доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"
методическая разработка по теме
Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_logoritmike_na_konferentsii.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников № 10 «Маленький принц»
Выступление на августовской конференции
музыкальных работников.
Доклад на тему: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
Выполнил: музыкальный руководитель 1 кв. категории
Мишукова Наталья Геннадьевна
г. Набережные Челны
Использование логоритмики на музыкальных занятиях.
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 15% новорождённых появляются на свет здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины и проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их умственное и физическое развитие. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу 1 г.ж. словарь составляет 8- 10 слов, то в 3 года- до 1 тысячи слов.
На 3 г.ж. ребёнка речь становится доминирующей линией развития.
Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.
Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2006- 2007 учебном году. Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и практического материала таких авторов как, О.И.Карц, О.С. Боромыкова, М.Ю.Картушина и другие, посетила 2 семинара- практикума по программе «Арт- терапия», которая направлена на развитие психоэмоциональных процессов у детей дошкольного возраста.
Почему логоритмика?
Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале 20 века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико- интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия- это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения включают в себя пальчиковые, речевые музыкально- двигательные и коммуникативные игры.
Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный и эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д..
Регулярные логопедические упражнения способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.
Ещё большой плюс занятий и упражнений по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно с ним взаимодействовать.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!
Основные задачи логоритмического воздействия:
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
- Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.
- Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонального дыхания.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование, развитие и коррекция слухо- зрительно- двигательной координации.
Направление работы по логоритмике.
- Развитие чувства ритма- упражнения, музыкально- дидактические, ритмические игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.
- Формирование правильного дыхания- упражнения, направленные на формирование, развитие и обработку правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развитие артикуляционной и лицевой моторики- упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.
- Развитие общей моторики- динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.
- Развитие мелкой моторики- пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или с использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
Логоритмика (логоритмические занятия)
включают в себя следующие элементы:
Упражнения | Развитие |
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. | Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. |
Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами. | Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения. | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. |
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. | Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. | Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно- образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. | Развитие мышечно- двигательной и координационной сферы. |
Упражнения на развитие словотворчества | Расширение активного запаса детей. |
Литература:
- М.Ю.Картушина «Логоритмика для малышей».
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия для малышей».
- О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения» (упражнения с музыкальным сопровождением).
- Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь».
- О.И.Карц, С.Коротаева. Программа «Арт- терапия».
- Е.Д.Макшанцева «Музыкально- речевые игры для детей дошкольного возраста».
- И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду».
- Журналы:
- «Музыкальная палитра»;
- «Дошкольное воспитание»;
- «Колокольчик».
Сейчас создано много методической интересной и нужной литературы по воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми. Я хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это та литература, которой я пользуюсь при составлении музыкальных занятий.
«Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С.Боромыковой.
Это пособие очень простое по форме и содержанию, им могут пользоваться музыкальные руководители детских садов, логопеды. Воспитатели и даже родители. Материал, изложенный здесь, тесно связан с работой логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности детей. Упражнения, представленные в этой книге, я включаю в начале занятия при разучивании музыкально- ритмических движений, в середине- вместо попевок, в конце- хороводные игры.
Например, упражнения:
- «Пильщики»;
- «Мышки»;
- «Кот- царапка»;
- «Ходьба на носках и пятках»;
- «Я бегу, бегу, бегу».
В конце этого сборника приведены инсценировки и игры с пением.
- Игра «Лиса».
Сборник музыкально- речевых игр «Скворушка» Е.Д.Макшанцевой предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста, он составлялся с учётом достижений дошкольной педагогики в формировании правильной речи детей и предупреждении речевых дефектов. Все упражнения построены на сочетании музыки и речи с движениями. Такая комплексная форма обеспечивает не только предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребёнка, способствуя развитию его личности в целом.
- «Пастушок»;
- «Кап-кап».
В конце сборника прилагаются речевые игры:
- «Не сердись, а улыбнись».
Хочется отметить, что при проведении этих игр необходимо эмоциональное участие во всех играх и самого взрослого. Улыбающийся педагог является образцом поведения в совместных играх.
«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушиной представляет собой систему занятий по развитию чувства ритма у детей. В их основе лежит восприятие- воспроизведение структур ритма разного вида (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приёмами самомассажа. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал с детьми заранее не выучивается.
- «Снеговик»- самомассаж.
- «Коготки»- пальчиковая гимнастика.
- «Ёлочка»- зрительная гимнастика.
Выбирая ту или иную форму организации педагогического процесса, каждый педагог должен исходить из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей своей группы, задач, которые он ставит перед собой, и требований, предъявляемых им к среде формирования личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
«Музыкальная народная культураявляется тем чистым источником,из которого подрастающеепоколение, взяв лучшее из прошлого,сделает лучшим будущее»....
Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...
«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...
использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях
опыт работы...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)
Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...