателях и критериях оценки, о структуре документа (Портфолио), требованиях к его наполнению и оформлению. Это позволит воспитателю сориентироваться в предстоящей работе над Портфолио, обеспечит мотивацию и целенаправленность аналитико-оценочной деятельности, стимулирует стремление к профессиональному самосовершенствованию.
На следующем этапе воспитатель получает личный логин и пароль и приступает к созданию Портфолио.
В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.
В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику данную руководителем (зам. заведующего по УВР) ДОУ.
Цель эссе – выявление ценностных ориентаций и направленности воспитателя, его мотивации и основных содержательных задач. Эссе поможет воспитателю точно и полно обозначить собственные ценностные профессиональные ориентиры.
В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
Целью характеристики является описание личностных и профессиональных качеств и достижений за предаттестационный период (за 5 лет).
В характеристике на воспитателя, составляемой представителями администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога.
Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального и личностного саморазвития.
«Папка профессиональных достижений» комплектуется с целью документального подтверждения посредством сбора достоверных свидетельств эффективности профессиональной деятельности и саморазвития воспитателя ДОУ. Она включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др.
Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. Так, материалы планирования, видеозаписи и др. могут быть снабжены комментариями педагога. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
Целью раздела Портфолио «Папка достижений воспитанников» является фиксация достижений детей в освоении детских видов деятельности, основной общеобразовательной программы и др. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Результаты диагностики уровня развития детей по реализуемым программам могут предъявляться в параметрах оценок, диагностических методик, оформлены в таблицах, графиках, с краткими обобщающими выводами (материалы заверяются руководителем ДОУ). В Папке может быть представлено резюме, отражающее обобщенные результаты педагогической деятельности, подтверждающие позитивную динамику основных линий воспитания и развития. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о системности, качестве, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
«Папка документов» собирается с целью формального подтверждения качественной реализации профессиональной деятельности и результативности воспитательно-образовательной работы с детьми, с родителями и др. Эта папка наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности воспитателя ДОУ, а также уровень его притязаний, официальный статус.
«Папка экспертных оценок» оформляется с целью разностороннего представления о результатах собственной деятельности, в полном соответствии с показателями деятельности воспитателя ДОУ, включенными в экспертный лист (см. Приложение № 3). «Папка экспертных оценок» включает внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Если имеются письменные оценки со стороны родительской общественности и социума, они также могут быть представлены. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
Приложение 2. Требования к уровню профессионализма аттестуемых на квалификационные категории
Представленные в портфолио материалы должны свидетельствовать о том, что деятельность воспитателя соответствует требованиям, предъявляемым к специалисту высшей, первой и второй квалификационной категории как на уровне количественной (для высшей категории – от 66 до 99 баллов, для первой категории – от 33 до 66 баллов, для второй категории – до 33 баллов), так и качественной оценки (результативность воспитательно-образовательной деятельности).
Вторая квалификационная категория
1. Воспитательно-образовательная деятельность
1.1. Педагог осваивает образовательную программу, реализуемую в ДОУ соответствующего вида и категории, где учитывается доля воспитанников (у данного воспитателя), имеющих высокий, средний, низкий уровень освоения основной программы. При этом большая часть воспитанников обнаруживает низкий и средний уровень освоения программы.
1.2. Педагогом не реализуются авторские и авторизированные программы (при этом учитывается доля воспитанников, развивающихся по компилированным программам).
Примечание: компилированная программа – это образовательная программа, содержание которой составлено на основе включения в разделы и направления образовательного процесса компонентов из разных образовательных программ для ДОУ без внесения элементов авторства.
1.3. Педагогом не реализуются или реализуются частично (отдельные направления или задачи) программ коррекционно-развивающего обучения детей.
Подтверждающие документы:
- данные психолого-педагогической диагностики воспитанников;
- авторская или авторизированная программа воспитателя, утвержденной руководителем учреждения (при наличии);
- рецензии на программы коррекционно-развивающего обучения;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
1.4. Педагог не реализует или принимает эпизодическое участие в реализации программ дополнительного образования детей, осуществляемых специалистами ДОУ (психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитания, специалистом КИК и др.). Доля воспитанников (у данного воспитателя), охваченных дополнительным образованием незначительна (не более 25%). Количество детей – участников и призеров конкурсных мероприятий художественно-эстетической, интеллектуальной и социальной направленности, физкультурно-оздоровительных и конкурсных спортивных мероприятий составляет не менее 25%.
