"Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности"
статья по теме

Кречина Светлана Вячеславовна

Опыт работы по творческому взаимодейсвию в ДОУ учителя -логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Даны задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._teatralizatsiya.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»
Автор: Учитель – логопед Кречина Светлана Вячеславовна,

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя,

 а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова

Проблема развития детского творчества — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и методик дошкольного образования. Это связано с тем, что дошкольный возраст — период активного освоения мира ребенком и творческой переработки получаемой им информации. Можно сказать, что старший дошкольный возраст наиболее связан с творческим освоением окружающей действительности и является сенситивным для творческих процессов.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности , обеспечить условия взаимосвязи специалистов в различных видах деятельности в целостном педагогическом процессе.

При работе в театрализованной деятельности, мы ставим следующие задачи:

1. Организовать  основные формы работы в рамках творческой модели взаимодействия специалистов ДОУ, педагога, родителей и детей в театрализованной деятельности;

2. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, для развития творческого  потенциала ребенка;

3. Развитие самостоятельности, самоконтроля над  своей речью;

4. Научить взаимодействовать согласованно, проявляя свою индивидуальность;

5. Научить правилам общения со сверстниками и взрослыми;

6. Создать условия для овладения различных форм речи.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД  ЗАДАЧИ:

  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • Умение владеть правильной артикуляцией, закрепление правильного  звукопроизношения;
  • Развитие связной речи: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: монологической  и диалогической формы;
  • Развитие общих речевых навыков: речевое дыхание, плавность речи, сила голоса, интонационная выразительность, четкость дикции;
  • Развитие невербальных форм коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
  • Развитие эмоционального восприятия;
  • Развитие двигательной активности, координации движений, мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

ВОСПИТАТЕЛЬ

  • Развитие познавательных  способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие творческой фантазии;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Расширение кругозора детей;
  • Приобщение к художественно-эстетическому искусству;
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • Организация всех видов игр-драматизаций.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  • Формировать интерес к музыкальному искусству, его роли в театре;
  • Развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
  • Обогащение слухового опыта детей;
  • Развитие навыков сольного пения песен разного характера;
  • Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-игровых образов;
  • Побуждать к импровизации песенной, двигательной, игре на ДМИ;
  • Развивать навыки инсценирования;
  • Познакомить с различными видами театра;
  • Совершенствовать артистические навыки;
  • Развитие песенного, танцевально-игрового творчества;
  • Развитие умений сотрудничества и сотворчества;
  • Развитие позиции активного  участника.

      Как мы видим, театрализованная деятельность решает и музыкально-развивающие, коррекционно- развивающие и воспитательно –образовательные задачи. Это говорит о том, что существует тесная связь специалистов, и это приводит к гармоничному развитию творческих способностей детей.

    Каждый учащийся приходит в коллектив со своим своеобразным характером,

различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее.

Педагогам необходимо убедить ребенка, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. Дать понять ребенку, что из любых сложных ситуаций всегда есть выход и даже

несколько. Надо искать варианты, быть более гибким в поисках ответов на свои вопросы.

Важно объяснить ребенку, что он индивидуален, прекрасен, удивителен, его

мнение, взгляд уникальны. Ребенок должен научиться высказывать свое мнение, отстаивать, принимать самостоятельно решение и также уметь прислушиваться к мнению других.

   Чтобы решить задачи необходимо единство создания педагогических условий, для этого мы используем различные методы и приемы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

  1. Словесные:  дидактические игры, беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
  2. Наглядные: демонстрация афиш, картин, иллюстраций, мнемотаблиц;

- Использование инновационных технических  средств;

- Просмотр  презентаций, мультфильмов, видео фильмов.

  1. Практические: игровые, тренинги, этюды, анализ  и решение проблемных  ситуаций

   Дидактические игры на развитие музыкального, фонематического слуха с музыкальными инструментами в группах воспитателями, музыкальными руководителями и логопедами в рамках образовательного процесса и вне занятий. «Повторение ритма и темпа», «Какой муз инструмент звучит», «Волшебный патефон».

    Игры на развитие общих речевых навыков: развитие диапазона голоса, дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).

Игры на развитие просодической стороны речи: темпа и ритма. Ведется работа на развитие вокальных способностей ,силы голоса и выразительности исполнения.

   Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводятся массажи и артикуляционная гимнастика. Особое внимание педагоги уделяют играм на развитие эмоций. Тренинги с использованием элементов пантомимы, имитации движений, различных эмоциональных ситуаций, игры имитации образов животных и людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста.

       В театрализованную деятельность входят игры- драматизации. Это ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектакля по произведению; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Ребенок исполняет роль «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, а также учится ориентироваться в пространстве, улучшает  внимание, память. Действует   в небольшой подгруппе, преодолевает комплексы. На практике дети с удовольствием играют в игры-превращения, этюды, игры-импровизации. В этюдах предоставляется большая возможность  проявить самостоятельность: им предлагается самим выполнить  несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене.

    Активно используем возможности компьютера, для расширения знаний о театральной деятельности и кругозора детей, что позволяет изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления детей материала. Презентацию мы применяем  в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности.

        Любое дело начинается с единомышленников. В нашем коллективе – это воспитанники и их родители. Костюмы, декорации, реквизит помогают создавать заинтересованные родители. Проводим с родителями мастер-классы, где обучаем родителей правильно закреплять навыки полученные детьми в процессе театрализованной деятельности.

    Полную информацию размещаем на блоге ДОУ. Мы  с радостью приглашаем родителей на показ  театрализованных  постановок. После показа представлений родители с удовольствием устраивают  фотовыставки под  чутким  контролем педагогов.

      Особенности театрализованных игр является:  наличие зрителей. Занимая данную позицию,  у ребенка наблюдаются развитые рефлексивные способности, он легко «участвует в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

    Эстетичность и необычность в интерьере зала можно считать одним из моментов эмоционального развития, все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес к дальнейшей театрализованной деятельности.

        Участвуя в театрализованных постановках, под чутким содействием специалистов ДОУ, дети контролируют свою речь, сопоставляют себя с другими участниками постановки, вживаются в роль и чувствуют себя более раскованно, эмоционально отражают героев сказок, у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.

          Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

    Дети остались довольны, и показали себя талантливыми, веселыми, проявили творчество, ощутили ответственность за общее дело.  

    Жизнь не останавливается и сделать пребывание в детском саду разнообразнее, интереснее остается актуальной. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет многим специалистам добиться определенных результатов. Спасибо за внимание. Творческих успехов!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулова О.В. «Театрализованные игры»// Дошкольное воспитание,№4, 2005
  2. Деркунская В.А., Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Издательство:Academia, 2005
  3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В. и др. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. Издательство: Айрис Пресс, М., 2004
  4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия

Развития, 1996

  1. Радынова О.П. Слушаем музыку.  М.: «Просвещение», 1990
  2. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Программа «Театр-Творчество - Дети». Пособие для воспитателей, музыкальных руководителей. Издательство: Аркти, 2004
  3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....

Городская тематическая неделя «Специалист» по проблеме: «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

Образовательная деятельностьна тему: «Театр в древности», в средней группе.Цель: познакомить детей с возникновением, особенностями древнегреческого театра и показать его значение. Способст...

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия с семьёй посредством театрализованной деятельности».

Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей.Признание приоритета семейно...

Статья. "Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности"

В статье расскрываются задачи в работе театрализованная деятельность, излагаются методы и приемы специалистов ДОО и особенности театрализованной деятельности в десткком саду....

План взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности

Перспективный план взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности...

Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...