Каждому овощу свой срок: об обучении чтению.
учебно-методический материал по теме

Маскова Светлана
В последнее время чаще и чаще ко мне и моим коллегам обращаются родители с жалобами, что их дети не могут научиться читать или никак не запомнят буквы. Конечно, я интересуюсь, сколько же лет «ученику». Как правило, оказывается 3-4-5 лет. На мой удивленный вопрос, зачем же его сейчас учить читать, мамы часто ссылаются на ребенка друзей, который в 2 года уже все буквы знал, или в 5 уже бегло читает. Реже говорят, что в детстве в 5 лет сами уже читали (видимо, родителей, научившихся читать только в школе, раннее обучение чтению тревожит меньше).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdomu_ovoshchu_svoy_srok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждому овощу свой срок: об обучении чтению.

В последнее время чаще и чаще ко мне и моим коллегам обращаются родители с жалобами, что их  дети не могут  научиться читать  или никак не запомнят буквы. Конечно, я интересуюсь, сколько же лет «ученику». Как правило, оказывается 3-4-5 лет. На мой удивленный вопрос, зачем же его сейчас учить читать, мамы часто ссылаются на ребенка друзей, который в 2 года уже все буквы знал, или в 5 уже бегло читает. Реже говорят, что в детстве в 5 лет сами уже читали (видимо, родителей, научившихся читать только  в школе, раннее обучение чтению тревожит меньше).

Давайте же сначала честно ответим себе на вопрос: «Почему я хочу, чтоб мой ребенок научился читать?» Сейчас мы не будем рассматривать вариант, когда малышу через полгода в школу. Ведь уже не новость, что к поступлению в 1 класс, чтоб успешно учиться, ребенок должен читать хотя бы по слогам. Впрочем,  в скобках заметим, что бывают случаи, когда дети, научившиеся читать в школе «с нуля», догоняют  и перегоняют своих более подготовленных одноклассников не только по скорости чтения, но и по успеваемости вообще.

Итак, с чем связано желание мам и пап как можно раньше научить свое чадо читать? рассмотрим несколько аргументов родителей.

-«многие в его возрасте уже читают» (как вариант: «я в его возрасте уже читал»)

- «от этого он станет умнее»

- «научится читать – будет сам  себя  развлекать «полезным» делом».

Если единственная причина начала ваших занятий по изучению азбуки то, что ребенок знакомых уже читает, успокойтесь и трезво оцените ситуацию. Как правило, это волнует тревожных родителей, которые боятся, что с их ребенком что-то не так или, что они недостаточно хорошие родители. Понаблюдайте внимательно за «юным дарованием» и своим малышом: разве ваше чадо хуже? Они и играют примерно в одни игры, и ссорятся из-за одного и того же  отличаются только тем, что один умеет читать, а другой нет. Но  если вы вдруг найдете в своем малыше что-то такое, чего не умеет его читающий ровесник, то «пятерка» вам с плюсом. И успокойтесь.

Поговорите с воспитателями, спросите, как ваше чадо рисует, лепит. Внимательно ли слушает задание, смотрит, когда показывают образец. Любит ли слушать, когда читают книги. Если воспитатель скажет, что с этим все в порядке, понизьте голос и скажите: «Я понимаю, что сравнивать детей между собой не педагогично, но все-таки: в общих чертах как наш смотрится на фоне остальных?» Если и тут вы получите утешительные данные, забудьте про буквы на ближайшие месяцы.

Если же воспитатель или вы сами в процессе «сравнительного анализа» увидите, что у вашего малыша есть проблемы с рисованием, лепкой, выдержкой, плачет он чаще остальных, не умеет договариваться, то вряд ли умение читать поможет ему справиться с этими трудностями. В этом случае лучше заняться именно лепкой и рисованием. На прогулках не стоять в стороне с журналом, а внимательно наблюдать, как ваш малыш играет с другими ребятками, вовремя вмешиваться, объясняя ему поступки других детей, предлагая поменяться, уступить, договориться. Если дети будут рады вашей компании, то и результаты обязательно появятся, потому что это значит, вы все делаете тактично, не задевая детских чувств ни своего чада, ни его друзей. И так в песочнице нужно будет провести не одну прогулку. Приглашайте детей в гости, и там тоже играйте вместе с ними. Труднее ли это, чем научить читать? Я думаю, что труднее. Но тогда вы дадите своему ребенку то, что ему действительно пригодится в жизни. А это такие умения, которым чем позже, тем научить труднее. И уж конечно, в школе учительница его этому не научит.