Подтверждающие документы:
- перечень программ дополнительного образования, в реализации которых педагог принимает участие, утвержденный руководителем учреждения;
- статистические данные, заверенные руководителем учреждения;
- перечень распорядительных документов по результатам участия в мероприятиях, грамот, дипломов;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- положительные отзывы родителей о востребованности и качестве услуг дополнительного образования.
1.5. Педагогом освоены локальные педтехнологии, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы.
Примечание: к локальным технологиям относятся технологии проведения конкретных воспитательно-образовательных форм работы с детьми (некоторые виды занятий, отдельные виды игр, режимные моменты и т.д.), элементы технологии личностно-ориентированного общения с детьми (разрешение педконфликта, предъявление педагогического требования, создание ситуации успеха и т.д.); методы обучения и воспитания детей.
1.6. Педагог реализует в образовательном процессе отдельные элементы информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий (отдельные методы или средства ИКТ).
1.7. Педагог создает предметно-развивающую среду по разделам и направлениям реализуемых образовательных программ и технологий (не менее 50%).
Подтверждающие документы:
- копии сертификатов, удостоверений, подтверждающих прохождение курсовой подготовки по реализуемым педагогом образовательных программ;
- данные мониторинга по реализуемым педагогом образовательным технологиям;
- самоотчеты педагогов по реализации в образовательном процессе информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий заверенные руководителем ДОУ;
- самоанализ среды.
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
2. Конструктивная и оценочная деятельность
2.1. Педагог не владеет диагностическими и аналитическими умениями (или они освоены им частично). С помощью заместителя зав. по УВР он осуществляет проектирование образовательного процесса по отдельным разделам образовательной программы.
2.2. Педагог использует заимствованные (опубликованные, разработанные методистом) виды планирования образовательного процесса.
2.3. Педагогом частично осуществляется оценка и самооценка собственной педагогической деятельности – самооценка и самоанализ (рефлексия) педагогом профессиональной деятельности носит эпизодический характер или педагог не владеет рефлексивными умениями.
Подтверждающие документы:
- самоанализ реализации одного из аспектов педагогической деятельности (занятия, экскурсии и др.);
- планы воспитательно-образовательной работы;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ
3. Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность
3.1. Педагогом эпизодически или по отдельным направлениям постоянно осуществляется деятельность по охране жизни и здоровья детей. Динамика оздоровления воспитанников в группе, где работает педагог, носит положительный характер, травматизм отсутствует.
3.2. Педагог реализует не менее одной здоровьесберегающей или здоровьеформирующей технологии на уровне ее освоения (или воспроизведения при помощи и контроле со стороны зам. зав. по УВР).
3.3. Педагог реализует отдельные направления или формы взаимодействия с родителями, специалистами ДОУ, социумом с целью укрепления здоровья детей.
Подтверждающие документы:
- данные диагностики, отражающие динамику заболеваемости и травматизма, физического развития детей;
- оценка функциональной готовности детей к школе;
- планы или отрецензированные проекты взаимодействия со специалистами, родителями, социумом;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- результаты анкетирования родителей;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
4. Учебно-методическая деятельность.
4.1. Педагог эпизодически осуществляет работу по самообразованию, принимает участие в отдельных формах методической работы ДОУ на уровне репродуктивного выполнения заданий зам зав по УВР, ежегодно разрабатывает и реализует индивидуальный план самообразования.
4.2. Педагог находится на начальном этапе разработки собственного педагогического опыта работы.
Подтверждающие документы:
- перечень документов: сертификаты участия; поощрительные письма, дипломы;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
5. Инновационная деятельность.
5.1. Педагог разрабатывает и частично апробирует в практике образовательной работы опыт по реализации отдельных направлений образовательной программы.
5.2. Разрабатываемый опыт соответствует отдельным критериям технологичности (концептуальность, диагностичность, воспроизводимость, системность, результативность).
5.3. Доля воспитанников, обнаруживших положительную динамику в результате инновационной деятельности педагога составляет не менее 30%.
Подтверждающие документы:
- перечень документов :сертификаты участия в методобъединениях и других формах, где транслировался опыт инновационной деятельности, поощрительные письма, благодарности;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
6. Социально-педагогическая деятельность.
6.1. Педагог владеет способами установления эффективного взаимодействия с семьей по отдельным направлениям развития, образования ребенка, формирования родительской культуры.
6.2. Доля родителей, чьи потребности в развитии удовлетворяются педагогом группы оставляет не менее 30%.
