самосоятельное исследование дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

самостоятельное исследование дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnoe_uchebnoe_issledovanie.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

            Самостоятельное учебное исследование, как вид организации

                                  практической деятельности детей.

 

   Как убеждает нас педагогическая психология, информация становится знанием только тогда, когда она вступает в контакт, с прежним опытом ребёнка, когда она, образно говоря, взаимодействует с интеллектом человека, находит за что зацепиться. В противном случае всё происходит как в поговорке – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Именно поэтому нужна система получения знаний детьми и развитие у них способностей. Очень важно дать импульс превращению процесса развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей, в процессе саморазвития.

   

   Я представляю опыт организации практической самостоятельной исследовательской деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности.

   Одним из противоречий по успешному решению задач исследовательского обучения является наше вечное стремление непременно приобщать ребёнка к решению социально значимых задач. Это конечно делать надо, но не  в виде «добровольно – обязательного труда» известного нам ещё с советских времён. Назрела необходимость изменить подход к подаче учебной информации.

   Главная цель исследовательского обучения – формирование у детей готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Для решения цели и повышения собственной компетенции, выбрала наиболее интересную и творческую методику А.И.Савенкова «Исследовательское обучение старших дошкольников», затем прошла дистанционное обучение на базе Московского педагогического университета «Первое сентября» при МГУ, курс А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

 

    Основная задача учебно – исследовательской деятельности в современном дошкольном образовании – развивать природную потребность ребёнка в новизне, в познании, совершенствовать его исследовательские способности. В совокупности решались и другие задачи:

- развитие познавательных потребностей и способностей;

- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;

- развитие коммуникативных навыков, в процессе исследовательского общения;

- развитие речи, обогащение словарного запаса;

- создание благоприятных условий для повышения уверенности в себе.

   Итоговые целевые ориентиры: (для детей 5 – 7 лет)

 - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, умеет видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, делать умозаключения и выводы. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Умеет структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   При написании рабочей программы воспитателя определила формы организации исследований: НОД или совместная деятельность. Чтобы систематизировать процесс учебных исследований я наметила этапы работы и классифицировала темы исследований в соответствии с образовательной программой, по которой работает наш детский сад -   «Радуга».

 

                                   Методика проведения учебного исследования.

Общая структура деятельности

Ход деятельности

Приёмы проведения деятельности

Вопросы, побуждающие к активности мыслительных процессов

1. Мотивация

    деятельности.

Создание личностной мотивации, положительного самоопределения.

Обращение, беседа, сообщение и т.д.

Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д.

 - хотите сегодня учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие учёные?

2. Выбор темы.

1. Знакомство с

    темами

    исследований.

2. Выбор темы.

Рассматривание детьми заготовленных карточек с темами.

Побуждающий диалог.

Короткое обсуждение предложенных тем, направляемое  педагогом.

Подводящий диалог.

Карточка с выбранной темой остаётся, остальные убираются.

- какую тему вы хотели бы сегодня исследовать?

3. Составление

    плана

   исследования.

1. Постановка

    задачи.

2. Знакомство со

    способами

    получения

    информации –

    «методы

    исследования».

3. Составление

    плана

    исследования.

Объяснение исследователям их задачи – получить как можно больше сведений, подготовить сообщение, доклад.

Подводящий диалог.

Подвести детей к называнию вариантов получения информации.

Побуждающий диалог.

В произвольном порядке, по мере поступления детских предложений, вывешиваются карточки с методами исследования.

Систематизация карточек с методами исследования (составление плана).

Подводящий диалог:

выстраивается план из карточек:

«подумать самостоятельно»;

«спросить у другого человека»;

«посмотреть в книгах»;

«посмотреть по телевизору»;

«понаблюдать»;

«провести эксперимент» и др.

- как это сделать?

- что мы должны

  вначале сделать?

- как вы думаете,

   с чего начинает

   исследование

   учёный?

- что нам следует

  сделать в самом

  начале?

- с чего начать

  наше

  исследование?

- что делать во

   вторую очередь;

  третью?

4. Сбор

    материала

    (этап должен

    проходить

    достаточно

    быстро,

    динамично).

1. Определение

    способа

    фиксации

    получения

    сведений.

2. «Подумайте самостоятельно».

3. «Спросите у другого человека».

4. «Наблюдение и эксперимент».

5. «Узнайте из книг».

Подводящий диалог:

договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений.

Просто запоминать – трудно, фиксировать письменно – не все умеют. Можно использовать пиктографическое письмо – рисунки, значки, символы.

