"Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности"
статья по теме
Опыт работы по творческому взаимодейсвию в ДОУ учителя -логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Даны задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._teatralizatsiya.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности»
Автор: Учитель – логопед Кречина Светлана Вячеславовна,
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Проблема развития детского творчества — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и методик дошкольного образования. Это связано с тем, что дошкольный возраст — период активного освоения мира ребенком и творческой переработки получаемой им информации. Можно сказать, что старший дошкольный возраст наиболее связан с творческим освоением окружающей действительности и является сенситивным для творческих процессов.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей. И мы должны создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности , обеспечить условия взаимосвязи специалистов в различных видах деятельности в целостном педагогическом процессе.
При работе в театрализованной деятельности, мы ставим следующие задачи:
1. Организовать основные формы работы в рамках творческой модели взаимодействия специалистов ДОУ, педагога, родителей и детей в театрализованной деятельности;
2. Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, для развития творческого потенциала ребенка;
3. Развитие самостоятельности, самоконтроля над своей речью;
4. Научить взаимодействовать согласованно, проявляя свою индивидуальность;
5. Научить правилам общения со сверстниками и взрослыми;
6. Создать условия для овладения различных форм речи.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЗАДАЧИ:
- Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- Умение владеть правильной артикуляцией, закрепление правильного звукопроизношения;
- Развитие связной речи: умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- Развитие фонематического восприятия;
- Развитие всех компонентов устной речи детей: монологической и диалогической формы;
- Развитие общих речевых навыков: речевое дыхание, плавность речи, сила голоса, интонационная выразительность, четкость дикции;
- Развитие невербальных форм коммуникаций: пантомимы, жестов, мимики;
- Развитие эмоционального восприятия;
- Развитие двигательной активности, координации движений, мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
ВОСПИТАТЕЛЬ
- Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- Развитие творческой фантазии;
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Расширение кругозора детей;
- Приобщение к художественно-эстетическому искусству;
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- Организация всех видов игр-драматизаций.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
- Формировать интерес к музыкальному искусству, его роли в театре;
- Развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового;
- Обогащение слухового опыта детей;
- Развитие навыков сольного пения песен разного характера;
- Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-игровых образов;
- Побуждать к импровизации песенной, двигательной, игре на ДМИ;
- Развивать навыки инсценирования;
- Познакомить с различными видами театра;
- Совершенствовать артистические навыки;
- Развитие песенного, танцевально-игрового творчества;
- Развитие умений сотрудничества и сотворчества;
- Развитие позиции активного участника.
Как мы видим, театрализованная деятельность решает и музыкально-развивающие, коррекционно- развивающие и воспитательно –образовательные задачи. Это говорит о том, что существует тесная связь специалистов, и это приводит к гармоничному развитию творческих способностей детей.
Каждый учащийся приходит в коллектив со своим своеобразным характером,
различными навыками, способностями, умениями и особым укладом в семье, не говоря уже о творческих талантах. Все они такие разные, но раз здесь собрались, то есть что-то общее.
Педагогам необходимо убедить ребенка, что вокруг друзья, люди, всегда готовые помочь ему. Дать понять ребенку, что из любых сложных ситуаций всегда есть выход и даже
несколько. Надо искать варианты, быть более гибким в поисках ответов на свои вопросы.
Важно объяснить ребенку, что он индивидуален, прекрасен, удивителен, его
мнение, взгляд уникальны. Ребенок должен научиться высказывать свое мнение, отстаивать, принимать самостоятельно решение и также уметь прислушиваться к мнению других.
Чтобы решить задачи необходимо единство создания педагогических условий, для этого мы используем различные методы и приемы.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
- Словесные: дидактические игры, беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
- Наглядные: демонстрация афиш, картин, иллюстраций, мнемотаблиц;
- Использование инновационных технических средств;
- Просмотр презентаций, мультфильмов, видео фильмов.
- Практические: игровые, тренинги, этюды, анализ и решение проблемных ситуаций
Дидактические игры на развитие музыкального, фонематического слуха с музыкальными инструментами в группах воспитателями, музыкальными руководителями и логопедами в рамках образовательного процесса и вне занятий. «Повторение ритма и темпа», «Какой муз инструмент звучит», «Волшебный патефон».