6.3. Доля конфликтов, разрешенных на уровне группы составляет не менее 30%.
6.4. Педагог осуществляет взаимодействие с педагогическом коллективом и сотрудниками ДОУ по отдельным вопросам воспитания, образования и развития ребенка, внедрения образовательной программ и технологий, содержание которого носит информационно-консультативный характер.
6.5. Педагог принимает участие в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях.
Подтверждающие документы:
- отзывы об участии в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях;
- перечень документов: поощрительные письма, грамоты, благодарности, благодарственные письма;
- справки об участии в грантах, проектах, акциях, мероприятиях;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
Первая квалификационная категория:
1. Воспитательно-образовательная деятельность.
1.1. Педагог осваивает образовательную программу, реализуемую в ДОУ соответствующего вида и категории, где учитывается доля воспитанников (у данного воспитателя), имеющих высокий, средний, низкий уровень освоения основной программы. При этом большая часть воспитанников преимущественно обнаруживает средний уровень освоения программы (50%).
1.2. Педагогом частично реализуются авторские и авторизированные программы. Доля воспитанников (у данного воспитателя), развивающихся по авторским и авторизированным программам (50%).
Примечание: авторская программа – это образовательная программа, содержание которой составлено на основе включения в разделы и направления образовательного процесса компонентов из разных образовательных программ для ДОУ, с внесением элементов авторства (не менее 50%); авторизированная программа – это образовательная программа, содержание которой составлено на основе включения в разделы и направления образовательного процесса компонентов для ДОУ, с внесением элементов авторства (не менее 30%).
1.3. Педагогом реализуются программы коррекционно-развивающего обучения детей. Доля воспитанников (у данного воспитателя), развивающихся по программам коррекционно-развивающего обучения (от воспитанников, которым требуются данные программы составляет 50%). Если таких воспитанников нет, то критерий не учитывается при подсчете.
Подтверждающие документы:
- данные психолого-педагогической диагностики воспитанников;
- наличие авторской или авторизированной программы воспитателя, утвержденной руководителем учреждения, имеющих внешние рецензии;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
1.4. Педагогом реализуются 1-2 программы дополнительного образования детей. Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием у данного воспитателя составляет не менее 50%. Количество детей участников и призеров конкурсных мероприятий художественно-эстетической, интеллектуальной и социальной направленности, физкультурно-оздоровительных и конкурсных спортивных мероприятий составляет 50%. Доля воспитанников, имеющих высокий и средний уровень освоения дополнительной образовательной программы составляет не менее 50%.
Подтверждающие документы:
- программы дополнительного образования с внешними рецензиями;
- статистические данные, заверенные руководителем учреждения;
- перечень распорядительных документов по результатам участия в мероприятиях, грамот, дипломов;
- результаты диагностики детей освоения детьми программ дополнительного образования;
- положительные отзывы родителей о востребованности и качестве услуг дополнительного образования;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
1.5. Педагог на уровне самостоятельного репродуктивного и частично творческого исполнения владеет локальными, частно-педагогическими технологиями, обеспечивающими реализацию основной образовательной программы. Педагог имеет курсовую подготовку по реализуемой образовательной программе и технологиям. Педагог владеет и активно применяет в образовательном процессе информационно-коммуникационные или личностно-развивающие образовательные технологии.
1.6. Педагогом создана предметно-развивающая среда, адекватная реализуемым программам и технологиям.
Подтверждающие документы:
- копии сертификатов, удостоверений, подтверждающих прохождение курсовой подготовки по реализуемым педагогом образовательных программ;
- данные мониторинга по реализуемым педагогом образовательным технологиям;
- самоотчеты педагогов по реализации в образовательном процессе информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий заверенные руководителем доу;
- перечень документов по результатам участия в конференциях, семинарах, по проблемам применения и использования информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий (программы семинаров, презентации, сертификаты, публикации докладов и статей);
- самоанализ среды;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
2. Конструктивная и оценочная деятельность.
2.1. Педагог на достаточном уровне владеет диагностическими и аналитическими умениями и применяет их в стандартных образовательных ситуациях на практике.
2.2. Педагог самостоятельно осуществляет проектирование образовательного процесса на основе адаптации имеющейся в ДОУ проективной базы, внося частичные изменения в готовые методически разработки.
2.3. Педагогом осуществляется адекватная оценка и самооценка собственной педагогической деятельности для выявления результативности педагогического процесса и частичной его коррекции.