Если мне удалось вас убедить, что в 3-4-5 лет вашему потомку не обязательно уметь читать, но назойливые знакомые по-прежнему время от времени задевают ваши родительские чувства, напоминая, что их-то ребенок уже умеет читать, спросите их: «И много он читает?» Скорее всего,  это не книги, а вывески на магазинах и надписи на упаковках. Ваш ребенок пока поживет без этого.

Теперь второй  мотив родителей: обучение чтению сделает нашего ребенка умнее. Другими словами, раз освоил такой сложный процесс, то умный. О том, что ребенок тут же возьмется за энциклопедии или станет поглощать домашнюю библиотеку, речи не идет. Как правило, в 9 случаях из 10 этого не происходит.

Готовность мозга воспринять такой сложный процесс как чтение у каждого ребенка появляется в строго отведенное ему природой время. И уж, конечно, малыш с этим не рождается. Кроме того, эта способность не имеет ничего общего с понятием «ума» или «интеллекта». Другими словами, ребенок может быть очень развитым, знать много стихов, с удовольствием слушать книги и многое из них помнить, но быть неготовым к обучению чтению. И наоборот. Все, кто когда-нибудь учил детей читать, согласятся, что есть дети, которые схватывают все налету, а есть, которые «застревают» на каком-то этапе (например, слияния звуков в слог, или очень долго читают по слогам). Это значит, их мозг еще не готов воспринять этот механизм.

Нейропсихологи говорят, что если рано начать учить читать, это может привести к межполушарному разбаллансу, а это, в свою очередь – к задержке психического развития. Потому что если задача, предлагаемая ребенку опережает его физиологические возможности к этому моменту, происходит энергетическое обкрадывание. Это не дает формироваться тем процессам, которые должны развиваться в данный момент. И получается, что толком не формируется ни то, что ребенок мог бы с легкостью приобрести, ни то, на что потрачено столько сил и времени. А «пробелы» в развитии физиологии чреваты и отсроченными проблемами, в том числе и школьными.

Кроме того, чтоб воспринимать двухмерные буквы  на плоском листе книги, необходимо, чтоб  хрусталик глаза достиг достаточной  гибкости. Ведь  маленьким детям свойственно «трехмерное» зрение, так как  они много двигаются, лазают, качаются. Мир для них трехмерный. К семи годам у детей удлиняются глазные мышцы, хрусталик лучше фокусирует образ на центральной  ямке сетчатки, т.е. глаз «дозрел» до ямочного фокуса, необходимого для чтения.

Кстати, если человек, даже взрослый,  находится в состоянии хронического стресса, его зрение становится периферическим и поле зрительного восприятия сильно увеличивается (т.е. он хорошо видит то, что находится справа и слева от него – реакция организма, ожидающего нападения). В таком положении глазам очень сложно двигаться согласованно и следить за текстом. Попробуйте что-нибудь прочитать после того, как попали в травмирующую ситуацию.

 Какое отношение это имеет к нашим малышам, обучающимся читать против воли и против их природы?   Представьте себе, что вашему чаду и так трудно соединять буквы в слоги, а тут вы начинаете выходить из себя – ребенок сжимается, ему страшно, что сейчас крикнут, что его не любят, а может, и подзатыльник получит – куда уж более травмирующая ситуация! Тут и физиология уже начинает мешать: глаза двигаются не плавно, делают «скачки», могут даже заболеть. Вот и получается, что родители, имея благие намерения, сами сеют семена будущих школьных проблем. Ведь первый опыт встречи с «занятиями», с книжкой благодаря ассоциативной памяти может придать горький привкус всей учебе в будущем.

