Статья «Педагогическое сопровождение детей с поведенческими проблемами в условиях ДОУ»
статья по теме
Определение, причины и тактика "проблемного поведения" детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Педагогическое сопровождение детей с поведенческими проблемами в условиях ДОУ»
Автор: педагог – психолог МБДОУ ЦРР д/с № 14
Краснопеева Елена Александровна
Для начала, давайте разберёмся: Какой ребёнок для вас является проблемным?
Чаще всего – это дети с нарушениями поведения (непослушные)
Конечно же, непослушание не следует отождествлять с патологией. Непослушные дети, естественно, мешают и воспитателю и всей группе.
Но это обычная рабочая проблема.
Причины проблемы:
- Педагогические просчеты взрослых
- Определенная слабость ц. н. с., обусловленная, как возрастной незрелостью, так и нередкими случаями ММД, неблагоприятной беременностью и родами.
Отвечает ли воспитатель за психическое здоровье детей?
При большом количестве детей в группе воспитатель просто обязан заботиться о дисциплине и о социальном приспособлении детей, но избегать любых диагностических категорий., так как зачастую возникает следующая проблема:
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГА!!!
К детям с нарушениями поведения относят:
- агрессивных
- вспыльчивых
- пассивных
АГРЕССИВНЫЕ
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Выделяют две наиболее частые причины агрессии:
- боязнь быть травмированным, обиженным;
- пережитая обида, или душевная травма, или само нападение.
Выделяют:
физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);
вербальную агрессию
(оскорбляют, дразнят, ругаются).
Тактика:
Постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Первым шагом является попытка сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это легче сделать, чем в отношении вербальной. Надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Подвергнуть его поступок суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой.
Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если ребенок, оскорбляет других детей, то взрослый должен посоветовать им, чем ответить.
Вспыльчивые
Вспыльчивые дети те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют.
Тактика:
Такие приступы необходимо попытаться предупредить.
В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории.
Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
Очень важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций.
Пассивные
Взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым
Тактика:
Постепенная. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми –сверстниками и взрослыми.
Откуда растут ноги у непослушания в детском саду?
Основная трудность – разлука с домом, с любимыми людьми. А здесь не могут удовлетворить потребности ребёнка в нежности, признании, любви и заботе, как это делают дома. Ещё одна трудность – выстраивание новых отношений. Случается, что у малыша не получается найти язык с другими детьми или самим воспитателем. И не станем забывать: любой ребёнок иногда бывает обременён своими маленькими или большими проблемами, которые он несёт с собой из дома.
Конечно, свой основной опыт малыши приобретают в отчем доме. Однако ясли или детский сад играют немалую роль в жизни маленького человека – здесь могут укрепить доброе или смягчить печальное. Не нужно забывать, что не обязательно трудности ребёнка приходят с ним из дома. Нужно учиться видеть, какие из них связаны непосредственно с детским садом.
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Одним из наиболее популярных методов работы с такими детьми является, психотерапевтический. Сам по себе данный вид работы не способен изменить поведение, данные занятия могут лишь «раскачать» ситуацию, выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения.
Дальнейшая работа ложится на плечи тех взрослых, которые проводят с ребенком каждый день, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой работы, определяет общую тактику, регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.
Знание проблемы – наполовину готовое решение
Личностно - ориентированный подход к ребенку в группе детского сада.
Процесс индивидуализации облегчается, когда воспитатель знает, что одному ребенку, чтобы лучше развиваться надо разговаривать и взаимодействовать, а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это, можно убедиться, что ребенок ведет себя согласно складу своего характера, развивается так, как подсказывает ему его природа.
Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является ее семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.
УЧИТЫВАЕМ:
Возраст. Очевидно, что 3-4-летний ребенок думает и действует не так, как 5-6-летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.
Уровень развития. Между детьми каждой возрастной группы есть существенные различия.
Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например: серьезный / беззаботный, энергичный / спокойный, любопытный / безразличный, легкий / напряженный, разборчивый / безалаберный и т. д.
Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.
Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе и не связано с уровнем интеллекта. Один ребенок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.
Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.
Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем, часто компенсируют слабые.
Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным, другие – как к очень способным, а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.
Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Помоги Айболиту. Интерактивная игра-презентация.Учитель-логопед Саморукова Татьяна Вячеславовна, г. ТольяттиПриготовление овощных и фруктовых соков.Лексическая тема: Фрукты, овощи.Задачи: - Закре...
Статья «Педагогическое сопровождение детей с поведенческими проблемами в условиях ДОУ»
Определение детей с поведенческими проблемами, причины возникновения, стратегии поведения и стили взаимодействия...
Педагогическое сопровождение детей в период ознакомления с условиями санатория
Данная работа рассказывает о том,как ребёнку легче адаптироваться в новых условиях учреждения, в коллективе сверстников...
Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ" (из опыта работы)
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманност...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...