Побуждающий диалог: высказывание детьми собственных знаний с одновременной фиксацией их на листах.

Побуждающий диалог:

задавать вопросы присутствующим взрослым и детям. Обращать внимание, что в результате расспросов других людей можно узнать что – то совсем новое, неизвестное раньше.

Фиксирование на листах.

Подводящий диалог.

Побуждающий диалог.

Ориентировка детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Фиксирование на листах.

Подводящий диалог: 2 способа получения информации:

первый – просмотр иллюстраций;

второй – просить о помощи взрослого прочитать.

- информации (сведений. знаний) соберётся много. Как всё собранное запомнить?

- что я знаю об исследуемом?

- можете задать вопросы друг другу или взрослым.

Что бы вы хотели у них узнать?

- что вы видите интересного?

- что вы хотите проверить, узнать об исследуемом?

- как вы получите информацию из книг?

5. Обобщение полученных данных.

1. Просмотр и рассуждение: что нового, интересного узнали?

2. Выделение главных и второстепенных признаков.

Подводящий диалог: анализ, расшифровка пиктограмм. Если дети забыли обозначение – ничего страшного, пиктограмма откладывается в сторону.

Побуждающий диалог. Выстраивание пиктограмм в определённую последовательность. Определение главных и второстепенных признаков изучаемого понятия (явления). Стимулировать попытку детей дать самостоятельно определение понятия.

- что вы узнали проведя исследование?

- как вы думаете, что главное?

6. Доклад (презентация, защита).

1. Выбор докладчика.

2. Выступление докладчика.

3. Обсуждение доклада.

Выступающих (одного или нескольких) выбирают по желанию или по назначению группы или педагога.

Докладчик начинает рассказ с определения основных понятий, затем опирается на собранный материал.

- кто представить для всех нас рассказ – исследование?

- какие вопросы вы хотели бы задать докладчику?

- какие поправки вы хотите внести?

- что бы вы хотели добавить?

- что нового вы хотели бы узнать об исследуемом?

7. Итог.

Подведение итога работы.

Определение перспективы дальнейшей исследовательской деятельности.

Подводящий диалог.

Повторение методов исследования.

- какие способы получения информации помогли вам провести исследование? Как вы собирали информацию об исследуемом?

- что нового, интересного вы узнали?

- о чём или о ком вы ещё хотели бы узнать в будущем?

   

Важный этап – это тренировочные занятия.

Для работы сделана  папка исследователя, она состоит из кармашков для сбора информации, каждый кармашек обозначен символами, которые в простой и доступной для детей форме, подсказывают и направляют их для таких действий.

Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований, можно заимствовать из игр, дидактических пособий.

                                             Классификация тем исследований.

Общие направления исследований

Основные науки и виды деятельности

Живая природа

Зоология

Ботаника

Генетика

Природопользование (сельское хозяйство)

Человек

Происхождение человека

Развитие человеческого организма

Медицина

Психология человека

Деятельность

Выдающиеся мыслители

Общество

Цивилизация

Государства и страны

История

Демография

Государственные деятели

Культура

Язык

Религия

Искусство

Образование

Земля

География

Климат

Строение Земли

Вселенная

Галактики

Солнце

Звёзды

Инопланетные цивилизации

Наука

Математика

Физика

Химия

Астрономия

История науки

Техника

Транспорт

Промышленность

Техническое конструирование и дизайн

Строительство

Экономика

Финансы и производство

Деньги и торговля

Банки

    Дети самостоятельно определяют тему исследования в рамках общего направления исследования. Например, направление - «Живая природа», область знаний – Зоология.

Затем мы вместе составляем план исследования, основная задача которого – получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследований, и подготовить о нём сообщение. Например:

1. Где живёт ?

2. Чем питается ?

3. Каковы основные особенности:

- тип животного;

- класс;

- отряд;

- семейство;

- род;

- вид.

4. Поведение.

5. Кто главные враги?

    Сбор материала. Здесь следует сказать что, собираемые сведения можно запоминать, но детям сложно держать в памяти большой объём неизученной информации, поэтому начинаем фиксировать, что узнали. Это могут быть несложные рисунки, отдельные уже знакомые буквы или даже специальные, изобретённые детьми на ходу, знаки и символы. (Проект «Красная книга животных Урала»).

  • Итак, мы построили  с детьми алгоритм работы: определение партнёра, выбор животного, заполнение папки исследователя, подготовка презентации, выбор рисунка и справочной информации для заполнения страниц «Красной книги».
  •    Затем повторили с детьми принцип работы при заполнении папки исследователя, мы не ограничиваем детей в использовании символов, всегда приветствуется изобретение новых.

