"Развитие воображения и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста путём использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
статья (младшая группа) по теме

Кознова Екатерина Николаевна

Статья создана для публикации в журнале, теоретическая часть дополнена практической, в виде сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста путём использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Кознова Екатерина Николаевна,

(воспитатель 1 младшей группы)

МБДОУ «Детский сад № 8 «Якорек» комбинированного вида».

e-mail: kznva-ekaterina@rambler.ru

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остаётся актуальным.

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей. К таким процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, и воображение.

Ключевую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления, играет воображение, которое отвечает за умение моделировать и планировать что-либо.

Для развития детского воображения есть масса средств. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевых играх, которые так любят дошколята. Дети по-новому используют предметы, придают им разнообразные воображаемые функции: карандаш может быть и деревом, и мечом, и человечком, а вот ребёнок скачет на воображаемой лошади, а мы, взрослые, видим, что он скачет на обычной палке.

Увы, становление познавательных процессов, и в том числе воображения, не происходит самостоятельно. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин доказывают, что психические процессы необходимо развивать в деятельности, а ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать и педагога, и детей. На мой взгляд, данная задача полностью реализована в технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», поэтому в своей педагогической деятельности, я, обратилась именно к этой технологии, которую использую с воспитанниками, начиная с 1 младшей группы.

 Игры, заложенные в данную технологию, применяются мной во время непосредственной образовательной деятельности, во время свободной деятельности малышей, а так же для индивидуальной работы. Дети с восторгом приняли появление радужных гномов – Кохле, Охле,Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, Медвежонка Мишика, Чудо-лепестки, которые превращаются в воздушные шарики, Нетающие Льдинки, из которых можно сложить птицу, лошадку или любое другое животное, и уже сами создают воображаемые ситуации.

Все игры, включённые в данную технологию, занимают в ней определённое пространство, имеют сказочный сюжет и своего героя. Кроме того, герои сказок В.В. Воскобовича позволяют создать собственную сказку (см. Приложение). Мои воспитанники, слушая сказку, погружаются в нее и невольно становятся участниками сказочных событий, гуляют вместе с героями по сказочному пространству, где встречают сказочных героев, «проживают» таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевают препятствия, тем самым,  решают определённые задачи, отвечают на вопросы, совершенствуют речь, выполняют творческие задания. Именно через сказку воспитанники начинают познавать мир,  воспринимать образы, которые им интересны, а важная информация усваивается незаметно, кроме того, приобщаясь к сказке, учатся мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, позволяет решать большое количество образовательных задач, а широкий возрастной диапазон участников, позволяет применять игры на протяжении всего дошкольного обучения ребёнка, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Список литературы:

1. Воскобовия В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет.СПб., 2007.

2. Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8 июня 2013 г., Санкт-Петербург) / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- СПб., 2013.

3.http://oceanschool.myinsales.ru/blog/Skazki


Приложение.

Материал: разноцветные верёвочки, разноцветные липучки, коврограф, Медвежонок Мишик

Сказка «Радуга-дуга» (составитель Кознова Е.Н.)

Проснулся как-то утром Медвежонок Мишик, зевнул, потянулся и подумал, что хорошо бы пойти погулять. Встал, умылся, оделся, позавтракал и вышел на улицу. (воображаемая ситуация)

А там… всё небо тучками затянуто, солнышка не видно, и вот - вот пойдёт дождик. Вздохнул Мишик, и только собрался вернуться в домик, как пошёл дождь. А дождь необычный! Капельки были разноцветными, весёлыми, озорными! (воспитанники располагают «капельки» на демонстрационном коврографе по своему желанию)

 Они весело падали на землю и тут же подпрыгивали вверх и каждый цвет становился в свой хоровод. (показ воспитателя)

Они кружились и весело пели свою песенку кап-кап-кап. (Этюд «Дождик»)

Засмотрелся Мишик на цветные хороводы капелек. И такие эти капельки были весёлые, что даже солнышко выглянуло на них посмотреть! Заискрились капельки на солнышке, засверкали.

Зажмурился Мишик от такого блеска (воспитанники зажмуриваются), а когда открыл глаза, увидел, что нет тучек, солнышко сияет, а над его домиком раскинулась красивая, разноцветная радуга-дуга! (конструирование радуги).

Этюд «Дождик»:

Капля раз, капля два, капли медленно сперва – кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки).

Стали капли поспевать, капля каплю догонять – кап, кап, кап, кап. (быстрые хлопки).

Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем! («зонт» над головой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Презентация "Реализация образовательной деятельности с использованием технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры " на основе системно-деятельностного подхода.

В данной презентации автор сравнивает требования ФГОС к ДО с целями и задачами технологии "Сказочные лабиринты игры", рассматривая использование материалов технологии в ключе системно-деятел...

"Использование технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в математическом развитии детей"

Игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

Статья на тему: "Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности....