Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
методическая разработка

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»

             

              В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.

                Патриотическое воспитание подрастающего       поколения – одна из  актуальных    задач нашего времени..

                Развитие страны во многом зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.

              Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников

            Но патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?

             Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Но как показывает практика: малышам доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к своей Родине. Начало патриотизма, рождённое в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

                Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре

                 Податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. – все это характерно для дошкольного периода

И все то, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - является фундаментом для развития личности

               Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

             Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, начиная с раннего возраста.

      Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

                Слово  «патриотизм»  образовано от греческого «ПАТРИС»- «Родина».

          Рассмотрим толкование слова «патриот» в разных словарях.

В. И. Даль (Владимир Иванович – этнограф, писатель) объясняет слово «патриот» как «любителя Отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника».

               В Словаре русского языка С. И. Ожегова (Сергей Иванович – советский  лингвист) можно найти следующее толкование. Патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом. Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины»

                 В педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов».

             В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики.

             Правовыми основами патриотического воспитания являются данные документы:

 Закон РФ «Об образовании в РФ»,

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.,

ФГОС

            Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине

          В «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» говорится  что невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

            Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Побудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать с первых шагов у детей черты характера, благодаря которым он станет человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу или селу; чувство гордости за достижения страны; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни – задача педагогов и родителей.

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, селу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

              Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

              Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- принцип интеграции образовательных областей;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Организованная таким образом работа будет способствовать  воспитанию любви к своей Родине.

                 Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

                  -  содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

                  -  эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

                  -  деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему

          Необходимо отметить, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

               Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию включает:

СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;

РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;

СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

                 Такое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, крае, той местности, в которой они живут. Темы повторяются в каждой группе.   Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

       Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста – ознакомление их с ближайшим окружением.

           В среднем дошкольном возрасте – моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской народной культуры.

                 В старшем дошкольном возрасте основным направлением работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

                 Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

               Приступая к патриотической работе с дошкольниками, педагог должен знать содержание, формы и методы работы по данному направлению, следовать необходимым требованиям:

1.Создание предметно – развивающей среды. 

            Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей среды предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

2. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

3. Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников с возрастом расширяется —  в старшем дошкольном возрасте: район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

           Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

4.       В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

              Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

             Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

               Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

5. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Основной формой патриотического воспитания, являются

  •  тематическая организованная деятельность,
  • , экскурсии, игры, наблюдения,
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении,

 нерегламентированная деятельность,

по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

           Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов,   тематическое     рисование), посещение   музеев,    а также  организация  музеев    в  детском саду.

Основными методами патриотического воспитания

в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. используются такие методические приѐмы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • знакомство с российской символикой;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности; и др.

            При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д.

Для этого желательно посещать музеи, специальные помещения в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

             Успех патриотического воспитания зависит не только от той атмосферы,  которая царит в детском саду, но и от родителей и семьи.

         Узнавая историю своей семьи, дети начинают сопереживать, внимательнее относятся к своим историческим корням.

          Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

             Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитание нравственно – патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной, систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи

и ответственности взрослых за свои слова и поступки.

    Самое  главное, не следует  ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате  педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил  наш  город, Отчизну, если он будет проявлять  интерес  к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде

Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направле...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"

В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...