Характеристика методов исследования дошкольников
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Левина Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены преимущества, недостатки, возрастные ограничения методов исследования: наблюдение, беседа. эксперимент, тест, анкетирование, анализ продуктов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_diagnostiki.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика методов исследования дошкольников

Метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу, тест. анкетирование и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Название метода

Общая характеристика

«+»

«-»

Возрастные ограничения

Наблюдение

Наиболее распр. метод, с помощью которого изучения психологического явления в различных случаях без вмешательства в их течение

1,комплексность восприятия

2,получ. реальную картину

3,минимально затратные

4,необязат. получение предварительного согласия испытуемых

1,возможность что-то упустить

2,привязанность к данной ситуации

3,требуется хотя бы план наблюдения

4,не контролируемый процесс

1,Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю.

2,С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения.

3,По частоте наблюдения:

– от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
– до года – еженедельно;
– 1–3 лет – один раз в мес.;
– 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
– со школы – раз в год.

Беседа(вопросов или интервью)

Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод.

Две формы беседы: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог.

Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство.

Вопросы, должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки.

Беседа имеет чётко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются чётко, кратко и точно.дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого.

после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Беседа продолжается не более 10 – 15 минут.

Эксперимент

Метод, предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

1,Обеспечив высокая точность результатов

2,Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

3,Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

1,Условия деятельности испытуемых не соответствует реальности (кроме естественного эксперимента)

2,испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

1,Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности.

2,Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи.

3,Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности.

Тест

стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предполагающие прав ответы, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

1, Разнообразие видов т

2, Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.

1,Строгий отбор т в зависимости цели исследователя

2, Одно качество изучается набором т

Вербальные с 3 л

Письменные с 4 л

Анкетирование

Заочный опрос

Используется в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссиям или интимным вопросам, либо опрос большое количество людей в сравнительно небольшой срок

1, возможность массового охвата большого кол-ва лиц

2,анкета гарантирует высокую степень анонимности

3,не требует присутствие анкетёра

1,формулировка вопроса должна быть однозначного содержания

2,соблюд порядок вопросов

3,нельзя проводить а. не имея определенных рабочих гипотез

С 7(8) ребёнок должен суметь прочитать и ответить

Анализ продуктов деятельности

Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результам и предметам труда, в которых воплощены творческие силы и способности людей

1, Не требует присутствие испытуемого

1, Необходимо учитывать условия протекания деятельности

2,Анализ не единичных, а многих продуктов деятельности (аналогичных и разных)

С 3 л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога, методы исследования и коррекции

Профессия педагог относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержен...

Детское исследование как метод обучения дошкольников.

Главная  особенность  исследовательского  обучения  —  активизировать  учебную  работу  детей,  придав  ей  исследовательский,  творческий х...

Доклад "Индуктивный метод исследования"

Доклад "Индуктивный метод исследования"...

«Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение»

Реферат на тему: "Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение ".Подготовила:Слюсарь Наталия Владимировна, воспитатель ФК ДОУ "Детский сад № 1 ФСО Росс...

Анализ психологических методов исследования

Описание, недостатки, достоинства методов психологического исследования....

Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Методы исследования межличностных отношений дошкольниковЦель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основ...

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...