Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
статья
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_prioritety_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
Бутакова Н.В., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида № 103
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Целью нашей работы является: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок , выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей . Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Педагоги знакомят детей с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Способы подачи информации разнообразны: беседы, занятия, участие в играх, хороводах, прослушивание народной музыки.
В своей работе мы используем следующие методы:
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Беседы о родном городе.
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Совместно с родителями в детском саду оформляются стенды, стенгазеты, организовываются выставки и фотоконкурсы. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
В качестве примера предлагаем ознакомиться с тематическим планированием в подготовительной к школе группе.
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Моя семья | 1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». 2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Твоё полное имя». 3. Рисование на тему «Я и моя семья». 4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. 5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии» |
Октябрь | «Я люблю свой детский сад и район, где я живу». | 1. Прогулка «Моя улица» 2. Беседа на тему «Наши добрые дела» 3. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво» 5. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» 6. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц» 7. Оформление папки-передвижки «Мой любимый район» |
Ноябрь | «Я живу в Иркутске» | 1. Игра – путешествие «Я живу в Иркутске» 2. Рассматривание альбома «Мой город – Иркутск» 3. Беседа на тему «История моего города» 5. Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость» |
Декабрь | «Наша Родина – Россия» | 1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия» 2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране» 3. Беседа «Государственная символика России» 4. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины» 5. Рисование «Русский национальный костюм» 6. Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя» |
Январь | «Краса ненаглядная» | 1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» 2. Рисование «Золотая хохлома» 3. Аппликация «Гжельская роза» 4. Лепка дымковской игрушки «Индюк» 5. Рисование «Тверская матрёшка» 6. Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес» |
Февраль | «День защитника Отечества» | 1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? » 2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту» 3. Подвижная игра «Защита границы» 4. Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль» 5. Рассматривание картины «Богатыри» 6. Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки». |
Март | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | 1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле» 2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех» 3. Рисование «Портрет моей мамы» 4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? » 5. Чтение стихов о маме 6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца» |
Апрель | «Озеро Байкал». | 1. Беседа о Байкале, показ иллюстраций и фотографий о красоте озера. 2. Рисование на тему «Священное озеро» 3. Аппликация «На дне Байкала» 4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на Байкале» 5. Работа с родителями: оформление стенда «Наш Байкал» |
Май | «Этот день Победы» | 1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава» 2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ 3. Встреча с ветеранами. 4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы» 5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне 6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике. |
На наш взгляд работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
нравственные приоритеты...
Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направле...
Доклад на тему: «Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»
Доклад для воспитателей....
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...
Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
Статья предназначена для воспитателей и студентов...