Подтверждающие документы:
- самоанализ по результатам реализации разных аспектов педагогической деятельности (занятия, экскурсии и др.);
- отзыв об участии воспитателя в работе творческих проблемных групп по реализуемым программам;
- материалы планирования (планы воспитательно-образовательной работы, картотеки, проекты, модели, видеокартотеки и др.);
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
3. Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность.
3.1. Педагог осуществляет деятельность по охране жизни и здоровья детей, в группе имеется длительная позитивная динамика оздоровления воспитанников и фиксируется отсутствие травматизма.
3.2. Педагогом на репродуктивном уровне реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие программы и технологии, реализуются принципы индивидуально-дифференцированного подхода.
3.3. Педагог эффективно взаимодействует с родителями, специалистами ДОУ, социумом с целью укрепления здоровья детей.
Подтверждающие документы:
- данные диагностики, отражающие положительную динамику заболеваемости и травматизма детей, физического развития детей;
- оценка функциональной готовности детей к школе;
- программно-методические и технологические комплекты, имеющие внешние рецензии (планы, проекты взаимодействия со специалистами, родителями, социумом);
- статьи, презентации, сертификаты участников конференций, отзывы родителей и др.;
- благодарственные письма, грамоты и др.;
- результаты анкетирования родителей;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
4. Учебно-методическая деятельность.
4.1. Педагог систематически осуществляет работу по самообразованию, связанную с реализуемыми образовательными программами и технологиями и отдельными аспектами опытной инновационной деятельности, участвует в методической работе на всех уровнях (институциональный, муниципальный).
4.2. Педагог осуществляет диссеминацию (распространение и трансляцию) опыта на институциональном, муниципальном уровнях). Педагогический опыт обобщен как методические рекомендации, пособие и др., проведена презентация на конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ на институциональном, муниципальном уровнях и др.
Подтверждающие документы:
- индивидуальный план самообразования за последний год;
- сертификаты участия в конференциях на разных уровнях (институциональный, муниципальный);
- отзывы о руководстве рмо, гмо, о проведении мастер-классов и др.;
- печатные работы разного уровня (институциональный, муниципальный);
- дипломы, гранты, поощрительные письма, награды;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
5. Инновационная деятельность.
5.1. Педагог активно внедряет отдельные аспекты опытной инновационной деятельности в образовательный процесс.
5.2. Педагогический опыт представлен на институциональном и муниципальном уровнях системы образования.
5.3. Доля воспитанников обнаруживших положительную динамику в результате опытной инновационной деятельности педагога составляет не менее 50%.
Подтверждающие документы:
- перечень документов: сертификаты участия на институциональном и муниципальном уровнях, дипломы, гранты, поощрительные письма, награды;
- отзывы о результатах опытной инновационной деятельности, отзыв о проведении мастер-класса;
- печатные работы на институциональном и муниципальном уровнях;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
6. Социально-педагогическая деятельность.
6.1. Педагог демонстрирует эффективное взаимодействие с семьей.
6.2. Доля родителей, чьи потребности в обучении, воспитании и развитии детей удовлетворяются педагогом группы составляет 50%.
6.3. Доля конфликтов, разрешенных на уровне группе составляет 75% или наблюдается отсутствие конфликтов. Педагог вносит вклад в компетентность и осведомленность родителей группы (50-75%).
6.4. Педагог демонстрирует достаточное эффективное взаимодействие с педагогическом коллективом, сотрудниками ДОУ и социумом, о чем свидетельствует результативность профессионального взаимодействия. Педагог участвует в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях.
Подтверждающие документы:
- сертификаты участия в разных форумах;
- отзывы о результатах взаимодействия с социальными партнерами;
- отзывы о проведении разных форм участия в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях поощрительные письма
- публикации социально-педагогических проектов;
- грамоты, благодарности, благодарственные письма, награды;
- справки об участии в грантах, проектах, акциях, мероприятиях;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
Высшая квалификационная категория:
1. Воспитательно-образовательная деятельность
1.1. Педагог осмысленно и творчески реализует образовательную программу соответствующего вида категории, у детей группы преобладает высокий и средний уровень ее освоения.
1.2. Педагог реализует авторские и авторизированные программы, доля охваченных ими детей составляет не менее 50%.
1.3. Педагогом реализуется ряд программ коррекционно-развивающего обучения, доля охваченных ими детей составляет не менее 50% (которым требуются данные программы). Если таких воспитанников нет, то критерий не учитывается при подсчете.
