Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой
проект (младшая группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете № 3
МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области » воспитателя Орловой Аллы Ивановны
от 25 февраля 2014г.
Тема: «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Совместно сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
- экскурсии в библиотеку;
- знакомство и взаимодействие с библиотекой;
- посещение мини-музея библиотеки;
- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
-участие в театрализованной деятельности
- совместные праздники;
Во время экскурсии с детьми по родному селу, знакомили с социально культурными объектами. Рассказывали, что во дворце культуры находится библиотека. Что это хранилище для книг. Детей знакомили с сотрудниками библиотеки, которые с интересом рассказали, что в ней хранятся 26 тысяч экземпляров для взрослых и детей. Вся литература подразделяется на отраслевую и художественную. Отраслевая это – физика , химия, биология, искусство, а художественная – различных классиков, писателей.
При желании получить какую –либо книгу, данные читателя записываются в формуляр.
Умение слушать литературные произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Всё это необходимо делать для того, чтобы
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;
- развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
В течение месяца в ДОУ педагоги проводили с детьми беседы на тему «Что нам осень подарила», читали художественную литературу «Однажды хозяйка с базара пришла», проводили сюжетно – ролевые и дидактические игры «С чей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что лишнее?».
Так совместно был проведён праздник осени «В гостях у Пугала огородного». Где дети с удовольствием отгадывали загадки, рассказывали стихи об овощах, участвовали в конкурсах.
В каждой группе детского сада имеется уголок книги, который постоянно пополняется новой литературой определённой тематики. Систематически разучиваем стихи, рисуем иллюстрации к сказкам. А самое главное то, что мы постоянно находимся во взаимодействии с филиалом библиотеки.
Так к 130-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского было проведено развлечение «От двух до пяти». Где дети, опираясь на свой опыт и знания, участвовали в викторине по произведениям гениального поэта публициста. Но мало кто знал о личной жизни поэта, о том, что настоящая фамилия его Николай Васильевич Корнейчуков. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г), "Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925 г.), "Федорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г., под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-дерево", написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными. Об этом нам и рассказала Купина Екатерина Владимировна, работник библиотеки.
Проводили огромную совместную работу по ознакомлению с произведениями не только отечественных и зарубежных авторов. В свободное от занятий время знакомили со сказочной повестью Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города». Какие приключения происходили с девочкой Элли. Эта сказка сходна со сказкой «Удивительный Волшебник из Страны Оз» Фрэнка Баума.
При помощи творческих мероприятий, куда вовлекаются как дети, так и взрослые, решается задача привития детям интереса к чтению.
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы добились высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно- нравственного развития в воспитание детей.
Детям рассказывали о героях, защитниках Отечества. Пригласили Купину Е.В. на смотр – конкурс, строя и песни в детский сад, где она была непосредственным участником в оформлении зала, а также принимала активное участие в пошиве формы.
На базе библиотеки для воспитанников нашего детского сада регулярно проводятся инсценировки сказок, конкурсы, выставки детских работ, тематические праздники, развлечения и т.д.
При организации образовательного процесса учитывались принципы интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность», «Социализация», «Труд»).
Так одно из наших посещений было приурочено ко Дню Победы «Мы этой памяти верны». Екатерина Владимировна организовала экскурсию по мини – музею, где были собраны экспонаты времён Великой Отечественной войны. Она рассказала о героях, которые освобождали наше село. А затем все вместе ходили к памятнику погибшим воинам на возложение цветов.
Кроме этого, детская библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей.
В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»
Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.
А вы как думаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
"Литературный час". Взаимодействие с детской библиотекой
"Литературный час" был организован в рамках реализации проектной деятельности «Душу человека с детства развивать надо» (руководитель проекта - воспитатель старшей группы Урюпина Г.А.)....
Теоретические основы взаимодействия педагогов детского сада и родителей
В презентации представлены слайды: актуальность, цель, польза от включения семей в образовательную работу с детьми, что же полезного извлекают дети из присутсвия членов семьи?, польза от вовлече...
ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развит «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».
Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой ....
Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.
Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.В статье раскрывается опыт работы приобщения детей к книжному литературному развитию через взаимодейст...
«Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой»
Доклад из опытыа работы...
ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.
Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...