Выявление в группе раннего возраста (1,6-3 года) детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутического спектра.
консультация (младшая группа) по теме
Данные ВОЗ неутешительны 1 из 88 детей раннего возраста имеет те или иные черты аутического спектра. Коррекция подобных расстройств тем более положительна, чем раньше выявлена проблема. На территории РФ диагностика РДА затруднена недостаточным знанием родителей и педиатров данной проблематики! Большая часть детей начинает получать коррекцию в возрасте 3-5 лет, что имеет худший прогноз, чем при начале коррекции в возрасте 1 - 3 лет. Задача педагогов и психолога ДОУ определить детей группы риска для информирования родителей о необходимости углубленного обследования ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ob_autizme_i_sdvg.docx | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете
Тема: выявление в группе раннего возраста (1,6-3 года) детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутического спектра.
Уважаемые педагоги, по данным ВОЗ в последнее десятилетие в развитых странах произошло резкое увеличение количества детей раннего и дошкольного возраста, имеющих особенности развития эмоционально-волевой сферы и расстройств аутического спектра. На данный момент Всемирная Организация Здравоохранения считает, что при своевременной ранней диагностике такой диагноз может быть поставлен каждому 50 ребенку, среди которых, по гендеру, преобладают мальчики. Так как диагностика подобных особенностей развития часто бывает запоздалой, в связи с неяркими проявлениями заболевания, часть детей с проблемами развития могут посещать детский сад, и не иметь соответствующей записи в медицинской карте, а значит, не получать необходимой коррекционной помощи.
Выявление детей группы риска по расстройствам эмоционально-волевой сферы и аутического спектра в раннем возрасте позволяет с одной стороны грамотно организовать для них инклюзивное образование в детском коллективе и скорректировать особенности развития, с другой дает возможность начать специальные занятия как можно раньше, что несомненно ведет к улучшению прогноза по данному виду расстройств.
Коллеги, начнем с того, как дети с расстройствами аутического спектра и эмоционально-волевой сферы попадают в сад. Самая частая причина заключается в том, то родители просто не осознают, что их ребенок развивается с особенностями. Педиатры и неврологи в нашей стране заняты иными проблемами и нагрузками, поэтому легкую степень данных заболеваний просто не в силах заметить у маленьких пациентов. Сами родители зачастую не знают, как должен развиваться ребенок данного возраста и ждут, что он вырастет и все пройдет «само». Через Ваши руки проходят десятки и сотни детей, поэтому заподозрить неладное педагогу детского сада, ежедневно принимающему активное участие в жизни ребенка намного проще, нежели родителям.
Вторая причина попадания ребенка с особенностями развития в сад – надежда родителей на мастерство педагогов в воспитании, так как самостоятельно они не могут справиться с капризным, упрямым и странным ребенком, опять-таки в надежде на то, что свои проблемы он просто перерастет.
Как можно заподозрить ребенка из группы риска.
Начнем с того, что с данными детьми очень сложно установить контакт, у взрослого человека создается впечатление, что ребенок имеет проблемы со слухом, так как может плохо отзываться на свое имя, не обращать внимания на замечания, не интересоваться происходящим на занятии.
Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы не могут усидеть на месте, их внимание сложно привлечь, они не выполняют режимные моменты, плохо засыпают или вовсе отказываются от сна. Такой ребенок может убегать на прогулке, не использовать туалет по назначению, валяться на полу в истерики из-за самого мелкого происшествия или запрета. Ребенок с расстройством эмоционально-волевой сферы, в силу своих особенностей, может иметь проблемы с речью, чаще с активной, нежели с пониманием.
Таких детей принято называть сложными, и только специалист психоневролог может разделить, где заканчивается «скверный» характер и начинается патология. Наша задача вовремя определить группу риска и информировать родителей малышей.
Дети с расстройствами аутического спектра предпочитают играть в одиночестве, часто выбирают себе стереотипные игры, расставить все по местам, выстроить ряды из кукол, машинок, конструктора. Они редко идут на контакт с воспитателем, других детей часто не замечают, не умеют сопереживать радость и печаль. Ребенок с расстройством аутического спектра не любит контакта глаза-в-глаза, однако, это не значит, что он совсем не использует прямой взгляд, довольно часто такой малыш может ответить улыбкой на улыбку, однако, показать взглядом интерес ему не под силу. Особое внимание следует обратить умению детей использовать указательный жест, дети с особенностями развития часто не используют его, либо указывают всей ладошкой.
Дети с расстройствами аутического спектра практически всегда имеют проблемы с речью, она бедна, ребенок не использует предлоги и окончания, ему сложно ответить даже на самый простой вопрос вербально. Такие дети часто повторяют только что услышанные слова (эхолалия) не к месту, их речевая продукция лишена смысла, притом, что она может быть воспроизведена на высоком уровне (стихи, заученные фразы).
Наша задача увидеть необычных детей, провести полную диагностику доступными средствами и при необходимости направить к специалистам, чтобы уже совместно создать для наших маленьких особенных ребят благоприятные условия для инклюзивного образования. До 90% детей с легкими и средними расстройствами эмоционально-волевой сферы и аутического спектра при должной помощи компенсируются до высокофункциональных форм и могут продолжить обучение в обычной общеобразовательной школе весьма успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Выступление по самообразованию...
КОНСПЕКТ НОД во второй группе раннего возраста № 1(2-3 года ) образовательной области «Познавательное развитие»
Учить строить домик из конструктора, формировать навык сборки единого целого из нескольких деталей. Развитие навыка работы в команде....
КОНСПЕКТ НОД во второй группе раннего возраста № 1(2-3 года) образовательной области «Познавательное развитие» ТЕМА: «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей по различению количества и величины предметов.Задачи:Обуча...
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды,...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПРПроблема интеллектуальной недостаточности в настоящее время приобретает все большую актуальность.Изучая факторы, влияющи...
Конспект занятия в группе раннего возраста (1,6-2 года) по художественно-эстетическому развитию « Поиграй со мною, тучка».
Конспект игры-занятия "Поиграй, со мною тучка....