Подтверждающие документы:
- данные психолого-педагогической диагностики воспитанников;
- авторская или авторизированная программа воспитателя;
- рецензии;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
1.4. Педагогом реализуются заимствованные и авторские программы дополнительного образования детей (не менее 2-3). Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием у данного воспитателя составляет не менее 75%. Количество детей участников и призеров конкурсных мероприятий художественно-эстетической, интеллектуальной и социальной направленности, физкультурно-оздоровительных и конкурсных спортивных мероприятий составляет не менее 75%. Доля воспитанников, имеющих высокий и средний уровень освоения дополнительной образовательной программы составляет 75%.
Подтверждающие документы:
- программы дополнительного образования с внешними рецензиями;
- статистические данные;
- перечень распорядительных документов по результатам участия в мероприятиях, грамот, дипломов;
- результаты диагностики детей освоения детьми программ дополнительного образования;
- положительные отзывы родителей о востребованности и качестве услуг дополнительного образования;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
1.5. Педагогом на уровне самостоятельного и творческого исполнения освоены локальные, частно-педагогические, системные педагогические технологии, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы.
1.6. Педагог имеет курсовую подготовку по реализуемой образовательной программе.
1.7. Педагог имеет высокий уровень освоения образовательных технологий и активно применяет в образовательном процессе информационно-коммуникационные и личностно-развивающие образовательные технологии.
1.8. Педагогом создана предметно-развивающая среда, адекватная реализуемым программам и технологиям, способствующая освоению детьми программ преимущественно на среднем и высоком уровне.
Подтверждающие документы:
- копии сертификатов, удостоверений, подтверждающих прохождение курсовой подготовки по реализуемым педагогом образовательным программам;
- данные мониторинга по реализуемым педагогом образовательным технологиям;
- самоотчеты педагогов по реализации в образовательном процессе информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий заверенные руководителем доу;
- перечень документов участия в конференциях, семинарах, по проблемам применения и использования информационно-коммуникационных и личностно-развивающих образовательных технологий (программы семинаров, презентации, сертификаты, публикации докладов и статей);
- самоанализ среды;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
2. Конструктивная и оценочная деятельность.
2.1. Педагог на высоком уровне владеет диагностическими и аналитическими умениями.
2.2. Педагогом осознанно и творчески осуществляется проектирование образовательного процесса (в том числе разрабатываются и используются разные виды перспективного и оперативного планирования образовательного процесса).
2.3. Педагогом осуществляется адекватная оценка и самооценка собственной педагогической деятельности, являющаяся основой для оперативного внесения изменений в образовательный процесс.
Подтверждающие документы:
- самоанализ реализации разных аспектов педагогической деятельности (занятия, экскурсии и др.);
- отзыв об участии воспитателя в работе творческих проблемных групп по реализуемым программам;
- материалы планирования (планы воспитательно-образовательной работы, картотеки, проекты, модели, видеокартотеки и др.);
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
3. Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая деятельность.
3.1. Педагог осуществляет успешную деятельность по охране жизни и здоровья детей.
3.2. В группе имеется длительная, существенная и положительная динамика оздоровления воспитанников и фиксируется отсутствие травматизма.
3.3. Педагог на высоком уровне реализует здоровьесберегающие и здоровьеформирующие программы и технологии, разрабатывает и внедряет образовательно-оздоровительные маршруты, реализует принципы индивидуально-дифференцированного подхода и пр. Педагог эффективно взаимодействует с родителями, специалистами ДОУ, социумом с целью укрепления здоровья детей.
Подтверждающие документы:
- данные диагностики, отражающие положительную динамику заболеваемости и травматизма детей, физического развития детей;
- оценка функциональной готовности детей к школе;
- программно-методические и технологические комплекты, имеющие внешние рецензии (планы, проекты взаимодействия со специалистами, родителями, социумом);
- статьи, презентации, сертификаты участников конференций, отзывы родителей и др.;
- благодарственные письма, грамоты и др.;
- результаты анкетирования родителей;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
4. Учебно-методическая деятельность.
4.1. Педагог целенаправленно, осознано и постоянно осуществляет работу по самообразованию, участвует в методической работе на всех уровнях (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный).
4.2. Педагог осуществляет диссеминацию (распространение и трансляцию) опыта на всех уровнях.
4.3. Педагогический опыт обобщен и опубликован (в сборниках конференций, как методическое пособие, в процессе презентации на курсах КПК педагогов ДОУ на краевом уровне и др.).
