Характеристика методов исследования дошкольников
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассмотрены преимущества, недостатки, возрастные ограничения методов исследования: наблюдение, беседа. эксперимент, тест, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_diagnostiki.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика методов исследования дошкольников
Метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу, тест. анкетирование и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.
Название метода | Общая характеристика | «+» | «-» | Возрастные ограничения |
Наблюдение | Наиболее распр. метод, с помощью которого изучения психологического явления в различных случаях без вмешательства в их течение | 1,комплексность восприятия 2,получ. реальную картину 3,минимально затратные 4,необязат. получение предварительного согласия испытуемых | 1,возможность что-то упустить 2,привязанность к данной ситуации 3,требуется хотя бы план наблюдения 4,не контролируемый процесс | 1,Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю. 2,С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения. 3,По частоте наблюдения: – от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно; |
Беседа(вопросов или интервью) | Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Две формы беседы: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог. | Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство. Вопросы, должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. | Беседа имеет чётко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются чётко, кратко и точно.дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. | после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Беседа продолжается не более 10 – 15 минут. |
Эксперимент | Метод, предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений | 1,Обеспечив высокая точность результатов 2,Возможны повторные исследования в аналогичных условиях 3,Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными | 1,Условия деятельности испытуемых не соответствует реальности (кроме естественного эксперимента) 2,испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований | 1,Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности. 2,Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи. 3,Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности. |
Тест | стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предполагающие прав ответы, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. | 1, Разнообразие видов т 2, Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. | 1,Строгий отбор т в зависимости цели исследователя 2, Одно качество изучается набором т | Вербальные с 3 л Письменные с 4 л |
Анкетирование | Заочный опрос Используется в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссиям или интимным вопросам, либо опрос большое количество людей в сравнительно небольшой срок | 1, возможность массового охвата большого кол-ва лиц 2,анкета гарантирует высокую степень анонимности 3,не требует присутствие анкетёра | 1,формулировка вопроса должна быть однозначного содержания 2,соблюд порядок вопросов 3,нельзя проводить а. не имея определенных рабочих гипотез | С 7(8) ребёнок должен суметь прочитать и ответить |
Анализ продуктов деятельности | Метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результам и предметам труда, в которых воплощены творческие силы и способности людей | 1, Не требует присутствие испытуемого | 1, Необходимо учитывать условия протекания деятельности 2,Анализ не единичных, а многих продуктов деятельности (аналогичных и разных) | С 3 л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагога, методы исследования и коррекции
Профессия педагог относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержен...
Детское исследование как метод обучения дошкольников.
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий х...
Доклад "Индуктивный метод исследования"
Доклад "Индуктивный метод исследования"...
«Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение»
Реферат на тему: "Методы воспитания дошкольника, характеристика и функциональное назначение ".Подготовила:Слюсарь Наталия Владимировна, воспитатель ФК ДОУ "Детский сад № 1 ФСО Росс...
Анализ психологических методов исследования
Описание, недостатки, достоинства методов психологического исследования....
Методы исследования межличностных отношений дошкольников
Методы исследования межличностных отношений дошкольниковЦель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основ...
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...