 Специально для этой статьи я поговорила с учителями начальных классов. Меня интересовал вопрос: есть ли прямая зависимость между умением читать будущего первоклассника и его дальнейшими успехами в школе. Все ответы можно свести к следующему: одно умение читать не гарантирует  успешной учебы. Хорошо учатся дети, которые читают быстро. Но быстро они читают не потому, что их научили на 2-3 года раньше остальных, и, конечно, не потому, что читали из-под палки каждый день, а потому что читать им нравится, и они читают много. Так что если вы попытались заинтересовать вашего 4-летку, но он остался равнодушен, не форсируйте события, подождите месяц. Потом попробуйте снова. Очень важно, как вы заинтересовываете будущего читателя, ведь есть очень много способов кроме традиционного букваря. Но об этом – в нашей следующей статье.

Некоторые родите-ли жалуются, что их 4-летка не может запомнить буквы. Почему? Дело в том, что буква для ребенка моложе 6-7 лет выступает не как знак, символ, а как рисунок: М – это  мама, А – Анина буква… Поэтому при раннем обучению чтению рекомендуется работать с целыми словами, т.е. создавать у ребенка образы слов. Об этом пишут и Глен Доман в своей книге «Как научить ребенка читать», и Николай Зайцев, автор известных звенящих кубиков.

Подведем итог. Если ребенок «дозрел» для того, чтоб освоить непростой процесс чтения, то вы затратите на это не много времени, сил и нервов. Если же он не готов, вы и для вас, и главное – для вашего «ученика» этот процесс будет очень уж энергозатратным и не без «побочных эффектов».

Кто-то скажет: «Но почему же есть дети, которые без труда научились читать раньше своих сверстников?» Потому что не у всех детей и взрослых совпадают паспортный и биологический возраста. Это не плохо и не хорошо. Ведь и на одном кусте помидор одни плоды созревают раньше, другие – позже. Но

никому не придет в голову срывать зеленые, если есть возможность дозреть им на кусте.

              И последнее: если вы и научите своего ребенка читать в 4-5 лет, станет

ли он самостоятельно этим заниматься? Даже очень прогрессивный Г.Доман категорически заявляет: для маленьких  детей при обучении чтению размер букв должен быть 7,5 см в высоту, а в первой рукописной книге – 2,5 см. Это  связано с физиологией. Многие ли наши

издательства выпускают книги с таким большим шрифтом? Есть, кечно, родители-энтузиасты, которые сами делают книжки своим детям: вырезают   картинки, а текст переписывают  сами или набирают на компьютере.

А вот что говорит известный детский психолог Т. Шишова: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно… КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ЕМУ ВСЛУХ». Объясняется это тем, что становление ребенка как читателя идет гораздо медленнее. Что может осилить только начавший читать пятилетка? «Колобок»? « Репку»? и не за один прием. А ведь в этом возрасте интересно послушать «Снежную королеву», Сказки Пушкина... Родители выразительно читают (ведь и этому надо учить), ребенок представляет все «в лицах» и  деталях (развивается необходимое в этом возрасте воображение), взрослые могут тут же пояснить непонятные слова, ответить на детские вопросы… Вот тогда чтение становится не только приятным времяпрепровождением, но и сближает родителей с детьми, а не становится яблоком раздора.

Ну что ж, кое-что сказано. Выбор за вами, уважаемые мамы и папы.

Маскова Светлана

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родина — у каждого она своя. Своя шахта, свой дом, свои соседи. Свои родные места. И только все это сливаясь вместе становится нашей Россией.

1 слайдРодина — у каждого она свояСвоя шахта, свой дом, свои соседи,Свои родные места.И только все это сливаясь вместеСтановится нашей Россией. 2 слайдНаш век – это время массовых переселений чел...

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Овощи".

Презентация к первому и второму этапу методики Г.Домана. Слова "Овощи"...

Обучение чтению. Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"

Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"(не весь материал)...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.

Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...