Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Автор полагает, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем автор отмечает, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.
В работах Л.С. Марковой [23, с. 324] указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей - они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого».
Л.Н. Блинова [2, с. 109] отмечает, что эмоциональное сочувствие, это не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Задержанность эмоционального развития у детей с ЗПР проявляется в следующем: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Поэтому, по мнению автора, эти дети более чем обычные, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи.
В своих исследованиях Н.В. Бабкина [23, с. 322] указывает, что главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР - это формирование способности управлять эмоциями. Автор отмечает, что ребёнок с задержкой психического развития учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Е.Н. Васильева [23, с. 335], учитывая имеющиеся в специальной детской психологии данные об особенностях и возможностях формирования эмоциональной сферы у детей в старшем дошкольном возрасте, а также положения Л.С. Выготского о взаимосвязи в процессе развития «аффекта и интеллекта», предполагает, что:
1)нарушение темпа интеллектуального развития у детей с ЗПР, их личностного становления не может не сказаться на своеобразии формирования их эмоциональной сферы;
2)на формирование эмоционального отношения к близким людям у ребенка с ЗПР большое влияние оказывает специфика детско-родительских отношений;
)специально разработанная система педагогических средств коррекции психического развития дошкольников с ЗПР в диагностика коррекционных группах в дошкольном учреждении может быть дополнена специфическим содержанием, нацеленным на коррекцию сферы их эмоционального развития.
Из всех видов деятельности, по мнению автора, наибольшую значимость приобретают те, в которых дети могут добиться реальных успехов, соответственно - пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы:
·недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений;
·недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате - нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
Анализ литературных источников позволяет сделать следующие выводы:
1.В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми (С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин и др.).
2.Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.), формируется устойчивая система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.), появляется эмоциональная децентрация - способность к сопереживанию другому человеку (Г.М. Бреслав и др.), совершенствуется способность к распознаванию эмоций (А.М. Щетинина, Е.М. Листик и др.), усложняются речевые характеристики переживаний (Н.В. Соловьева), начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова и др.), возникает эмоциональная коррекция поведения (А.В. Запорожец, М.В. Иванова и др.).
.В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств (А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Д.Н. Исаев, А.М. Прихожан и др.).
.Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений (А.В. Запорожец, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, И.М. Мамайчук и др.). Для дошкольников характерны острые эмоциональные реакции, повышенная тревожность, нарушения настроения и аномалии динамики переживаний (А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Е.Я. Янкина, А.М. Прихожан, Е.С. Штепа и др.).
.Специфика эмоциональных проявлений при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.Я. Семаго и др.). У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).
Коррекция нарушений ЭВС детей с ЗПР
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ЗПР практически всегда осуществляется двумя путями:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении [32, с. 156].
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ЗПР справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с задержкой психического развития не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
- нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
- мнимая неспособность усвоить материал занятия;
- отказ под разным предлогом от помощи старшим;
- рассеянность, неумение сосредоточиться;
- неаккуратность, неряшливость;
- беспомощность [34].
В.Б. Никишина выделяет следующие приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Прием | Цель |
Мимические и пантомимические игры и упражнения | Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, вязанных с переживанием телесного и психологического удовольствия и неудовольствия. Осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им. |
Игры на выражение отдельных черт характера | Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (доброта, жадность, честность), их моральная оценка. Обучение детей навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы с помощью игровых приемов. |
Игры, имеющие психотерапевтическую направленность | Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие умения чувствовать чужое настроение и эмоционально откликаться на него. |
Психомышечная тренировка | Снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления. |
Формирование адаптивных форм поведения | Развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. |
Приобщение детей к народной культуре | Развитие патриотических качеств личности. Обогащение чувственного и эмоционального опыта детей. |
Организация театрализованной деятельности | Обучать детей навыкам партнерства в игре. Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности. Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления и чувства. Снятие психоэмоциональной зажатости. |
Одним из важнейших средств коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР, является игра. Это средство, которое снимает неприятные или запретные для личности ребенка переживания.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Согласно С.А. Шмакову, большинству игр присущи четыре основные черты:
- свободная развивающая деятельность, которая предпринимается только по желанию, ради получения удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в большей мере импровизированный, активный характер игровой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, которые отражают содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [35, с. 88].
Иными словами, игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.
М.Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:
- в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, т.к. естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития;
- игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, т.к. человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому;
- игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
- игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
- игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого [36].
Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
Также с целью коррекции ЭВС у детей с ЗПР можно использовать элементы арттерапии и музыкотерапии.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Она призвана помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах.
В музыкотерапии можно выделить четыре основных направления коррекционных воздействий:
- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- развитие навыков межличностного общения;
- повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия принято выделять:
- катарсис – эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния;
- усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
- повышение социальной активности и т.п. [37].
Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Дефектология / Л.С. Выготский // Сборник сочинений: в 6 т. Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика - Т.5: Основы дефектологии. - 1983. – 369 с.
- Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: Издательство МГУ, 1980. – 440 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. – Т. 2: Проблемы общей психологии. – М., 1982. – 504 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
- Лук А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: Знание, 1982. - 176 с.
- Кэррол Э. Психология эмоций / Э. Кэрролл, Д. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 740 с.
- Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Виллюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Издательство МГУ, 1984. – 341 с.
- Горбатов А.А. Позитивные и негативные эмоции / А.А. Горбатов // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. - № 1. - С. 61-71
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1999. – 140 с.
- Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. – 498 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Академия, 2008. – 265 с.
- Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека / Е.П. Ильин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - С. 71-85
- Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - С. 101-107
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2009. - 280 с.
- Дефектология: словарь–справочник / Сост. С.С. Степанов. – М.: Новая школа, 2006. – 180 с.
- Власова Т.А. Дети с временной задержкой психического развития / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 2007.- 197 с.
- Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 176 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 2001. - 210 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.: Просвещение, 1985. – 209 с.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 2000. – 184 с.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2009. - 260 с.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 187 с.
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология. – 2003. - № 1. –С. 10-17
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис пресс, 2005. – 78 с.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2005. – 512 с.
- Корнилова С.Б. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками / С.Б. Корнилова
- Выготский Л.С. Из прошлого в будущее / Л.С. Выготский // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2008. - № 6. – С. 9-14
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1984. - Т. 4. – 530 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнение. – 480 с.
- Соколова Е.В. Психология детей с ЗПР / Е.В. Соколова. - М.: АРКТИ, 2009. - 279 с.
- Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития / Под редакцией С.Г. Шевченко. - Самара: Издательство Самарского ИПК ПРО, 2008. - 138 с.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина - М.: Владос, 2003. - 128 с.
- Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры / С.П. Шмаков. – М.: Педагогика, 2001. - 409 с.
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 187 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля....
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
Выступление по самообразованию...