"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
статья (средняя группа)
Статья предназначена для воспитателей и студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для воспитателей и студентов | 477.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Елизавета Павловна
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация: В статье затронута актуальная на сегодняшний день проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Ссылаясь на личный опыт и рекомендации ФОП ДО, автор отражает систему работы, в основе которой лежит игровой подход.
Ключевые слова: ФОП, патриотическое воспитание, игровой подход, педагогические технологии.
С введением в действие Федеральной образовательной программы в содержании педагогического процесса наблюдается выраженная патриотическая направленность. Безусловно, патриотическое воспитание ребенка является основой формирования будущего гражданина нашей страны. Задача педагогов – вырастить детей достойными представителями своей нации, искренне любящими свою Отчизну, почитающими ее историческое прошлое и культурное наследие. Именно поэтому уже с ранних лет мы рассказываем детям о том, насколько красива и богата наша страна, отмечаем народные праздники, знакомим с фольклором во всем его многообразии.
Чем старше становятся дошкольники, тем больше знаний они получают. Так, старшие дошкольники знакомятся с некотируемыми историческими памятными датами, список которых предоставлен составителями ФОП. Среди них: День памяти жертв Холокоста, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День воссоединения Крыма с Россией. Рекомендуется включать их в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно. Кроме того, мы не забываем упоминать о том, что в нашей стране родились и прожили свою жизнь множество выдающихся людей, великих личностей, прославивших ее. Петр I, А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ю.А. Гагарин – это далеко не полный перечень лиц, с которыми стоит познакомить детей.
Итак, грамотно продумывая содержание образовательного процесса по патриотическому воспитанию, мы помогаем каждому из наших воспитанников овладеть важнейшими личностным качествами, сформировать надежный фундамент моральных устоев и иных человеческих ценностей. Так, ощущая себя частью огромного организма, своей страны, дети обретают внутреннее спокойствие, стабильность, гармонию. Это именно те чувства, которые помогают уверовать в себя, в свои силы, в свой природный потенциал, в свое будущее и в свои силы, пробуждая желание действовать во благо своей стране.
Личный опыт работы в направлении формирования чувств патриотизма у дошкольников позволяет утверждать о том, что для достижения высоких результатов следует использовать все известные педагогической науке методы и приемы в совокупности. Однако упор в своей практике мы делаем на реализации игрового подхода. Игра, являясь ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства, одновременно является наиболее эффективной формой обучения. Мастерски маскируя образовательную задачу под игровую, мы, педагоги, имеем широкие возможности для эффективного усвоения детьми учебного материала и его отработки на практике. Считая, что игры по патриотическому воспитанию позволяют открыть комплекс разнообразной детской деятельности, мир чувств, переживаний, что является основой нравственного воспитания, мы используем все разнообразие игр на патриотическую тематику: игры-приветствия, дидактические, словесные, настольно-печатные, хороводные, театральные, сюжетно-ролевые, драматизации, пальчиковые, строительные, военно-спортивные, народные.
При этом выделяем следующие направления по патриотическому воспитанию :
1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения, в рамках которого даем дошкольникам представление о людях, прославивших страну, город и т. д; пробуждаем интерес к предметам народного творчества, художественным промыслам; воспитываем уважительное отношение к людям труда и предметам, произведённым ими; зарождаем чувства дружбы к людям других национальностей. В рамках данного направления мы используем игры: «Народы России», «Народные промыслы», «Знаменитые люди России» и др.
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни, в рамках которого мы воспитываем чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты, праздники); пробуждаем любовь к родному краю, к Родине (формируя представления о стране, городах, символике государства); знакомим с достопримечательностями родного города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей. Это направление представлено следующими играми: «Что? Где? Когда?», «Знаменитые места», «Военные профессии», «Стрела времени», «Символы России». Интересным решением в реализации данного направления стали игры – ходилки (бродилки), помогающие детям в непринужденной обстановке осваивать и систематизировать свои знания о народной культуре, быте предков, экологии, закреплять знания об объектах современной культуры.
3. Ознакомление с родной природой, в рамках которого удается воспитать в детях любовь к природе своего края; желание бережно относиться к объектам родной природы; пробудить желание трудового соучастия в деле охраны родной природы. Здесь мы уделяем особое внимание играм – презентациям, реализуя возможности IT-технологий. В нашем арсенале уже имеются следующие электронные пособия: «Деревья нашего края», «Лес – наше богатство», «А что в лесу?». Данный вид игр вызывает у детей наиболее эмоциональный отклик. В рамках этого же направления мы используем и макеты природных зон, раскрывая перед детьми все разнообразие растительного и животного мира нашей необъятной страны.
В заключение хочется вспомнить фразу, когда–то высказанную С. Михалковым «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра», и отметить то, насколько точно она отражает суть современной образовательной модели.
Представленный нами опыт работы по патриотическому воспитанию отражает систему работу, позволяющую каждому воспитаннику самому «добыть» знания о родной стране, расширить их, закрепить в процессе игры. Конечно, данное направление мы будет активно реализовать и далее, следуя рекомендациям, отображенным в ФОП ДО и познавая все новые педагогические технологии.
Список информационных источников:
- Писарева, А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. - М.: Сфера, 2021.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....
"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".
quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....
«Патриотическое воспитание в условиях современного образовательного учреждения»
laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...
« Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного процесса»
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социол...
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...