Игры на развитие общих речевых навыков: развитие диапазона голоса, дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).
Игры на развитие просодической стороны речи: темпа и ритма. Ведется работа на развитие вокальных способностей ,силы голоса и выразительности исполнения.
Игры на развитие мимики, пантомимы используют все участники педагогического процесса. На логопедических занятиях разрабатываем мимические мышцы лица, проводятся массажи и артикуляционная гимнастика. Особое внимание педагоги уделяют играм на развитие эмоций. Тренинги с использованием элементов пантомимы, имитации движений, различных эмоциональных ситуаций, игры имитации образов животных и людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста.
В театрализованную деятельность входят игры- драматизации. Это ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектакля по произведению; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Ребенок исполняет роль «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, а также учится ориентироваться в пространстве, улучшает внимание, память. Действует в небольшой подгруппе, преодолевает комплексы. На практике дети с удовольствием играют в игры-превращения, этюды, игры-импровизации. В этюдах предоставляется большая возможность проявить самостоятельность: им предлагается самим выполнить несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене.
Активно используем возможности компьютера, для расширения знаний о театральной деятельности и кругозора детей, что позволяет изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления детей материала. Презентацию мы применяем в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности.
Любое дело начинается с единомышленников. В нашем коллективе – это воспитанники и их родители. Костюмы, декорации, реквизит помогают создавать заинтересованные родители. Проводим с родителями мастер-классы, где обучаем родителей правильно закреплять навыки полученные детьми в процессе театрализованной деятельности.
Полную информацию размещаем на блоге ДОУ. Мы с радостью приглашаем родителей на показ театрализованных постановок. После показа представлений родители с удовольствием устраивают фотовыставки под чутким контролем педагогов.
Особенности театрализованных игр является: наличие зрителей. Занимая данную позицию, у ребенка наблюдаются развитые рефлексивные способности, он легко «участвует в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Эстетичность и необычность в интерьере зала можно считать одним из моментов эмоционального развития, все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес к дальнейшей театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных постановках, под чутким содействием специалистов ДОУ, дети контролируют свою речь, сопоставляют себя с другими участниками постановки, вживаются в роль и чувствуют себя более раскованно, эмоционально отражают героев сказок, у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к школе.
Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
Дети остались довольны, и показали себя талантливыми, веселыми, проявили творчество, ощутили ответственность за общее дело.
Жизнь не останавливается и сделать пребывание в детском саду разнообразнее, интереснее остается актуальной. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет многим специалистам добиться определенных результатов. Спасибо за внимание. Творческих успехов!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулова О.В. «Театрализованные игры»// Дошкольное воспитание,№4, 2005
- Деркунская В.А., Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Издательство:Academia, 2005
- Калинченко А.В., Микляева Ю.В. и др. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. Издательство: Айрис Пресс, М., 2004
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия
Развития, 1996
- Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: «Просвещение», 1990
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Программа «Театр-Творчество - Дети». Пособие для воспитателей, музыкальных руководителей. Издательство: Аркти, 2004
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....
Из опыта работы педагогического коллектива, в рамках Региональной Инновационной Площадки. Взаимодействие специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра «Мотивации к познанию и речевого развития»
Использование элементов мульттерапии в социально-коммуникативном развитии дошкольников...
Городская тематическая неделя «Специалист» по проблеме: «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»
Образовательная деятельностьна тему: «Театр в древности», в средней группе.Цель: познакомить детей с возникновением, особенностями древнегреческого театра и показать его значение. Способст...
Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия с семьёй посредством театрализованной деятельности».
Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей.Признание приоритета семейно...
Статья. "Творческое взаимодействие специалистов ДОУ в театрализованной деятельности"
В статье расскрываются задачи в работе театрализованная деятельность, излагаются методы и приемы специалистов ДОО и особенности театрализованной деятельности в десткком саду....
План взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности
Перспективный план взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности...
Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»
Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...