инновационный взгляд на профессию педагог
статья по теме

Яцына Ирина Анатольевна

Формируем инновационный взгляд на профессию педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формируем инновационный взгляд на профессию педагога

Яцына Ирина Анатольевна, воспитатель МДО БУ ЦРР Д/с № 33 «Теремок»

Переориентация современного дошкольного образования с традиционного обучения на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Соответствующие задачи нашли отражение в новом «Законе об образовании», Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартах.

Каждый из нас понимает, что система образования не может оставаться неизменной. И поэтому мы – педагоги, обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас  в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.  Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива уже пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель»?!

- Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?

- Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Современный воспитатель дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими ценностными мировоззренческими установками; рефлексивно–аналитическими, креативными, проектно–технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой, профессиональной компетентности воспитателей в ситуации всё возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.

Что такое инновация?

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий "новшество", "новое", "инновационный процесс" и др.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными  технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Мы признаём, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но также необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.

Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. Основная функция современного детского сада -  целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, cпособов и норм поведения, во всех сферах жизнедеятельности. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе, педагогическому коллективу  необходимо  работать в режиме внедрения новшеств и инноваций.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Личностно-профессиональное развитие специалиста дошкольного образования - одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, предусматривающей выработку новых форм взаимодействия с детьми, новых программ и концепций.

В последнее время больше внимание уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личностных и деловых качеств, которыми должен обладать современный воспитатель.

Квалифицированный воспитатель старается изучить и понять душу и сущность каждого ребёнка, а так же с лёгкостью улавливает ситуацию в группе, т.е. внимательно следит за настроением всего «детского коллектива».

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Личность воспитателя

Многими и многими качествами должен обладать современный воспитатель, но важнейшими из них являются чувство собственного достоинства, морально-этический стержень и высокая духовность.

Современный воспитатель должен быть одарённым. Способность широкого охвата и умение раскрыть себя являются талантом, который иногда важнее всего другого. Оригинальные методы воспитания детей, нормы поведения трудно передать путём бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путём поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время работы.

Современный воспитатель должен быть неординарной личностью, обладать особым типом мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации. Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, т.е. мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Интуиция всегда входит важной составной частью в практику воспитания и особенно важна её роль в прогнозировании событий, в мыслительном процессе от гипотезы до принятия решения.

Расположить к себе детей, любить их, добиться взаимопонимания и уважения – это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств: терпеливость, ответственность,  обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Профессиональные качества

У воспитателей особый предмет труда – донесение правильной информации детям. Для того чтобы соответствовать требованиям общества в целом, воспитателю необходимо систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, уровень компетентности в своём деле, совершенствовать свои способности, знания, имеющиеся навыки,  умение поставить цель, избрать пути её достижения, организованность, настойчивость.

Воспитатель в определённой степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль воспитания, благоприятная среда и культура поведения способствуют повышению качества и эффективности подаваемой информации.

Современный воспитатель с лёгкостью создаёт здоровый психологический климат в детском коллективе, целенаправленно занимается умственным и физическим развитием детей, развитием творческой инициативы детей. Воспитатель, добившийся хороших отношений с воспитанниками, основанных на взаимном доверии и уважении, добивается лучших результатов в организации воспитательного процесса, большего понимания от детей.

Активность педагога имеет большое значение! Воспитателя, сидящего большую часть времени на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей.

Педагог должен быть способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями.

Хочется обратить внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности;

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса;

3)отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

В заключении можно сказать, что современный воспитатель – это:

1. Всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей.

2. Это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и придерживающийся принятых в нём ценностей.

3. Это личность, обладающая определёнными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с детьми и коллегами.

4. Это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный делу и готовый защищать интересы детей и родителей, исполнитель определённой работы, делающий её качественно и своевременно.

Воспитатель – это лидер детской группы, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности!

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет! «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» - Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Список литературы

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

3. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.

4. Словарь практического психолога. Минск, 1998.

5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012

6. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный взгляд на профессию педагога Автор презентации: Воспитатель: Яцына Ирина Анатольевна МДО БУ ЦРР Д\С № 33 «Теремок»

Слайд 2

Актуальность и практическая значимость

Слайд 4

Раскрытие ведущих идей, проблемы

Слайд 5

«Современному ребёнку – современного воспитателя!» лозунг сегодняшнего дня! Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива уже пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Слайд 7

А кто же такой «современный воспитатель »?!

Слайд 8

Требования к квалификации педагога

Слайд 9

Что такое инновация?

Слайд 10

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Слайд 11

Современные образовательные технологии

Слайд 12

Мир новых технологий

Слайд 15

Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка : введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, cпособов и норм поведения, во всех сферах жизнедеятельности .

Слайд 16

Для качественного и эффективного исполнения данной функции необходимо: - работать в режиме внедрения новшеств и инноваций постоянно искать новые, более результативные методы воспитания и обучения в ырабатывать новые формы взаимодействия с детьми - внедрять новые программы и концепции

Слайд 17

комплекс знаний, способностей, личностных и деловых качеств, которыми должен обладать современный воспитатель: - квалифицированный воспитатель старается изучить и понять душу и сущность каждого ребёнка - с лёгкостью улавливает ситуацию в группе, т.е. внимательно следит за настроением всего «детского коллектива » - воспитатель - исследователь , инициативный, широко образованный

Слайд 18

Личностные качества педагога - чувство собственного достоинства, морально - этический стержень и высокая духовность; одарённость; способность широкого охвата и умение раскрыть себя являются талантом; - оригинальные методы воспитания детей; - неординарная личность, обладающая особым типом мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации; - хорошо развитая интуиция, т.е. мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания;

Слайд 19

Личностные качества педагога умение расположить к себе детей, любить их, добиться взаимопонимания и уважения – это искусство, мастерство, умение , талант; терпеливость , ответственность , обязательность; объективность, уважение к людям ; оптимизм , эмоциональная уравновешенность ; потребность в общении; интерес к жизни воспитанников; доброжелательность , сдержанность, отзывчивость ; трудолюбие , работоспособность; дисциплинированность , ответственность.

Слайд 20

Профессиональные качества педагога систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; постоянное повышение качества своего труда; - высокий уровень компетентности в своём деле; совершенствование своих способностей, знаний, имеющихся навыков; умение поставить цель, избрать пути её достижения; организованность , настойчивость; в определённой степени должен быть тонким психологом; активность педагога; способность к изменениям.

Слайд 21

личностные качества, которые вызывают трудности в профессиональной деятельности: отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности ; несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса; отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической , компетентности.

Слайд 22

современный воспитатель – это: 1. Всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. 2. Это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и придерживающийся принятых в нём ценностей. 3. Это личность, обладающая определёнными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с детьми и коллегами. 4. Это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный делу и готовый защищать интересы детей и родителей, исполнитель определённой работы, делающий её качественно и своевременно. 5. Воспитатель – это лидер детской группы, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности!

Слайд 23

«Будь осторожен !» «Не ошибись !» «Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту!

Слайд 24

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться!

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...

Статья "Мой взгляд на современного педагога."

Мои близкие и дальние перспективы в улучшении воспитательно-образовательной работы....

Мой взгляд на профессию воспитателя

Муниципальное образование Ямальский районМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Панаевский детский сад общеразвивающего вида «Красная шапочка»  Павлова О. В.восп...

Статья на тему: ЭССЕ "Взгляд на современного педагога"

ЭССЕ "Взгляд на современного педагога"...

Взгляд на современного педагога

Статья о современном педагоге...

Эссе на тему: «Профессия педагог. Взгляд со стороны школьной парты».

laquo;Профессия педагог. Взгляд со стороны школьной парты».       ...