    Материал по исследованию мы собираем, используя такие методы, как:

Подумать. Дети фиксируют собственные знания по теме.

Спросить у другого человека. Идёт обмен мнениями, в случае затруднения дети обращаются с вопросами к взрослым.

Узнать из книг. Допускается использование различной литературы имеющейся в группе и доступной детям.

Наблюдения и эксперимент. Дети проводят доступные в данный момент и необходимые наблюдения и исследования.

Обобщение материалов. Дети рассматривают и обобщают собранную информацию, анализируют, что нового удалось узнать.

Презентация итогов исследования. Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Паре основных исследователей предлагаем головные уборы и мантии, заслушиваем сообщение. После доклада обязательно проводим процесс обсуждения, даём возможность всем детям задать вопросы.

    

Далее – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Определяем где живёт медведь: в лесу; каким символом определить  – ёлка, Тимур предлагает ещё место жительства медведя – зоопарк, определяет символ – решётка. В чём проживает – берлога – символ бугор. Чем питается: мясом; предложил символ овал, ягодами, дикоросами, рыбой – рисуем рыбку и маленькие кружочки. Как медведь добывает себе пищу – охотится, значит, хищник, рисуем зубы, когти изображаем в виде шутки: ствол дерева, а на нём группы полосок.  Основные особенности, чем отличается от других животных: большой (рисует два кружка большой и маленький, маленький зачеркнул); цвет – бурый, коричневый, мех – изобразил ворсинками( пятно фломастером); способ передвижения (вызывает затруднение определение символа, предлагаю посмотреть на фигурку животного, подержать в руках, определил, что ходит на четвереньках, посчитали лапы, решаем лучше определить -  как четыре лапы) выбор символа затрудняет, предлагаю идти по ассоциации слова четыре – число, выход найден.

 Поведение – знаний недостаточно и решаем получить сведения в контактном общении с книгой, другими детьми и взрослыми (ищем в детской  энциклопедии описание особенностей поведения бурых медведей), по картинкам не очень понятно, решаем, как быть, дети подсказывают ему проси прочитать, прочитали, решаем, как оформить особенности поведения: трётся спиной о деревья – ствол дерева с пятном, лазает по деревьям – предлагаю шуточное изображение ствол дерева и когти на нём, ходит на задних лапах – символ человечка, любит купаться и ловить рыбу – нарисовал каплю воды и рыбу, удочку, любит спать  - нарисовал подушку, детки рождаются зимой в берлоге – изобразили бугор и в нём большой круг и два маленьких; враги – в природе нет – нарисовал  черту.

 Для эффективной деятельности важно учесть некоторые правила:

- всегда подходить к проведению работы творчески;

- учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;

- не сдерживать инициативы детей;

- не делать за них то, что они могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать

  самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений;

- помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний;

- ориентировать детей на их собственные наблюдения и эксперимента;

- учить прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

- помогать детям, формировать навыки самостоятельного решения проблем

  исследования;

- учить детей анализу, синтезу и классификации информации;

- поощрять стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

                                           

   Этот метод работы я использую постоянно т.к. адаптировала его к образовательной программе детского сада «Радуга», а также задачи, которые  решаются  в процессе деятельности, актуальны и при введении Федерального государственного стандарта, ведь он направляет нас на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологическое исследование дошкольников

нейропсихологическое исследование дошкольников старшего возраста...

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

   Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

Исследование дошкольниками городского пространства по теме недели: «Я иду на стадион!»

Опыт работы по исследованию дошкольниками городского пространства.Программа «Город на ладошке». Раздел «Обстоятельства городской жизни» Тема недели: «Я иду на стадион!»...

доклад на тему: Формирование умений и навыков элементарного исследования дошкольников с комнатными растениями

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. По мнению ряда известных психологов А.Н. Поддьяк...

СЕКЦИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ – ДОШКОЛЬНАЯ ВСЕ ЛИ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ?

СЕКЦИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ – ДОШКОЛЬНАЯВСЕ ЛИ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ?...

Мини- проект в первой младшей группе: «Детские исследования дошкольников в логико-математической деятельности»

В дошкольном образовании наиболее популярны игровые методы, они могут применяться в комплексе с другими методами: исследовательскими, проблемными, ситуационными. Логико- математическое развитие детей ...

Характеристика методов исследования дошкольников

В статье рассмотрены преимущества, недостатки, возрастные ограничения методов исследования: наблюдение, беседа. эксперимент, тест, анкетирование, анализ продуктов деятельности....