Подтверждающие документы:
- индивидуальный план самообразования за последние за последний год;
- сертификаты участия на разных уровнях (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный);
- отзывы о руководстве рмо, гмо, о проведении мастер-классов и др.;
- печатные работы разного уровня (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный);
- дипломы, гранты, поощрительные письма, награды;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
5. Инновационная деятельность.
5.1. Педагог активно внедряет инновации в образовательный процесс.
5.2. Опыт инновационной деятельности актуален и результативен, соответствует социальному заказу, обладает высокой степенью новизны и практической значимости.
5.3. Имеет высокую степень технологичности, (концептуальность, диагностичность, воспроизводимость, системность, результативность).
5.4. Инновационный опыт представлен на разных уровнях системы образования (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный).
5.5. Высокая доля воспитанников обнаруживших положительную динамику в результате инновационной деятельности педагога (75%).
Подтверждающие документы:
- сертификаты участия в конференциях на разных уровнях (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный);
- отзывы о результатах инновационной деятельности, о проведении мастер-класса;
- печатные работы разного уровня (институциональный, муниципальный, краевой, федеральный и международный);
- дипломы, гранты, поощрительные письма, награды;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
6. Социально-педагогическая деятельность.
6.1. Педагог демонстрирует эффективное взаимодействие с семьей.
6.2. Доля родителей, чьи потребности в обучении, воспитании и развитии детей удовлетворяются педагогом группы составляет 75%.
6.3. Доля конфликтов, разрешенных на уровне группы составляет 100% или наблюдается отсутствие конфликтов. Высокая степень вклада педагога в компетентность и осведомленность родителей группы (75-100%).
6.4. Педагог демонстрирует эффективное взаимодействие с педагогическом коллективом, сотрудниками ДОУ и социумом, о чем свидетельствует широта и содержательность, результативность профессионального взаимодействия.
6.5. Педагог активно участвует в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях.
Подтверждающие документы:
- сертификаты участия в разных форумах;
- отзывы о результатах взаимодействия с социальными партнерами;
- отзывы о проведении разных форм участия в деятельности профсоюзной, общественно-педагогической и других организациях поощрительные письма;
- публикации социально-педагогических проектов;
- грамоты, благодарности, благодарственные письма, награды;
- справки об участии в грантах, проектах, акциях, мероприятиях;
- информационно-аналитический материал воспитателя;
- отметка-подтверждение методиста ДОУ.
Приложение 6.
Рекомендации к оформлению подтверждающих документов
Портфолио воспитателя вобязательном порядке включает в себя ряд документов, подтверждающихрезультативность профессиональной деятельности
1. Перечень документов, подлежащих сканированию: удостоверения,сертификаты о прохождении курсовой подготовки, рецензии на образовательныепрограммы, опыты работы воспитателя,
2. Перечень документов, по которым предъявляются выходныеданные (название, регистрационный номер, дата, фамилия лица или названиеорганизации, выдавшей документ): наградные документы воспитателя и детей;распорядительные документы по результатам участия педагога в конкурсныхмероприятиях, конференциях, мастер-классах, благодарственные письма и др.
3. Перечень документов, предоставляемых воспитателем испециалистами ДОУ в текстовом и схематическом вариантах: данныепсихолого-педагогической диагностики, авторизированные и авторские программы ипрограммы дополнительного образования, статистические данные поздоровьесбережению детей, самоанализ предметно-развивающей среды, календарный(2 недели) и перспективно-тематический план по одному из направлений педагогическогопроцесса, самоанализ педагога, данные оценки функциональной готовности детей кшколе, план или проект взаимодействия с семьей или социумом, данныеанкетирования родителей, тексты публикаций и докладов (по усмотрению воспитателя),отзывы об инновационной деятельности воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«игра - средство самореализации и самовыражения».
В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы...
"Портфолио педагога, как средство профессионального развития"
"Портфолио педагога, как средство профессионального развития"...
Консультация «Портфолио педагога – как средство оптимизации деятельности педагога»
Материал предназначен для молодых педагогов детского сада в помощь накапливания и обобщения педагогического опыта в процессе подготовки к аттестации, повышения квалификации, оптимиза...
Портфолио педагога как средство профессиональной компетентности
Так что же такое портфолио?...
Технология портфолио как эффективное средство взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей в ДОУ
Опыт применения технологии портфолио...
"Портфолио педагога как средство профессиональной компетентности"
Портфолио педагога как средство профессиональной компетентности...
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...